Чтение 8 Г класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению (далее – Рабочая
программа) – это образовательная программа, адаптированная для категорииглухих
(слабослышащих, позднооглохших) обучающихся с легкой умственной отсталостью 8
класса Государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся по
адаптированным образовательным программ «Магаданский областной центр образования
№ 2» с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – Стандарт) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы,на
основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Программа рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю), в том числе на контрольные и
проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по чтению используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Чтение» 8 класс под ред.З.Ф. Малышевой – М.:
«Просвещение», 2019 г.
Изучение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;

развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;

развитие положительных качеств и свойств личности;
Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе,
реализующей АООП. От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением
понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса
обучения.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем
социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо
обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными
возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Рабочая
программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через
совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных
произведений. Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровняобщеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».
Программный материал представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом
индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний,
умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности
и
структуры
дефекта
обучающихся,
что
предусматривает
необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый

диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы
к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных
героев произведения. Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
материала, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать
им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
Начиная
с
8
класса
учащиеся
включаются
в
круглитературного
чтения.Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения
обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный
список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности.
Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить
учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые
литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности.
Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты
литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла,
овладевать средствами выразительности чтения.
Содержание программы
Для решения поставленных задач в программе выделены следующие подразделы:
«Примерная тематика чтения», «Навыки чтения», «Работа с текстом», «Внеклассное
чтение».
Устное народное творчество
Русские народные сказки. Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло;
хочешь счастья – учись уму-разуму, не нарушай данного слова. Былины (в авторском
переложении) как отражение исторического прошлого народа. Баллады.
Список произведений: Сказки, Пословицы и поговорки, Баллады, Былины.
Русская литература XIX века
Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который
явился основой для создания, включенного в учебник произведения.Формирование
внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью
учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление
и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный
материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и
событиям (с помощью учителя). Соотнесение содержания произведения с фактами из
истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям
русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ
нравственного аспекта поступков героев.
Примерный список авторов: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, Н.А.
Некрасов, Л.Н. Толстой, И.С. Никитин, И.С Тургенев
Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который явился
основой для создания, включенного в учебник произведения.
Русская литература 1-й половины XX века
Знакомство с произведениями авторов ХХ века. Формирование внимания к
авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя),
нахождение характеризующих событий, героев слов и предложений. Участие в беседе с
опорой на текст рассказа или стихотворения, а так же собственный опыт и
впечатления.Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям
2

русских писателей и поэтов. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев
по отношению.
Примерный
список
авторов:
А.П.Чехов,
В.Г.Короленко,
С.А.Есенин,
А.П.Платонов, А.М.Толстой, Н.А.Заболоцкий, Краткие биографические сведения и
рассказ о том реальном случае, который явился основой для создания, включенного в
учебник произведения.
Устное народное творчество как отражение жизни человеческого общества
Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты —
внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное
повторение событий, концовка. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и
поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений
устного народного творчества.
Русская литература XIX, XX века
Произведения о Родине, о Севере; о рабочих профессиях; об отношении людей к
труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных
изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы
мира и дружбы.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы предмета «Чтение» за седьмой классдолжны стать
следующие личностные результаты:

формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как
одного из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития;

совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в
процессе чтения;

развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе
знакомства с литературными произведениями;

развивать морально-этические представления, эмоционально-нравственную
отзывчивость;

развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;

развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;

развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений.
Предметные
результаты
освоения
образования
включают
освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Стандарт определяет два уровня овладения предметными
результатами:минимальный и достаточный.
Минимальный уровень предполагает:
3


правильное, осознанное чтение целым словом, доступных по содержанию
текстов;

чтение про себя проанализированных ранее текстов;

определение темы произведения (под руководством педагогического
работника);

ответы на вопросы педагогического работника по фактическому
содержанию произведения своими словами;

участие в коллективном составлении словесно-логического плана
прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста;

пересказ близко к тексту отдельно взятых частей произведения;

установление последовательности событий в произведении; определение
главных героев текста;

составление элементарной характеристики героя на основе предложенного
плана и по вопросам педагогического работника;

нахождение в тексте незнакомых слов и выражений с помощью
педагогического работника;

заучивание стихотворений наизусть (объем текста и количество
стихотворений с учетом особенностей учащегося);

участи в уроках внеклассного чтения с выполнением посильных заданий.
Достаточный уровень предполагает:

правильное, осознанное чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных
норм орфоэпии;

чтение про себя с предварительным заданием легких по содержанию
текстов;

ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами
автора (выборочное чтение);

определение темы художественного произведения;

определение основной мысли произведения (с помощью педагогического
работника);

формулировка вопросов к тексту (с помощью педагогического работника);

различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;

деление текста на части с присвоением заглавия к каждой из них (с
помощью педагогического работника);

соотнесение читаемого произведения с определенным жанром (с помощью
педагогического работника);

определение собственного отношения к поступкам героев (героя); пересказ
текста по коллективно составленному плану;

нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения
и смысла с опорой на контекст;

выбор интересующей литературы, составление отзывов на прочитанную
литературу (с помощью педагогического работника);

знание наизусть 10-11стихотворений.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
4

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно.На основании применения
метода экспертной оценки осуществляется всесторонняя и комплексная оценка овладения
обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемойдинамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
 по способу предъявления (устные, письменные, практические);
 по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится,если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично)– свыше 65%.

5

Чтение (литературное чтение)
Общее количество часов – 99 часов
В неделю – 3 часа
Кол-во
№
Тема урока
п/п
часов

1
2-6
7-8
9-10
11

14
15-18
19
20
21
22
23
24

1
2
3
4
5
6
7
8
6
7-9
10
11
12
13
14-21

I четверть
Устное народное творчество.
Устное народное творчество.
«Волшебное кольцо» (cказка).
Народные песни. Пословицы. Загадки.
"Перчатка" В,А, Жуковский
Обобщение по теме «Устное народное творчество».
Внеклассное чтение.Русские народные сказки.

11
1
5
2
2
1
1

Из произведений русской литературыXIX века.

12

А. Пушкин. Биография.

1

«Сказка о попе и его работнике Балде» А. Пушкин.
«Зимнее утро» А.Пушкин.
«У Лукоморья» А.Пушкин.
Проверочная работа «Произведения А. Пушкина».
М.Лермонтов. Биография.
«Родина» М. Лермонтов.
Контрольное чтение.
Всего:

4
1
1
1
1
2
1
24

Внеклассное чтение. Сказки А. Пушкина
Из произведений русской литературыXIX века.
И. Крылов. Биография
«Муха и пчела» И. Крылов.
Н. Некрасов. Биография.
«Мороз, Красный нос» Н. Некрасов.
«Русские женщины» Н.Некрасов.
И. Никитин. Биография
И. Никитин. "Русь"
И. Никитин. "Утро на берегу"
Л.Толстой. Биография.
«После бала» Л.Толстой.
А.Чехов. Биография.
«Лошадиная фамилия». А.Чехов.
«Лошадиная фамилия». А.Чехов.
Внеклассное чтение.«Иду по тайге» С. Олефир.
В. Короленко. Биография.
«Слепой музыкант» В. Короленко.

1
23

Дата

1
1
1
1

1
3
1
1
1
1
1
8
6

22

1
2-6
7-11
12
13-15
16
17

18-21
22
23-27
28-30

1
2
3
4-7
8-11
12-15
16
17
18
19
20
21

Контрольное чтение.
Проверочная работа «Русские произведения XIX
века».
Всего:

24

Внеклассное чтение.А. Чехов. Рассказы
Из произведений русской литературы XX века.
М.Горький. Биография.
«Макар Чудра» М. Горький.
«В людях» М. Горький.
Проверочная работа «Творчество М. Горького».
«Русский характер» А. Толстой.
«Пороша» С. Есенин.
«Отговорила роща золотая» С. Есенин.
Внеклассное чтение.
«Емеля-охотник»(Ч.1) Д.Н.Мамин-Сибиряк.
«Некрасивая девочка» Н. Заболоцкий.
Контрольное чтение.
Внеклассное чтение.
«Телеграмма» К. Паустовский.
«Дикая собака Динго...» Р. Фраерман.
Всего:

1
21
1
5
5
1
3
1
1
1
1
4
1
1
4
3
30

«Дикая собака Динго...» Р. Фраерман.
«Дикая собака Динго...» Р. Фраерман.
Внеклассное чтение.
«Дикая собака Динго...» Р. Фраерман.
Из произведений русской литературы XX века.
«Василий Тёркин» А, Твардовский.
«Гринька Малюгин» В. Шукшин.
«Далёкая и близкая сказка» В. Астафьев.
"Разноцветная бабочка" А. Платонов.
"Разноцветная бабочка" А. Платонов.
Внеклассное чтение.
"Родина" А. Сурков
Проверочная работа «Из произведений русской
литературы XX века».
Контрольное чтение
Повторение изученного за год «Произведения XIXXXвеков».
Всего:
Итого:

1

1
1
1
1
23
4
4
4
1
1
1
1
1
1
1
23
102

7

Литература
Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Аргументы

1.
Даль В.И.
недели, 2021. – 856с.
2.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2013. – 200с.
3.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование,
2020. – 1376с.
4.
Шишкова М. И. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. — М.: Просвещение, 2020. — 200 с.
Учебно-методические и технические средства обучения:
1.
Бгажнокова
И.М. Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, – М.: «Просвещение», 2013 г.
2.
Демонстрационные таблицы и печатные пособия, компьютер, интерактивная
доска.
3.
Малышева З.Ф. Учебник «Чтение» 5 класс,– М.: «Просвещение», 2019 г.
Литература для внеклассного чтения:
1.
Бирюков Ю.С. «Сборник военных песен».
2.
Давыдова Л.С., Труфанова Л.А. Хрестоматия к региональной программе
«Северячок».
3.
Есенин С.А. «Стихотворения».
4.
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Емеля-охотник.
5.
Олефир С. «Дай руку, пошли…», «Иду по тайге».
6.
Осеева В. «Динка», рассказы.
7.
Пушкин А.С. «Сказки».
8.
Русские народные сказки.
9.
Чехов А.П. «Лошадиная фамилия».
Интернет-ресурсы:
1.
Образовательная онлайн-платформа для школьников, родителей и учителей
«Учи.ру». [Электронный доступ]. URL: https://uchi.ru/teachers/lk/main.
2.
Образовательная социальная сеть / Чтение. [Электронный доступ].
URL:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie.
3.
Образовательный портал «Инфоурок». [Электронный доступ]. URL:
https://infourok.ru.
4.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный доступ].
URL: http://festival.1september.ru.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».