Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по математике (далее Рабочая программа) - это образовательная программа, адаптированная для категории
глухих (слабослышащих, позднооглохших) обучающихся8 класса с легкой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
государственного
казенного
образовательного учреждения
по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 2» с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) и на основании
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом №
1026, на основе программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы Математика (автор В.В. Эк) (Москва «Просвещение»
2019 года).
Программа рассчитана на 99 часов (3 ч. в неделю), в том числе на контрольные и
проверочные работы.
Для реализации рабочей программы используется учебник Т.В. Алышевой
Математика 8класс. Учебник дляобразовательных учреждений, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы.Москва «Просвещение»,
2019г.- 272с.),
Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения
этого предмета на I этапе обучения. Распределение учебного материала, так же, как и на
предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить
постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практикотеоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и
умений в формировании жизненных компетенций.
Цель адаптированной образовательной программы обучения математике:
- дать обучающимся доступные количественные, пространственные и временные
представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность
на пользу общества.
В процессе обучения математике решаются следующие задачи:
- формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для
решения практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых в
повседневной жизни;
- коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего
развития;
- воспитание положительных качеств и свойств личности.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание программы
Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и
упорядочение многозначных чисел. Округление чисел. Присчитывание , отсчитывание по
1ед.тыс, 1 дес.тыс., 1 сот.тыс. в пределах 1000000.
Единицы измерения и их соотношения. Величины -стоимость, длина, масса, времяи
единицы их измерения. Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами (мерами) стоимости,
длины, массы, виде десятичных дробей и обратное преобразование. Сложение и
вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени, без
преобразования. Умножение и деление чисел, полученных при измерении мер стоимости,
длины, массы, на однозначное число. Шкала отрицательных значений температуры.
Арифметические действия. Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах
1 000 000 устно -легкие случаи и письменно. Нахождение неизвестного компонента
сложения и вычитания. Умножение и деление многозначных чисел и чисел, полученных
при измерении, на одно- и двузначные числа без перехода и с переходом через разряд.
Проверка действий умножения и деления. Сложение и вычитание с помощью
калькулятора. Порядок действий.
Дроби. Образование, запись и чтение обыкновенных дробей.Сравнение дробей с
одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями.Замена неправильной дроби
смешанным числом и выражение смешанного числа неправильной дробью. Приведение
обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие случаи). Сложение и вычитание
обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Нахождение одной или нескольких
частей числа. Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с
одинаковыми знаменателями.
Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей.Выражение десятичных
дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях.Сравнение, сложение и вычитание
десятичных дробей (все случаи).Нахождение десятичной дроби от числа.
Арифметические задачи. Простые арифметические задачи на определение
продолжительности, начала, и окончания события. Простые арифметические задачи на
нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное
приведение к единице, на движение в одном и противоположном направлении тел.
Составные задачи в 3 действия. Задачи геометрического содержания, требующие
вычисления периметра многоугольника.Арифметические задачи, связанные с программой
профильного труда.
Геометрический материал.
Распознавание и изображение геометрических фигур: угол, многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб. Взаимное
положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения) и линий
(пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, в том числе
параллельные).Сумма углов треугольника.Симметрия. Ось симметрии. Симметричные
фигуры. Построение геометрических фигур, симметрично расположенных относительно
оси симметрии.Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника,
квадрата.Геометрические тела: куб, шар. Узнавание, называние. Геометрические формы в
окружающем мире.
Планируемые результаты
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью, конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным
результатам освоения АОП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Личностные результаты
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
Предметные результаты.
В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями
определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по
математике: минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью) и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
- знание числового ряда чисел в пределах 10000; чтение, запись и сравнение целых
чисел в пределах 10000;счет с присчитыванием разрядных единиц устно и с записью с
помощью учителя;
- письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000
(сложение, вычитание, умножение и деление ( с помощью учителя) на однозначное число)
с использованием таблиц умножения, микрокалькулятора (легкие случаи);
- знание десятичных дробей; запись, чтение; выполнение арифметических
действий (сложение, вычитание, с помощью учителя);
- решение простых арифметических задач;
- узнавание простых геометрических фигур и тел;
Достаточный уровень:
- знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение
чисел в пределах 1 000 000;счет с присчитыванием разрядных единиц устно и с записью
чисел;
- знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения
стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
- устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными
при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);
- письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и
числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
- знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;
- выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
- выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и
десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений
путем повторного использования микрокалькулятора;
- решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3
арифметических действия;
- распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар);
- знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник,
параллелограмм), приемов построения;
- вычисление периметра прямоугольника, треугольника;
- узнавание симметричных предметов и фигур, нахождение оси симметрии, умение
расположить предмет симметрично относительно оси, центра симметрии;
- построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира
линий, углов, многоугольников, окружностей, в том числе симметричных относительно
оси, центра симметрии;
- применение математических знаний для решения профессиональных трудовых
задач.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется
всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов
- нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.Оценка достижения обучающимися с умственной
отсталостью предметных результатов
должна базироваться на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично)– свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
№
1-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
16-18
19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29-32
33
34-35
36-37
38
39
40
41
42-43
44
Общее количество часов – 99 час.
В неделю – 3 часа
Тема урока
Нумерация
Нумерация . Таблица классов и разрядов.
Разложение числа на разрядные слагаемые.
Разрядные единицы.
Римская нумерация.
Решение задач.
Округление чисел.
Контрольная работа « Нумерация»
Числа, полученные при измерении величин.
Числа, полученные при измерении величин.
Решение задач.
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Устное сложение и вычитание многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел с помощью
калькулятора.
Присчитывание и отсчитывание разрядных единиц
Письменное сложение многозначных чисел.
Письменное вычитание многозначных чисел.
Решение уравнений
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Порядок действий
Решение задач.
Контрольная работа «Письменное сложение и вычитание
многозначных чисел».
Работа над ошибками.
Умножение и деление на однозначное число
Устное умножение и деление на однозначное число.
Решение задач.
Письменное умножение многозначных чисел на однозначное
число.
Письменное деление многозначных чисел на однозначное
число.
Решение задач.
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное.
Деление с остатком.
Самостоятельная работа «Умножение и деление на
однозначное число»
Геометрический материал
Отрезок.
Окружность.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Умножение на 10, 100, 1000.
Деление на 10, 100, 1000.
Решение задач
Кол. Дата
час.
8
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
14
1
1
1
2
3
1
1
1
1
1
1
14
1
1
2
4
1
2
2
1
2
1
1
6
1
2
1
45
46-47
48
49
50
51
52
53-54
55
56
57
58-59
60-61
62-63
64
65
66
67
68
69
70
71
72-75
76
77-78
79-80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
Контрольная работа «Умножение и деление на 10,100,1000»
Преобразование чисел, полученных при измерении.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Сложение чисел, полученных при измерении.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Решение задач.
Самостоятельная работа «Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении»
Умножение и деление чисел, полученных при измерении.
Умножение чисел, полученных при измерении на однозначное
число.
Деление чисел, полученных при измерении на однозначное
число.
Самостоятельная работа «Умножение и деление чисел,
полученных при измерении».
Умножение чисел, полученных при измерении на 10,100, 1000.
Деление чисел, полученных при измерении на 10,100,1000.
Умножение и деление на круглые десятки
Умножение на круглые десятки.
деление на круглые десятки.
Деление на круглые десятки с остатком.
Решение задач
Умножение и деление чисел, полученных при измерении на
круглые десятки.
Решение задач.
Геометрический материал
5
Треугольник, виды треугольников.
Периметр треугольника.
Прямоугольник. Параллелограмм.
Периметр многоугольника.
Самостоятельная работа по геометрии.
Умножение и деление на двузначное число.
Умножение на двузначное число.
Контрольная работа за 3 четверть.
Деление на двузначное число.
1
2
4
1
1
1
1
Деление на двузначное число.
Обыкновенные Дроби
Дроби. Повторение. Сравнение дробей.
Нахождение дроби от числа.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Приведение дробей к одному знаменателю
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Десятичные дроби
Получение, запись, чтение десятичных дробей.
Выражение десятичных дробей в более крупных, более мелких
долях.
Сравнение десятичных дробей и долей.
Сложение десятичных дробей.
Вычитание десятичных дробей.
2
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
6
1
2
1
1
1
9
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
9
4
1
2
1
1
1
92
93
94
95
96
97
98
99
Итого
Решение задач.
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Контрольная работа «Сложение и вычитание десятичных
дробей».
Меры времени.
Меры времени
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
времени.
Итоговая контрольная работа
Работа над ошибками.
Повторение
1
1
1
2
1
1
1
1
1
99
час.
Литература
1.
Рабочие программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями вариант 1Алышева Т.В.- М: «Просвещение» 2019 года).
2.
Учебник «Математика» 8 класс Т.В. Алышевойдля образовательных
учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,
Москва «Просвещение», 2019г.- 272с.),
Дополнительная литература
1.
Елецкая, Тараканова, Матвеева - Информационные технологии в
специальном образовании. Учебное пособие с практикумом для вузов М.: Владос.2021г.
2.
Моторо Н.П., Новожилова Н.В., Шалашова М.М. «Основы финансовой
грамотности» сборник задач в трех томах М.: Банк России, 2020г.
3.
Перова М.Н. "Преподавание математики в коррекционной школе. Пособие
для учителя спец. образоват. учреждений".Москва «Просвещение».2020г
4.
Руденко А.М. "Основы коррекционной педагогики и психологии. Учебник"М.: Феникс, 2023 г.
5.
Саламатова А.Г. "Справочник по математике (геометрия) для 5-9 классов
общеобразовательных организаций, реализ. ФГОС" М.: Владос,2020г.
6.
Яковлева И.М., СкираЕ.В. «Формирование базовых учебных действий у
обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики"- М.: ИНФРА-2022
7.
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2019г.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Персональный компьютер, принтер, интерактивная доска, презентации к урокам.