Психокоррекционные занятия 9 класс

Государственное казенное общеобразовательное }чреждение
для обуrающихся по адаптированным образовательным программам

(Магаданский областной центр образования Ns 2>

685910 Магаданская область. Ольский п,{уницип,Lльный округ, пгт. Ола. ул.
тел. (8 41З 4|)259 55, e-mail : liоr_ýqtr;.q1&@Цst,гu

инн/кпп

Адаптированная

1

00

(А)

l

образовательн

рабочая

L

4901 0041 74149010

54

ая

программа

Пре дметная область Коррекцuонно
обласrпь
Учебный предм
Псuхкос
нные заняmuя
Класс
9

ет

составитель

ц|{Йr

Л.Х. Полванова

L
согласована
Педагогический совет
От

l!j!_аLпротокол

J\Гq {

согласована
з
директора по УВР
м.ю.у ксусова

п. ола

ГIояснительЕая записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по развитию психомоторики и
сенсорному развитию (далее - Рабочая програN,.{ма) адресована обучающимся 9 класса с

легкой умствеI{ной отста,тостью (иIлтеллектуаlтыIьш{и иарушенrrями).

АдаптированнаlI

основвая

обпiеобразовательная программа

об1^lающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
соответствии с требованиями федера_пьного государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственIiоЙ отсталостью (интеллектуацьными нарушениями)
(да:lее - Стандарт)
и на основании
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуацьными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвеrцения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 r. приказоп,r Ns 102б, на основе программы
специальных (коррекционньIх) обiцеобразователь}{ых учреждений VIII вида, 5-9 классы,
под редакцией И.М, Бгажноковой. (Москва кПросвещение)) 2013 года).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов - 2 часа в неделю. rrродопжительность
заня-lия 40 минут.
занятий заключается в применении разных форм
Щель психокоррекционньIх
ВЗаимодеliствLIя с обучающимися, направленнымtr{ на преодоление или ослабление
ПРОблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений обуrающихся, формирование навыков адекватного
IIоведения.
Задачи:
1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной
деятельности ребенка с интеллектуа,,lьной недостаточностью:
-развитие пространственного восприятия;
-коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переIсцючения, объема
внимания;
-развитие мелкой моторики;
-развитие памяти (зрительной, слровой);
-опосредованного запоминания развитие фонематического сл}ха и восприятия;
-развитие мышления;
-развитие мыслительньrх операций;
-развитие понятийного мышления;
-развитие воображения:
2. Коррекция и развитие эмоционально - волевой сферы: овладение регулятивнь{м
ПОВеДением, развитие внyтренней активности, формирование адекватной самооценки,
формирование поведения адекватного социацьным нормам.
З. Формирование
коммуникативньIх
функший: умение владеть вербальными и
невербальными средствами передачи информации, умение общаться rrоддержать беседу
диалог.
4, Повышение мотивации к уrебной деятельности

в

L

L

образования

Содержание программы

fiиагностика:

-диагностика памяти;
-диагностика внимания;
-диагЕостика мышле}lия;
_исследование саNIооценки

;

-исспедование уровня тревожности.
IIсихомоторное развитLIе :
-развI-Iтие крупной и мелкой моторики;
-графо-моторных навыков;
-тактильно-двигательное восприятие.

l

Сенсорное развитие:
-формирование сенсорных эт€lJIонов цвета;
-развитие и коррекция восприятия формы;
-развитие и коррекция восприятия величины;
-Развитие пространственно-временнOго восшриятия.
Развитие ВПФ:
-развитие внимания;
-развитие речи;
*развитие мышления.
Эмоционально-волевая сфера
-виды эмоций;
-снятие уровня трево}кности;
_развитие произвольного
управления поведением;
-развитие волевьIх усилий и сосредоточенности.
Развитие коммуникативных навыков :
-Я - как личность;
:

-Яиты-вместе.

Планируемые результаты

ЛиЧностные результаты освоения программы включают иЕдивидуально-JIичностные
качества и социальные (жизненные компетенции обl^rающихся, социально значимые
ценностные установки.
-ВОСпитание уважительного отношения к иноNdу мнению, истории и культуре других
народоts;

L

-СфОРмированность адекватных представлений о собственньD( возмо}кностях, о
насуrцно необходимом жизнеобеспечении ;
-овладение начацьными навыками адаIIтации в динамично изменяющемся и
развиваюIцемся мире:
-ОВЛаДеНИе СОциально-бытовьrми навыками, используемыми в гIовседневноЙ жизни;
-СПОСОбность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. принятие
соответств}.ющих возрасту ценностей и социальньп< ролей;
-rrРИНятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социа],Iьно
значимых мотивов учебной деяте]]ьности;
-СфОрмированнOсть навыков соlрудничества с взрослыми и сверстниками в разньж
социаJIьньж ситуациях;
-сформlrрованIIость установки на безопасньй, здоровый образ жизни" нilличие
МоТивации к творческомy труду, работе на результат, бережному отношению к
материаJIьным и духовным ценностям:
-проявление готовности к самостоятельной жизнтл.
Планируемые предметные результаты реализации программы коррекционной
РабОТы имеют дифференцированный характер, должны уточняться и коЕкретизироваться
С УЧеТОМ ИНДИВИДУа,цЬных особенностеЙ и возможностеЙ обучающихся с умственноЙ
отсталостью.
fiОСтияtения обучаюшихся рассматриваются в диЕамике с учетом их предыдущих
инДивидуальных реализации программы коррекционной работы лежат в большей степени
В СфеРе ЖизrrенноЙ компетенции и оцениваются с учетом предыдущих достихtений
обучающихся,
Система оценки
РезУльтаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальн,чю карту
РаЗВИТия обУчаюrцегося (дневник наблюдениЙ), что позволяет не только представить
ПОЛНУЮ Картину динаА4ики целостного развития обучаюrцегося, но и отспедить наJIичие
или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетеIIциям.

Календарно-тематическOе планирование
Тема урока

Nb
1

6
7

Чувство времени.

1

8

Навыки коммуЕикативного общения.

2

9

сплочение коллектива.

2

l0

Вербальное и невербальное общение.

.'

i1

Составление рассказа по картине

1

12.

Работа с деформированными пред"цо}кениями

1

1a
lJ

Работа с деформированным текстод,{

1

14,

Тренирс,lвка

2

15

Кончентрация вниманрIя.

1

i6.

Переключение внимания.

2

\"7.

Устойчивость

2

18.

объем

2

19.

Развитие зрительной шамяти

2

20.

Развитие слlховой памяти

2

21

Мир профессий

2

22

Личностные особенности в выборе профессий

2

-э

развитие словесно-логического мышления

2

24

Развитие мыслительньж операций: ана-пиз.
синтез, сравне}Iие, обобщенлtе.

2

25

26

Мои дости>rtения
Восприятие времени и пространства.

27

Я и другие

a

J
4
5

L

1

Щиагностика внимания.
flиагностика мышления.
Исследование самOоценки.
Исследование уровня тревOжности,
Пространственные восприятия.

2

L

,Щиагностика памяти.

количество
часов

техники

чтения

1
1
1
1

1

1

l

2

Щата
проведениfi

\*

28.

Чувства. Фуллкцилr чуtsств

29

Выраrкение чувств.

1

з0

Вербалъное и неверб[шIьное общение

1

з1

Составление рассказа по картине

1

Работа с деформированными предложениями

1

JJ

Работа с деформированным текстом

1

J+

написание изложения

1

35.

Тренировка техники чтения. Пересказ

1

зб

Переключение вним ания.

1

зl

Распределение внимания.

1

38.

объем внимания

1

з9

Развитие зрительноt1 и слр<овой памятлr.

1

40.

логическая память

1

4|

ОпосредоваЕIlое зашоминание

1

42

Развитие мысIи,геJIы{ых шроцессов

1

4з

Решение логических задач

i

44

Мир профессий

2

45,

Личнос,тные особенности в выборе профессий

2

62
бз
64
65
66

Щиагностика па]\.{яти.
Щиагностика внимания.
,Щиагностика мышления.
Исследование самооценки.
Исследоцание уровня тревожности

i.

2.

fu

1
1

1

1
1

Лlлтераryра
Азатян Т.Ю. Формирование пространственньD( представлений у дошкольников с
нарушением интеллекта tl Современные направления психолого-пелагогического
сопровождения детства : материацы науч.-практ. семинара / [од ред. г.с.
ЧеСноковоЙ, Е.В. Ушаковой ; Новосибирский гос. пед. ун-т.- Новосибирск, 201б.
БаЗарова Е.Б. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема.
ПРаКТическая психология: вызовы и риски современного общества.

З. В.И.

БУтылецкая, С.А. Великова
деятельности. - Владимир. 2018.

ll

Психология учебной

и

-

2020

профессиональной

L

4.
5.

6.
7.

8.

L

9,

Заrциринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. - СанктПетербург : СПбГУ, 2019.
Изаренкова ,Щ. Социа,тизация детей из неблагополучных семей : Актуапьные
проблемы теории и практики психологии и социологии. * 20lr7 .
Катерисова Е.А. Психофизиологическое и физическое развитие детей с умственной
ОТСТа]ТосТЬю / Е.А. Катерисова, С.А. Шустова // Соврем, тенденции развития науки и
технологий. - 2016.
Захарова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования
навыков межличностных отношений у детей подросткового возраста с умственной
оТсталос'гью [ЭлектронныЙ ресурс] ll Личность, семья и обlцество: вопросы
педагогики и психологии. -20|4"
Морозова Я.В. Оптимизация межличностных отношений в среде подростков с
}МСтвенноЙ отстацостью ll Новое слово в науке и практике: гиIIотезы и апробация
результатов исслед. - 2015
РаМцоВа Г.Г. Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции
IIОЗнавательньIх процессов младших школьников с нарушением интеллекта ll
МОлодоЙ у,леный.

-

20|4.
10. Сlхорукова А.С. Теоретические и методологические проблемы психологической
КОРРекЦии ДетеЙ и подростков с проблемами в развитии // Психологияи педагогика:
методика и проблемы шракт. применения. -2012.
11. Сенсорное воспитание детей с откJIонениями в развитии: сб. игр и игровьIх
упражнений. Метиева Л.А., Уда,това Э.Я.,М. <Просвещение>2009. ;
12. Хакимзянов Р.Н. Синемалогия как способ социальной адаптации rrодростков с
нарУшением шоведения // Психология. Историко-критические обзоры и современные
исследования. *2022.

Электронная литература

1.

http://www .danilova.ru

2.
t

з. httos://ir.duan.edu.

|2з

45

67 89

98

-2022-Зl, 1l з 7 9 l | /%Dayo Al

оhi,

91,%D0%9E%DO%A

,9

4.

S

narushenn}rm-intellektom

11iindex


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».