Государственное казенное общеобразовательное }чреждение
для обуrающихся по адаптированным образовательным программам
(Магаданский областной центр образования Ns 2>
685910 Магаданская область. Ольский п,{уницип,Lльный округ, пгт. Ола. ул.
тел. (8 41З 4|)259 55, e-mail : liоr_ýqtr;.q1&@Цst,гu
инн/кпп
Адаптированная
1
00
(А)
l
образовательн
рабочая
L
4901 0041 74149010
54
ая
программа
Пре дметная область Коррекцuонно
обласrпь
Учебный предм
Псuхкос
нные заняmuя
Класс
9
ет
составитель
ц|{Йr
Л.Х. Полванова
L
согласована
Педагогический совет
От
l!j!_аLпротокол
J\Гq {
согласована
з
директора по УВР
м.ю.у ксусова
п. ола
ГIояснительЕая записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по развитию психомоторики и
сенсорному развитию (далее - Рабочая програN,.{ма) адресована обучающимся 9 класса с
легкой умствеI{ной отста,тостью (иIлтеллектуаlтыIьш{и иарушенrrями).
АдаптированнаlI
основвая
обпiеобразовательная программа
об1^lающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
соответствии с требованиями федера_пьного государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственIiоЙ отсталостью (интеллектуацьными нарушениями)
(да:lее - Стандарт)
и на основании
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуацьными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвеrцения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 r. приказоп,r Ns 102б, на основе программы
специальных (коррекционньIх) обiцеобразователь}{ых учреждений VIII вида, 5-9 классы,
под редакцией И.М, Бгажноковой. (Москва кПросвещение)) 2013 года).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов - 2 часа в неделю. rrродопжительность
заня-lия 40 минут.
занятий заключается в применении разных форм
Щель психокоррекционньIх
ВЗаимодеliствLIя с обучающимися, направленнымtr{ на преодоление или ослабление
ПРОблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений обуrающихся, формирование навыков адекватного
IIоведения.
Задачи:
1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной
деятельности ребенка с интеллектуа,,lьной недостаточностью:
-развитие пространственного восприятия;
-коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переIсцючения, объема
внимания;
-развитие мелкой моторики;
-развитие памяти (зрительной, слровой);
-опосредованного запоминания развитие фонематического сл}ха и восприятия;
-развитие мышления;
-развитие мыслительньrх операций;
-развитие понятийного мышления;
-развитие воображения:
2. Коррекция и развитие эмоционально - волевой сферы: овладение регулятивнь{м
ПОВеДением, развитие внyтренней активности, формирование адекватной самооценки,
формирование поведения адекватного социацьным нормам.
З. Формирование
коммуникативньIх
функший: умение владеть вербальными и
невербальными средствами передачи информации, умение общаться rrоддержать беседу
диалог.
4, Повышение мотивации к уrебной деятельности
в
L
L
образования
Содержание программы
fiиагностика:
-диагностика памяти;
-диагностика внимания;
-диагЕостика мышле}lия;
_исследование саNIооценки
;
-исспедование уровня тревожности.
IIсихомоторное развитLIе :
-развI-Iтие крупной и мелкой моторики;
-графо-моторных навыков;
-тактильно-двигательное восприятие.
l
Сенсорное развитие:
-формирование сенсорных эт€lJIонов цвета;
-развитие и коррекция восприятия формы;
-развитие и коррекция восприятия величины;
-Развитие пространственно-временнOго восшриятия.
Развитие ВПФ:
-развитие внимания;
-развитие речи;
*развитие мышления.
Эмоционально-волевая сфера
-виды эмоций;
-снятие уровня трево}кности;
_развитие произвольного
управления поведением;
-развитие волевьIх усилий и сосредоточенности.
Развитие коммуникативных навыков :
-Я - как личность;
:
-Яиты-вместе.
Планируемые результаты
ЛиЧностные результаты освоения программы включают иЕдивидуально-JIичностные
качества и социальные (жизненные компетенции обl^rающихся, социально значимые
ценностные установки.
-ВОСпитание уважительного отношения к иноNdу мнению, истории и культуре других
народоts;
L
-СфОРмированность адекватных представлений о собственньD( возмо}кностях, о
насуrцно необходимом жизнеобеспечении ;
-овладение начацьными навыками адаIIтации в динамично изменяющемся и
развиваюIцемся мире:
-ОВЛаДеНИе СОциально-бытовьrми навыками, используемыми в гIовседневноЙ жизни;
-СПОСОбность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. принятие
соответств}.ющих возрасту ценностей и социальньп< ролей;
-rrРИНятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социа],Iьно
значимых мотивов учебной деяте]]ьности;
-СфОрмированнOсть навыков соlрудничества с взрослыми и сверстниками в разньж
социаJIьньж ситуациях;
-сформlrрованIIость установки на безопасньй, здоровый образ жизни" нilличие
МоТивации к творческомy труду, работе на результат, бережному отношению к
материаJIьным и духовным ценностям:
-проявление готовности к самостоятельной жизнтл.
Планируемые предметные результаты реализации программы коррекционной
РабОТы имеют дифференцированный характер, должны уточняться и коЕкретизироваться
С УЧеТОМ ИНДИВИДУа,цЬных особенностеЙ и возможностеЙ обучающихся с умственноЙ
отсталостью.
fiОСтияtения обучаюшихся рассматриваются в диЕамике с учетом их предыдущих
инДивидуальных реализации программы коррекционной работы лежат в большей степени
В СфеРе ЖизrrенноЙ компетенции и оцениваются с учетом предыдущих достихtений
обучающихся,
Система оценки
РезУльтаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальн,чю карту
РаЗВИТия обУчаюrцегося (дневник наблюдениЙ), что позволяет не только представить
ПОЛНУЮ Картину динаА4ики целостного развития обучаюrцегося, но и отспедить наJIичие
или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетеIIциям.
Календарно-тематическOе планирование
Тема урока
Nb
1
6
7
Чувство времени.
1
8
Навыки коммуЕикативного общения.
2
9
сплочение коллектива.
2
l0
Вербальное и невербальное общение.
.'
i1
Составление рассказа по картине
1
12.
Работа с деформированными пред"цо}кениями
1
1a
lJ
Работа с деформированным текстод,{
1
14,
Тренирс,lвка
2
15
Кончентрация вниманрIя.
1
i6.
Переключение внимания.
2
\"7.
Устойчивость
2
18.
объем
2
19.
Развитие зрительной шамяти
2
20.
Развитие слlховой памяти
2
21
Мир профессий
2
22
Личностные особенности в выборе профессий
2
-э
развитие словесно-логического мышления
2
24
Развитие мыслительньж операций: ана-пиз.
синтез, сравне}Iие, обобщенлtе.
2
25
26
Мои дости>rtения
Восприятие времени и пространства.
27
Я и другие
a
J
4
5
L
1
Щиагностика внимания.
flиагностика мышления.
Исследование самOоценки.
Исследование уровня тревOжности,
Пространственные восприятия.
2
L
,Щиагностика памяти.
количество
часов
техники
чтения
1
1
1
1
1
1
l
2
Щата
проведениfi
\*
28.
Чувства. Фуллкцилr чуtsств
29
Выраrкение чувств.
1
з0
Вербалъное и неверб[шIьное общение
1
з1
Составление рассказа по картине
1
Работа с деформированными предложениями
1
JJ
Работа с деформированным текстом
1
J+
написание изложения
1
35.
Тренировка техники чтения. Пересказ
1
зб
Переключение вним ания.
1
зl
Распределение внимания.
1
38.
объем внимания
1
з9
Развитие зрительноt1 и слр<овой памятлr.
1
40.
логическая память
1
4|
ОпосредоваЕIlое зашоминание
1
42
Развитие мысIи,геJIы{ых шроцессов
1
4з
Решение логических задач
i
44
Мир профессий
2
45,
Личнос,тные особенности в выборе профессий
2
62
бз
64
65
66
Щиагностика па]\.{яти.
Щиагностика внимания.
,Щиагностика мышления.
Исследование самооценки.
Исследоцание уровня тревожности
i.
2.
fu
1
1
1
1
1
Лlлтераryра
Азатян Т.Ю. Формирование пространственньD( представлений у дошкольников с
нарушением интеллекта tl Современные направления психолого-пелагогического
сопровождения детства : материацы науч.-практ. семинара / [од ред. г.с.
ЧеСноковоЙ, Е.В. Ушаковой ; Новосибирский гос. пед. ун-т.- Новосибирск, 201б.
БаЗарова Е.Б. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема.
ПРаКТическая психология: вызовы и риски современного общества.
З. В.И.
БУтылецкая, С.А. Великова
деятельности. - Владимир. 2018.
ll
Психология учебной
и
-
2020
профессиональной
L
4.
5.
6.
7.
8.
L
9,
Заrциринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. - СанктПетербург : СПбГУ, 2019.
Изаренкова ,Щ. Социа,тизация детей из неблагополучных семей : Актуапьные
проблемы теории и практики психологии и социологии. * 20lr7 .
Катерисова Е.А. Психофизиологическое и физическое развитие детей с умственной
ОТСТа]ТосТЬю / Е.А. Катерисова, С.А. Шустова // Соврем, тенденции развития науки и
технологий. - 2016.
Захарова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования
навыков межличностных отношений у детей подросткового возраста с умственной
оТсталос'гью [ЭлектронныЙ ресурс] ll Личность, семья и обlцество: вопросы
педагогики и психологии. -20|4"
Морозова Я.В. Оптимизация межличностных отношений в среде подростков с
}МСтвенноЙ отстацостью ll Новое слово в науке и практике: гиIIотезы и апробация
результатов исслед. - 2015
РаМцоВа Г.Г. Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции
IIОЗнавательньIх процессов младших школьников с нарушением интеллекта ll
МОлодоЙ у,леный.
-
20|4.
10. Сlхорукова А.С. Теоретические и методологические проблемы психологической
КОРРекЦии ДетеЙ и подростков с проблемами в развитии // Психологияи педагогика:
методика и проблемы шракт. применения. -2012.
11. Сенсорное воспитание детей с откJIонениями в развитии: сб. игр и игровьIх
упражнений. Метиева Л.А., Уда,това Э.Я.,М. <Просвещение>2009. ;
12. Хакимзянов Р.Н. Синемалогия как способ социальной адаптации rrодростков с
нарУшением шоведения // Психология. Историко-критические обзоры и современные
исследования. *2022.
Электронная литература
1.
http://www .danilova.ru
2.
t
з. httos://ir.duan.edu.
|2з
45
67 89
98
-2022-Зl, 1l з 7 9 l | /%Dayo Al
оhi,
91,%D0%9E%DO%A
,9
4.
S
narushenn}rm-intellektom
11iindex