Государственное казенное общеобразоватепьное r{реждение
для обlчающ}о(ся по адагггированным образовательны м программам
кМагаданский областной центр образования JФ
2>)
685910 Магаданская область, Ольский мунициilальный окрlт, пгт. Ола, ул. Ленина, д.
тел. (8 4lЗ 4l)25955, e-mail:
]\Ъ
54
Уксусова
l
(А)
инн,кпп 490]004l
ая $бý} аз$ в ательý{ &я
раб*ч&я шрогЕ}амма
Ад аrятиров ан
н
Предметная обласr,ь Кор рelclluoъltbl е lиехllо.поZLtL{
Учебный предм
{тсuхолоzuческuй прi{к!??ltкч,1l
ll
Класс
ет
Учrдтель лМа*,{ о Л.х. Полванова
:-.:
-:
согласована
Педагогический совет
От 1|.0I. 13 протокол JЧЪ
согласована
/
Заместитель директора по УВР
0{{?2tц-: м.ю. у ксусова
п.ола, 2а2з
пояснительная записка
АдаптированЕая образовательная рабочая программа по курсу <<Психологический
пракТикум> (да_пее
Рабочая программа) разработана для rrаIцихся 11 класса
гос.vдарстIJеннOго казеFIного обrцеобразовательного учрехtдения лля обучающихся по
адаIIтированным образовагельным программ <МагаданскиЙ областнолi центр образования
М 2}, Рабочая программа составлена на основе следуюш}rх шрOграtr\Iм:
-ЭксПери]\,{ентальноЙ шрограI\,{},{ы <ПсихологическиЙ праIdтик}.м (в ш_lколе для детеЙ с
УМсТВенноЙ отсталоотью)>>, Москва, лаборатория содер}кания и }lетодов обучения детей с
наруп]ением интеллекта ИКП РАО, авт. И. М. Бгажнокова;
*прогрru{мы корреIщионного курса >, автOр Н.М,
Грефенштейн //Коррекliионная шедагогика, *20а6. - Ns 4;
- проГраммы курса кIIсихо:rогия> (уlэоки психологии дJш старшекпассников), авт.
Поверенна я О.И. l l iJeT ский псrжо.цог. - 1 995. -N99.
ilри разработке ГIрограммьт <<Психологический практик}м)) исподъзованы такх(е
следYюшие програ\.{мно-методические материа,ты:
-програ\,{ма тренинговых занятий д"ltя детей с уNfстtsенной отсташостью <<Волшебный
сон), автор В. Коноlлович llШкольный психолог, ЛЬ 8-2006 /.
-программа для детей младшего подросткового возраста <Я уч}rсь владеть ообой>r,
автOр F{. Po>icHeBa l/ Школlьный психолог, Nс ]-2аабl.
-<Грани моего Я>: rrрограмма комплексного взаимодействия с под]]остках{и (гр}тIпь1
риска>. автор Н.Николаева i/ Школьный психолог, Ns 8-200б/.
-<Я + оН + оFIИ
МЫ>: rrрограмма формирования толерантньж установок у
подростков l/ Школъный rтсихоllог, ЛЪ 9-2006.
Рабочirя программа рассчитана на ЗЗ чаQа и ориентирована на состав 11 к:rасса с
ЛеГКОЙ уfuIственноЙt отстшiостысl (интеллектуальным}l нарушениями), в том ч}lсле }ia
контрольные и практические работы.
РаСпределение тем и часов пс} коЕкретной теме Iч{ожет варьрIрOваться yчI.tтелем в
Завi,{сиl.{ости от степени усвOения програм]\{ного материала lrредыдуrцей темы. Учитель
ВпРаве сокращатъ предлагаемый материал или? наобоlэот, добавлятъ новые темы.
СОдержание Рабочей програмь{ы по курс}, кПсихологический практикум>
НаПРаВЛеНО на освоение обl,чающимися знаний, рtений и навыков на базовом )/ровне, что
cooTBeTcTB.veT Адаптированной основной образовате:rьной программе и 1ччебному плану
школьi, !1 включает все теlчIы, предусмотренные АООП по курсу кПсихологрtческr.rй
-
:
практикуN{).
,Щанiлая
Рабочая програN,rма по кyрсу <Психологлrческий практик\м>
в
11 классе
иl,{ееТ коil,{мYникативную НОПР?В;'Iенность, что является приоDитетньIм в обу.тении детеl.i и
п
одростков с рIнтеJтлект}-ал
ь
ныlчlи
н
аруш
IJелью преподавания кyрса
е
ниями.
в 11 классе
образовательной организацi{и д,ця сбr,чаюrцихся по адапт}{рованньIм образовательным
программам является:
-облегчеr-rие социаrIьной и психо-тог}Iческой адаптации школьников с отклонениями
<<Психо.lrогическлтt:l практ!Iку}{))
в раtзвитии;
-РаЗвитие нраветвенных понятий и представ"тений о соLIиальной жизни LIеловека, его
роли в обrцестве:
-ilодготовка }л{аrцрlхся спецr.rапьной (корректtионной) lllколы VIII вида к
самостоятельнолi жизни в обшестве;
-ОРганизация
псI.{хологической
поддержки
и создание
реабилитациоfiного
пространстtsа для об1^lаюlцихся;
-фОрмирсlвание y старших lтIкольников саfu{осознания, представлений о себе как о
LIеловеке, явлrIюш{имся частьtо социального мира'
-расширение
репертуара
осознания
себя как лиLIности
и способах
оамовыражения;
2
-фОРмирование умениlI понимать собственные ч.вства, действия, правильно
оценивать их и соотноситъ с поведеItием окружающих шодей;
-КОРРеКЦИrI когнитивньгJ( и эмоционаJIьнър( процессов, развитие приемов
саморегулrIции в системе кЯ + Окружающая средa>.
Основная задача курса сводится к формирOванию у подростка сOтрудничества,
IIОЗВОJU{ЮЩеГО ему приабретать умения, совпадающие с требованиями социальýого
окружениJI. формирование социально одобряемого поведения.
ПРеподавание курса <Психологический ilрактик}м) наjIравлено на решение
важнейших психолого-педагогических задач, обеспечивающих станOвление личности
подростка:
-фОРl,rирование у обучаюrцихся общих цредставлений о психологии как науке;
-оказание помоlци в открытии внутреннего мира человека;
-формироваЕие интереса подростка к другим людям и к самому себе как к части
социацъного мира;
-РаЗВИТИе ИНТелЛекryальноЙ сферы обl.лающихся
интеллектуаJ{ъными
нарFпеt{иrIми (общих и специаJIьньD( способностей, познавательной направлеЕности и
пр.),
-фОрllирование чувства собственного достоинства, адекватной са.тчrооценки;
-РаСк?ыТие сущности личностной направJIенности человека (потребности, желания,
цеj,-Iи. смысJIы, идеаJIы, ценнОСтные ОРиенТации)
'
-развитие эмоционаJIьной сферы (чувств, переживаний, настроений и т,д.);
-ПОНиМание чувств, настроений, переживаний других людей, формирование чувства
сопере;кивания.
ВО ВЗаимообусловленном решении этих задач строится содер}Itательная часть
програ\п{ы.
Исходя из состава обl.лаюrцихся классов, наряду с испOльзованием традиционньIх
\{етодов обlчения таких как: рассказ учителя, беседа по теме, применяются различные
методы и прI,{емы работы, направленные на активизацию г{ащихся в процессе работьi:
-.1.1Я ОбуT аюшихся, усваивающих программный материал во II-м
уровне: элементы
проб_телtньrх методов обучения, драматизации, разбор и анализ жизненньD( ситуаций,
создаЕие и решеЕие проблемных
ситуаций, анализ смоделированньIх
ситуаций,
псrхоги\fнастические }шражнения, гр}rгIповые тренинги и аутотренинги, интервью,
псIс(о-lогические этюды, анкетирование, тестироваЕие, рефлексия, сочинениерасс}]{ilение; моделирование поведеЕия;
с
Е
-дIlI обуrаюцегося, усваивающего программный 'материал в III-M уровне:
ИЕ;Ц,lВИIvа]IьЕаrI работа по предмету - дифференцированные задания, карточки,
}праrкненИl{ сниженНого уровНя сложности, тесты; вовлеченио обучающегося в общее
обс1,1к:енlте проблемной ситуации, психогип,fнастические уЕражненш{, тренинги,
псргхо.l0гIlческие, ролевые и имитационные игры, анкетирование, моделирование
поведения.
Форrrа обlчения: KJIacci{o-ypoEIHalI.
ВИДl И формы контролr{: текущий, практическаr{ работа, тестирование по
пройденно\I\-\1атериаj]_ч- контрольные задания, практическая работа в коЕце четверти.
реатизация
программы
данной
создает
д:iя осyществления
ус--lовия
межIiред\{етЕого взаилtодействия с другими д}lсциппинапти 1-rебного п,:Iана: человек и его
среда (оБж}- социа--Iъно бьrговая ориентировкъ тр}цовое обуrение, этика и психология
семейной лffiзни.
СодержанЕе прФграммы
ГIотребноети Il лlотIлвы
Моя ,йсеJдЕIIя н потребностrr. Потребяости
в жизни человека. ýlховньте
и
физические потребности. Iiiтчные потребности. Коммlтrикативные потребности
(общение). Образоватэлъные потребности. ýосуговые rrотребности. Выражение и
удовлетворение своих потребностей и желаний. Роот потребностей челов9ка.
МОтивы IIоведения человека. Мотивы поведения. Ржвообразие мотивOв поведениri
ЧеЛоВека Влияние желанлrЙ
потребностеЙ на поведение (поступки) человека.
ОбдlмываЕие и выбор нужного решения в сложной ситуации.
Щевноети и зrбеждения. Принципы и убеждеяия, которыми человек
РУКОВОДсТВУется жизни. Представления о ценньж качествах личности, Единство
ЦенностеЙ и убеждениЙ. Правила, регулируюrци9 отношIеЕия между лiодьми, Груrrповые
нормы отношений.
Реryляция поведения в еоциуме
Конфликт. Как договориться? Конфликт и причиЕы возникновения конфликтOв.
Эмоциональные реакции человека на конфликтные ситуации, Различие и единство
взгjulдов! интересов, убех<дений людей. Предlrпреждение и преодопение конфликтов.
СОТР_vЛНичество
конфликте. Готовность принятъ опшоЕеЕта
идти на встречу.
Примирение. Правила поведения в конфликтной ситуации.
ИНrrЦlrатива и самостоятельнOсть в жизни человека. Готовностъ к приЕятию
са&{остоятельных решений. Самостоятельный выбор решения человеком. Ответственность
ЧеЛОВеКа За собственные деЙствия и поступки. Самостоятельность и ответственность как
качества личности.
и
в
:
и
Эмоциональная жизЕь человека
Мои чyвства. Влияние отношений с людьми на чувства. Чувства человека.
Пережlавания. Выражение чувств, Влияние событий жизни на внутреннее состояние
человека. Взаимоотношения с любимым, близким, родным человеком.
Эмоцrrн g чувства в отношениях между людьми. Этика обrrlения и
взаимодействия межл/ людьми. Проявление сочувствия, сострадания, ува}кениr{.
ОКаЗание др}тоI\,{у чеJовеку помощи и поддержки, Нормы fiOведения. культура. Влияние
отношения к человекy на чyвства. Чувства, возникающие по отношению к др}ту,
НеДРУГУ. лтобимому чедовеку. Влияние ilоступков (своих, чужих) на чувства человека.
ЭМОЦиОнальный опыт человека. Важные, значимые события в жизни человека.
Приятные и неприliтные события жизни. Общение со значимыми JIюдьми фовесниками,
взросльrпяи).
Стресс.
:
-
События жизЕи, вызывающие
сильные ilереживания.
СиТУация, Чувства человека в ситуации стр9сса. Психологическая
Стресс. Стрессовая
помощь себе и др}тим в
стрессовой ситуации. Анализ причин неприятностей.
СОЦИокУльтУрные различия в поведении людей в совремеýном обществе
СОЦиальные роли. Ролевые сOциальные фуrrкции человека. Временная
определенность жизненньж функций человека, Значение выполЕеЕия ролевых
фУНКЦий ЛЕоДьми. Влияние социаJtьньж HopN{ и взаимOотношения на социаJIьные роли
людей. Профессионалъные роли.
ПОЛОвые роли. Особенrтости му}кского и женского поведения. Что такое
мужествсНность? Что такое жеIlственЕость? Стилпл поведения мужчины и женщиЕьi.
Различия между мужчиной и }кенщиной. Имидж.
в
[Iланируемые результаты
по
предмету обучающиеся 11 класса, усваивающие
программный материа"ч во II-м уровне, на уроке должны:
-рассуждать о пост}.пках других людей и своих собственньD( II0ступках;
-НаХОДИтъ мотивы того или иного своего пост}тIка и пOведеЕия окружающих,
ОПИРаЯСЬ на собственныЙ жизненньЙ опыт и знания, полуIенные на занятиях;
-находитъ правильное решение в проблемной ситуации;
-аДеКватно оценивать свои положитеJьяые и отрицательные стороны личности;
процессе занятий
4
-}п{аствовать в обсуждеЕии той или иной прOблемы;
-вниматеJlьно слушать всех участников дискуссии;
-высказывать свою точку зреЕия, доказывать и отстаиватъ свою позицию;
-изменять свою позицию
обсуждения.
В ходе реализации курса
с
)пIетом убедительньD{ арryментов других г{астников
<<Психологический практикум
усваивающие програмI\dньй материzuI во Ii-M уровне, должны:
в
11 классе об;rчающиеся,
-иметь ilредставлеЕие об осЕовньIх жизнoнно-tsажных потребностях, знать
адекватные способы удовлетворения собственных потребностой;
-}меть находить мотивы того ил}1 иЕого своего постlтlка и поводения 0кружающих,
опираясь на собственньй жизненньй опыт и знания, полученные на занятиях;
-зЕать о влиянии потребностей и желаний Еа поведение человека;
-знать о ценньD( качествах личности;
-знать основные правила, реryлир}тощие отношения между л}одьми;
-знать о причинах возникIlовения конфликтных ситуаций;
-усвоить основные правила предупреждения и преодоления конфликтов, правила
поведения в конфликтной сит.чацилт;
-р{етъ планировать б.чдущltо собственную жизнь, с€}мостоятельно Еамечать пути
достижения поставленнъD( челей;
-знать об ответствеЕности за собственные действия и tIостуfIки;
-знать правила поведеIIиJI человека в социуме;
-владетъ основами саморег,чляции поведения в социуме;
-зчать этические ЕравиJIа общения и взаимодействия между людьми;
-зяать основные правипа предуfiреждения возникновения стрессовъIх ситуаций;
-владеть навыками псrгхологической помощи себе и окружающим в стрессовой
ситуации;
-знать о социокультурньiх различиях в поведении rподей в современном обществе
(социа,тьные роли людей, половые роли людей).
:-
Систепrа оцеЕки достижения обучаюцимися с умственной отсталостью
планируемьш результатов освоеrrия АООП
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам групповой и индивидуальной
работы на уроке, по итогам тестированиri, выполнения практической работы.
Практические работы могут состоять из заданий по разбору проблемных счттуаций,
отработке практрfческих действий в заданной педагогом ситуации.
Практические работы, тесты оцениваются с r{етом индивидуальных особенностей
усвоения учебного материала каждым обучаюшимся кJIасса, его образоватсльных
возможностей.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка <<5>> ставится обучающемуся за активную рабоry, умение выразить свое мнение
по теме работы. правильньiе ответы по пройденноп,lу материалу.
ОЦеНКа <<4>> ставится за рабоry обучающемуся в случае. ecjlи он сil{ог частиlIно
правильно (2-З ошибки) дать ответы по проЙденному материалу. смог сформу.цировать свое
мн9ние при цомощи наводящих вопросов педагога.
ОЦеrrКа <<3>> ставится за работl,обу,чающе\.l},ся в с-iIччае. есj]и он сirrог % часть ответов
по проЙденном}, \lатериаl}, прави-Iьные. с\{ог воспользоваться направляющей помощью
учителя.
Оценка <<2>> не ставится.
5
Тема урска
&ь
п/ý
1
2
a
J
п
+
)
6
,7
8
о
10
Потребности в жизни человека
Выражение и удовлетворение cBolтx потребностей и
желании.
Мотивы поведения
Влияние желаний и потребностей на пOведение
(постlтlки) че-човека
Обдluывание и вьтбор нужного решеЕия в сложной
ситуации.
Принцлtпы и убеясдения, которыми человек
lJ
14
15
16
1]. l
ПредставлениЕ о ценных качествах личности
отноiliения
людьми
Конф-тrкт yl
возникновения конфликтов
Раз;rитrе и единство взгJýIдов, интересов,
людей
I-I
пред}треждение и преодоление конфликтов
фтр}:ничество в
Правила поведениrI в конфликтной ситуации
ГУЗ: Правила гIоведениrI в конфликтной ситуации
Прави;rа поведеЕиr{ в конфликтной ситуации
п,,з
Гa'|]сfсt]ilr] i] конф-тиктяой ситуации
I]l]
]L_Lil_T\
Готовностъ к
решений
саrrостогге-]ьность и ответственЕость как качества
,l11tlri,.,al.:
1R
19
часов
fiaTa
проведеЕия
1
1
i
l
l
1
1
жизн}l.
11
12
количеетво
В;шяние отlrошеттий с JIюдьми на ч\гвства
В-.шлятлле собьгrий жизни Ira вЕугренýее состояние
l
1
-l
l
1
]
1
1
1
1
i
1
l
1
LlC_lL,ij-Ji,_l
:
:
lU
.-
21
22
Этика общения и взаимодействия между JIюдьми.
эrtоционаъньй треЕинг
Влияние отЕоIIIения к человеку на чувства.
В-шiяние поступков (своих, чужих) на ч}ъства
Ll
2з
25
26
27
28
29
з0
з1
зZ
t
]
e,l t_lRelia.
В_тияние пост\тIков (своих, чужих) на чувства
Llч'_]Lr:]ih-.].
aл
Zч
l
l
важные события в жизни человека
обшени е со значимыми людьми (ровесниками,
Собьпия хiизни, вызываIош{ие сильньlе
переьlавания. Стре9с.
ч
человека в
Психологическаl{ IIомощь себе и другим в
стрессовой сит}?дии
Предутреждение возникнOвения стрессовых
Ролевые социаJIъные функцlаи человека
значение вьшолнения
людъN{и
особенности
и женского IIоведения.
i
1
l
i
1
1
l
l
t
l
1
1
1
6
JJ
Имидlк
П/занятие: Разли.{ия NIех{ду rrужчиной и >rсенiциной
ФактическиЗЗ часа.
1.
3,
4.
1
Литераryра
Атоян A,ff. Конфликтология (конспект лекций). - М., 2005.
Бадмаев Б.Щ. Методика rlреrтодавания шсихологии. - М., 1999. - 306с.
Бьюджента,ть fiж. Искусство психотераrrии. - СПб.: Питер, 2002,
Вьrготский Л.С. Вопросы детской гrсихологии, - СПб.: СОIОЗ, 1997.
5. Гаджиева Н.М. и др. Основы саN{осовершенствования. * Екатеринбlрг, 1998.
6. Грецов А.Г. Тренинг обrцения для подростков. - СПб.:Речь, 2005.
7. Зеньковокий В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996.
8. Иrьин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб.: Речь, 2000.
9. Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе ll
ffефектология, 1991, ЛЬ 5.
10. Козлов Н.И, Как относиться к себе и JIюмм, или Практическая психология
на каждьй денъ. - М.. 199З.
11. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственIIости. / Э.Козлов, В.
Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьник оъ. -2аа 4 -200 7. - Ns 1 - 9.
|2. Кречrvер Э. Строение тела и характер. - М., 1995.
i3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционаJlьного мира детей. - Ярославль: Академия
2.
развития, 1996.
Леонова А.Б.. Кузнецова А.С. Психопрофилаttтика стрессов. - М., 199З.
15. Майерс Д. Социальнаl{ IIсихология. - СПб., 199б.
Общие осЕовы психолоrии.-М., Просвещение: ВЛА!ОС, 1995.
|j. ГIиз А. Язъпс телодвижений. Как читатъ мысJIи других rподей п0 rтх жестам. м., 1995.
Платонов К.К, ЗанимательнаlI псЕхология - СПб. Питер-Пресс,1997.
ПОверенная О.И. Программа курса кПсихология> (уроки психологии для
старшекJiассников)//ýетский ЕсLD(олог. - \995. -Jф9. - C,'l7-85.
2а. Пожар Л. Психолоrия анолчrаJlьlrъD( детей и подростков - Ilатопсихология, Воронеж, 1996.
2l.
Понаморенко Л.П., Белоусова Р.В, ГIсихологиll дJuI старшекJIассников. М.,
2001.
Т4.
16.
18.
19.
22.
Практическая психологиlI для педагогов и родителей / Под ред. М. К.
ТРУшкиноЙ, д-ра психол.наук, профессора, академика БПА, Санкт-Петербург,
Издательство <Щидактика Г[rшос>, 2000.
Психотерапия. / Под ред. Б. ý. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2000.
РеЗапКина Г. Я и моя профессия. Факультативньй курс дJuI учащихся 9-х
классов.i/Школьньiй rrсихолог, N9 14, 1999.
25. РОгов Е.И. Азбlтса психологии: Психология общения. - М., Гуманитарньiй
издателъский центр ВЛАДОС, 2007.
Сидоревко Е.В. Тренинг коммуникативной компетеЕтности. СПб.: Речь,
20а4.
2З.
24.
26.
7