Русский язык 8 класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по русскому языку (далее –
Рабочая программа) адресована обучающимся 8 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее – Стандарт) и на основании Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом № 1026, на основе программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы,
под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Рабочая программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю), в том числе на
контрольные и проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по русскому языку используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Русский язык» 8 класс, под ред. Н.Г. Галунчиковой,
Э.В., Якубовской – М.: «Просвещение», 2019 г.
Изучение учебного предмета «Русский язык» в восьмом классе имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;

ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование
на этой основе грамматических знаний и умений;

использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

развитие положительных качеств и свойств личности.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая
практика».
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому
особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Уроки русского языка в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении имеют коммуникативно-речевую направленность,
делают более
продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:

познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и
мышления у школьников с ОВЗ;

познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции речи;

воспитательную направленность как средство адаптации к жизни.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является
нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому
программа обучения построена на основе концентрического принципа размещения
материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с
постепенным наращиванием сведений. Расположение материала даёт возможность
разделять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и

отрабатывать их отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей,
лежащих в основе любого понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки
умений и навыков. Концентрическое построение программы создаёт условия для
постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Так как обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) недоступны абстрактные понятия, в которых отражены многоаспектные
языковые признаки (берутся в ознакомительной форме), то программа включает только те
грамматические сведения, которые обладают малой научной дифференцированностью. Не
по всем темам курса грамматики даются теоретические обобщения и соответствующая
терминология.
Содержание программы
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 8 классе представлено в виде
пяти разделов, целью изучения которых является не только запоминание грамматической
теории и орфографических правил, но и умение применять изученный грамматикоорфографический материал в устной и письменной речевой практике.
Программа 8 класса не включает новых сведений в области фонетики, однако
фонетические знания вступают в новые связи и совершенствуются. Так, например, при
формировании навыков правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов
происходит совершенствование умения распознавать в слово ударный слог, поскольку как
в проверяемом, так и проверочном словах дети находят ударные и безударные слоги,
выделяют корень. Совмещение двух действий (распознавание ударения в слове,
нахождение корня) — более сложная деятельность, чем выполнение одного из них.
Изучение морфемных составляющих лексем представлено разделом «Состав
слова. Текст». Основной задачей этой части программы является углубление знаний о
морфемном составе слова и элементах словообразования, без которых невозможно
сознательное владение словом как языковой единицей, например, умение абстрагировать
семантическое значение корня, приставки и суффикса от лексического значения слова,
умение вычленять в слове значимые части (морфемы), умение сравнивать слова в целях
установления их семантико-структурной общности или различия.
Фундаментом в формировании правописных и речевых умений и навыков служит
морфология, поэтому основной задачей раздела «Части речи. Текст» становится
систематизация частей речи и их зависимость друг от друга для обогащения и
активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. В 8 классе, помимо
изучения различных грамматических признаков уже знакомых частей речи, учащиеся
знакомятся с новыми для себя понятиями: «Местоимение» и «Наречие».
В 8 классе продолжается изучение сложных предложений, основной темой
становится – предложения с различными видами связи. Поскольку их изучение имеет
большое значение в воспитании ребенка с психическим недоразвитием, его приобщения к
самостоятельной жизни, изучение синтаксического раздела русского языка включено в
программу всех лет обучения.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и АООП школы
по данной дисциплине и состоит из ряда тем:
Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. слов
по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и
без соединительных гласных.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
2

Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и
предлог. Разделительный «ъ».
Части речи.
Имя существительное: общее значение. Склонение имен существительных в
единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам.
Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и
множественного числа.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Согласование имени
прилагательного
с
существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен
прилагательных.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание
окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение глаголов в
прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Правописание
глаголов с -ться, -тся.
Местоимение. Понятие о местоимении. Лицо и число местоимений. Склонение
местоимений. Правописание личных местоимений.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия. Правописание наречий.
Синтаксис.
Предложение. Простые и сложные предложения. Предложения распространенные
и нераспространенные.
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки
препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными
союзами «и», «а», «но». Сравнение простых предложений с однородными членами и
сложных предложений.
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. с
деформированным текстом. Распространение текста.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам,
материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по
коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с
привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо.
Письмо. Записки: личные и деловые. Объявление, заявление, анкета, доверенность.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по
памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения
или сочинения и т.д.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта
и грамматического разбора и т.д.).В числе видов грамматического разбора следует
использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов,
членов предложения на основе установление связей слов в предложении,
конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
3

Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматикоорфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы «Русского языка» за восьмой класс должны стать
следующие личностные результаты:

осознание себя как гражданина России;

формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;

овладение начальными навыками адаптации;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;

формирование мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Стандарт определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень предполагает:

умение писать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами после предварительного анализа;

умение исправлять ошибки, отмеченные учителем;

умение различать части речи с опорой на таблицу;

умение разбирать слова по составу с опорой на представленный образец,
вопросы преподавателя;
4


умение находить главные и второстепенные члены предложения без деления
на виды (с помощью преподавателя);

умение находить в тексте однородные члены предложения;

умение различать предложения по интонации;

умение принимать участие в составлении плана, в отборе речевого
материала для создания текста.

умение составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 40 слов)
повествовательного характера н основе наблюдений, практической деятельности по
заранее составленному плану;
Достаточный уровень предполагает:

умение писать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами (50-60 слов);

умение исправлять отмеченные учителем орфографические ошибки,
комментируя орфограммы;

умение подбирать однокоренные слова;

умение определять части речи;

умение разбирать слова по составу;

умение писать изложения повествовательных текстов и текстов с
элементами написания после предварительного разбора (до 60 слов);

умение писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств;

умение писать объявления на заданную тему;

умение составлять план письма и обсуждать его содержание.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется
всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
5

целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
 по способу предъявления (устные, письменные, практические);
 по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема
Повторение. Предложение. Текст.
Простые и сложные предложения.
Составление сложных предложений.
Однородные члены предложения.
Выделение однородных членов из предложения.
Использование однородных членов в предложении.
Обращение.
Знаки препинания при обращении.
Использование обращений в предложениях.
Предложение. Закрепление знаний.
Самостоятельная работа по теме «Предложение».
Состав слова. Текст.
Корень. Однокоренные слова.
Приставка, суффикс, окончание.
Разбор слова по составу.

Кол.
часов
2
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1

Дата

6

12
13
14

Правописание гласных и согласных в корне и приставке.
Проверка орфограмм в корне.
Нахождение орфограмм в корне и их проверка.
Правописание приставок.

5
1
1
1

15

Орфограммы в корне и приставке.

1

16
17
18

Текст. Составление плана текста.
Сложные слова.
Сложные слова с соединительными гласными О, Е.
Сложные слова без соединительной гласной.

1
6
1
1

19

Сложные слова с соединительной гласной и без нее.

1

20-21

Состав слова. Закрепление знаний.

2

22

Контрольная работа по теме «Состав слова».

1

Части речи. Текст. Существительное.

3

23

Значение существительных в речи.

1

24

Существительные, близкие по значению.

1

25

Род, число и падеж существительных.

1

Склонение существительных в единственном числе.

7

26

Ударные и безударные окончания существительных.

1

27

1

31

Правописание падежных окончаний существительных 1-го
склонения.
Правописание падежных окончаний существительных 2-го
склонения.
Правописание падежных окончаний существительных 3-го
склонения.
Правописание падежных окончаний существительных в
единственном числе.
Диктант за I четверть.

32

Работа над ошибками.

1

Склонение существительных во множественном числе.
Изменение по падежам существительных во множественном
числе.
Постановка падежных вопросов к существительным во
множественном числе.
Падежные окончания существительных во множественном
числе.
Ударные и безударные падежные окончания существительных
во множественном числе.
Правописание падежных окончаний существительных во
множественном числе.
Окончания родительного падежа существительных во
множественным числе.

10
1

28
29
30

33
34
35
36
37
38

1
1
1
1

1
1
1
1
1

7

Склонение существительных. Закрепление знаний.
Существительное. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме «Имя существительное».
Прилагательное.
Значение прилагательных в речи.
Прилагательные, близкие по значению
Словосочетания с прилагательными.
Род и число прилагательных.
Склонение прилагательных в единственном числе.
Изменение окончаний прилагательных по вопросам.
Постановка вопросов к прилагательным.
Правописание падежных окончаний прилагательных в
единственном числе.
Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли
текста.
Склонение прилагательных во множественном числе.

1
2
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1

1

54

Выделение словосочетаний с прилагательными во
множественном числе.
Изменение прилагательных во множественном числе по
падежам.
Постановка вопросов к прилагательным во множественном
числе.
Текст. Составление плана текста.

55

Изложение.

1

56

1

57

Правописание падежных окончаний прилагательных во
множественном числе.
Склонение прилагательных. Закрепление знаний.

58

Прилагательное. Закрепление знаний.

1

59

Повторение пройденного материала.

1

60

Диктант за II четверть.

1

61

Работа над ошибками.

1

Местоимение.
Значение местоимений в речи.
Различение местоимений по лицам и числам.
Склонение личных местоимений.
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица
единственного числа.
Склонение местоимения 1-го лица единственного числа.
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица
множественного числа.
Склонение местоимения 1-го лица множественного числа.
Склонение местоимений 1 лица единственного и
множественного числа.
Деловое письмо. Заявление.

2
1
1
20
1

39
40-41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

51
52
53

62
63
64
65
66
67
68
69

1
12

1
1
1

1

1
1
1
1
1
8

Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица
единственного числа.
Склонение местоимения 2-го лица единственного числа.
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица
множественного числа.
Склонение местоимения 2-го лица множественного числа.
Склонение местоимений 2-го лица единственного и
множественного числа.
Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица
единственного числа.
Склонение местоимений 3-го лица единственного числа.
Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица
множественного числа.
Склонение местоимения 3-го лица множественного числа.
Склонение местоимений 3-го лица единственного и
множественного числа.
Местоимение. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме «Местоимение».
Деловое письмо. Доверенность.
Глагол.
Значение глаголов в речи.
Глаголы, близкие по значению.
Частица НЕ с глаголами.
Неопределенная форма глагола.
Изменение глаголов по временам и числам.
Изменение глаголов по лицам.

1

89

Знакомство с глаголами 1-го лица.

1

90

Постановка вопросов к глаголам 1-го лица.

1

91

1

92

Употребление глаголов в 1-м лице единственного и
множественно числа.
Знакомство с глаголами 2-го лица.

93

Постановка вопросов к глаголам 2-го лица.

1

94

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1

95

1

96

Употребление глаголов во 2-м лице единственного и
множественного числа.
Знакомство с глаголами 3-го лица.

97

Постановка вопросов к глаголам 3-го лица.

1

98

Употребление глаголов в 3-м лице единственного и
множественного числа.
Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Глагол».

1

Глагол.
Правописание глаголов, которые заканчиваются на -тся и -ться.
Различение глаголов по лицам и числам.
Глагол. Закрепление знаний.
Наречие.
Наречие как часть речи.

3
1
1
1
5
1

70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80-81
82
83
84
85
86
87
88

99
100
101
102
103

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
11

1

1

1

9

104
105
106
107

108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132

Наречие – неизменяемая часть речи.
Значение наречий в речи.
Образование наречий от прилагательных.
Наречия, противоположные и близкие по значению.
Наречия, отвечающие на вопросы «как? где? когда? куда?
откуда?».
Наречия, отвечающие на вопрос «где?».
Наречия, отвечающие на вопрос «когда?».
Наречия, отвечающие на вопрос «куда? откуда?».
Постановка вопросов к наречиям.
Подбор наречий с опорой на вопросы.
Наречие. Закрепление знаний.
Самостоятельная работа по теме «Наречие».
Предложение. Текст. Простое предложение.
Простое предложение с однородными членами.
Распространение предложений однородными членами.
Сложное предложение без союзов.
Сложные предложения с союзами И, А, НО.
Составление предложений с союзами И, А, НО.
Деловое письмо. Составление объявления.
Сравнение простых и сложных предложений.
Распространение простых и сложных предложений.
Предложение. Закрепление знаний.
Диктант по теме «Предложение».
Повторение.
Состав слова.
Существительное.
Прилагательное.
Местоимение.
Глагол.
Наречие.
Предложение.
Контрольный диктант за год.

1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

Литература
1.
Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для
детей с нарушениями интеллекта: учебник для студентов пед. Вузов. – М.: Просвещение,
2011. – 335с.
2.
Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М., Морковкин В.В. Большой универсальный
словарь русского языка. – М.: Грамота, АСТ-Пресс Школа, 2023. – 1468с
3.
Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический
словарь русского языка. – М.: Грамота, АСТ-Пресс Школа, 2023. – 1014с.
4.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя. – М.: Гуманитарн. изд.
Центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.
5.
Якубовская Э. В. Русский язык. Методические рекомендации. 5–9 классы
(ФГОС ОВЗ): учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2020. –
264с.
10

Учебно-методические и технические средства обучения:
1.
Бгажнокова
И.М. Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, – М.: «Просвещение», 2013 г.
2.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Учебник «Русский язык» 8 класс, – М.:
«Просвещение», 2019 г.
3.
Демонстрационные таблицы и печатные пособия, компьютер, интерактивная
доска.
Интернет-ресурсы:
1.
Образовательная онлайн-платформа для школьников, родителей и учителей
«Учи.ру». [Электронный доступ]. URL: https://uchi.ru/teachers/lk/main.
2.
Образовательная социальная сеть / Русский язык. [Электронный доступ].
URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk.
3.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный доступ].
URL: http://festival.1september.ru.
4.
Образовательный портал «Инфоурок». [Электронный доступ]. URL:
https://infourok.ru.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».