Русский язык 5 класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по русскому языку (далее –
Рабочая программа) адресована обучающимся 5 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее – Стандарт) и на основании Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом № 1026, на основе программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы,
под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Рабочая программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю), в том числе на
контрольные и проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по русскому языку используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Русский язык» 5 класс, под ред. Н.Г. Галунчиковой,
Э.В., Якубовской – М.: «Просвещение», 2019 г.
Изучение учебного предмета «Русский язык» в пятом классе имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;

ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование
на этой основе грамматических знаний и умений;

использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

развитие положительных качеств и свойств личности.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая
практика».
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому
особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Уроки русского языка в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении имеют коммуникативно-речевую направленность, делают более
продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:

познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и
мышления у школьников с ОВЗ;

познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции речи;

воспитательную направленность как средство адаптации к жизни.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является
нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому
программа обучения построена на основе концентрического принципа размещения
материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с
постепенным наращиванием сведений. Расположение материала даёт возможность
разделять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и

отрабатывать их отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей,
лежащих в основе любого понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки
умений и навыков. Концентрическое построение программы создаёт условия для
постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Так как обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) недоступны абстрактные понятия, в которых отражены многоаспектные
языковые признаки (берутся в ознакомительной форме), то программа включает только те
грамматические сведения, которые обладают малой научной дифференцированностью. Не
по всем темам курса грамматики даются теоретические обобщения и соответствующая
терминология.
Распределение учебного материала представлено с учётом познавательных
возможностей учащихся и с опорой на актуальный уровень знаний каждого ученика
класса.
Содержание программы
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 5 классе представлено в виде
пяти разделов, целью изучения которых является не только запоминание грамматической
теории и орфографических правил, но и умение применять изученный грамматикоорфографический материал в устной и письменной речевой практике.
В области фонетики продолжается работа над освоением детьми разницы
произношения и написания слов, сопоставления звучания и их графического отображения.
Повторение раздела «Звуки и буквы. Текст» сосредоточено на особенностях изменения
звуков в речевом потоке, обусловленных постановкой ударения, и взаимодействием
фонем между собой. Работа со звукобуквенным анализом в 5 классе предусматривает
также знание и понимание основных способов образования звуков, их типологии
(гласные/согласные), а также подтипов (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие).
Большое количество времени отводится на изучение морфемных составляющих
лексем. Раздел «Состав слова. Текст» помогает сформировать у ребенка представление о
слове как о системе языковых значений, при этом освоение аффиксальных способов
словообразования формирует у ребенка умение различать словообразующую и
формообразующую функции морфем.
Фундаментом в формировании правописных и речевых умений и навыков служит
морфология, поэтому основной задачей раздела «Части речи. Текст» становится
систематизация частей речи и их зависимость друг от друга для обогащения и
активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. В 5 классе даётся общее
понятие о частях речи: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»;
ключевым материалом является изучение темы «Имя существительное». Учащиеся
должны различать части речи по вопросам и значению. При изучении грамматики
характерно концентрическое введение грамматических категорий.
В 5 классе формируются навыки построения простых синтаксических конструкций
с разным видом распространенности. Поскольку их изучение имеет большое значение в
воспитании ребенка с психическим недоразвитием, его приобщения к самостоятельной
жизни, изучение синтаксического раздела русского языка включено в программу всех
лет обучения.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и АООП школы
по данной дисциплине и состоит из ряда тем:
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами «ь, е, ё, и, ю, я».
Согласные глухие и звонкие. Разделительный «ь». Ударение. Гласные ударные и
безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Алфавит.
Морфология.
2

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное
написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Приставка и предлог.
Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, предлог. Предлог: общее
понятие, значение в речи.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и
нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Число
имен существительных.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода имени
прилагательного по роду имени существительного.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее).
Синтаксис.
Предложение.
Повествовательные,
вопросительные
и
восклицательные
предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены
предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте.
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Заголовок текста. Работа
с деформированным текстом. Распространение текста.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по
коллективно составленному плану.
Связная речь с элементами творчества.
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Свободный
диктант. Запись адреса на конверте. Составление текста поздравительной открытки.
Составление текста письма.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по
памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения
или сочинения и т.д.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта
и грамматического разбора и т.д.).В числе видов грамматического разбора следует
использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов,
членов предложения на основе установление связей слов в предложении,
конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматикоорфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

3

Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы «Русского языка» за пятый класс должны стать
следующие личностные результаты:

осознание себя как гражданина России;

формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;

овладение начальными навыками адаптации;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;

формирование мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Стандарт определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень предполагает:

знание алфавита;

умение списывать слова, словосочетания и короткие предложения по
слогам;

построение простого распространенного предложения;

умение различать и обозначать на письме гласные и согласные звуки;

умение писать под диктовку отдельные слова и короткие предложения с
предварительным разбором изученных орфограмм;

участвовать в обсуждении темы текста;

правильно записывать свой домашний адрес.
Достаточный уровень предполагает:

умение подбирать группы родственных слов, разбирать их по составу;

умение решать орографические задачи: проверять написание безударных
гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

определение некоторых грамматических признаков существительного;

умение строить простое распространенное предложение;

умение различать и обозначать на письме гласные и согласные звуки;

умение пользоваться школьным орфографическим словарем;
4


знание способа проверки написания гласных и согласных (путем изменения
формы слова);

умение составлять пересказ текста по вопросам и записывать его под
руководством учителя (до 45 слов);

умение писать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами (35-40 слов);

умение списывать текст целыми словами, структурно сложные слова – по
слогам.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется
всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
5

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
 по способу предъявления (устные, письменные, практические);
 по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.
Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове.
Твёрдые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я.
Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Текст. Различение текста и не текста.
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на
конце слова.
Ударные и безударные гласные в слове.
Проверка безударных гласных в слове.
Текст. Определение темы текста. Заголовок.
Звуки и буквы. Закрепление.
Входящий диктант по теме: «Звуки и буквы»
Предложение. Текст.

Кол.
часов
12
1
1
1
1
1
1
1

Дата

1
1
1
1
1
4

13

Выражение в предложении законченной мысли.

1

14

Распространение предложений.

1

15
16

Порядок слов в предложении.
Связь слов в предложении.

1
1

Главные и второстепенные члены предложения.

4

17

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

18

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

19

Второстепенные члены предложения.

1

20

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на
предложения.
Разные по интонации предложения.

1

21

Наблюдение за знаками препинания в конце предложения.

1

22

Вопросительные предложения.

1

23

Восклицательные предложения.

1

6

6

1

25

Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения.
Предложение. Закрепление.

26

Самостоятельная работа по теме «Предложение».

1

Состав слова. Текст.

6

27

Корень и однокоренные слова.

1

28

Общее и различия в значении однокоренных слов.

1

29

Включение однокоренных слов в предложения.

1

30

Окончание – изменяемая часть слова.

1

31
32

Установление связи между словами с помощью окончания.
Диктант за I четверть.
Приставка.
Приставка как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от приставки.
Приставка и предлог.
Суффикс.
Суффикс как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
Правописание безударных гласных в корне.
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в
корне.
Единообразное написание гласных в корне однокоренных
слов.
Слово-корень с ударной гласной.
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных
слов.
Проверка безударных гласных в корне слова.
Правописание парных звонких и глухих согласных в
корне.
Изменение формы слова для проверки парных звонких и
глухих согласных в корне.
Единообразное написание парных звонких и глухих
согласных в корне однокоренных слов.
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Проверяемые гласные и согласные в корне.
Непроверяемые написания в корне.

1
1
3
1
1
1
2
1
1
6
1

1

50

Единообразное написание корня в группе однокоренных
слов.
Состав слова. Закрепление знаний.

51

Самостоятельная работа: «Состав слова»

1

Части речи.

6

52

Названия предметов, действий, признаков.

1

53

Понятие о частях речи. Существительное.

1

24

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42-43

44
45
46
47
48
49

1

1
1
1
2
8
1
1
1
1
1

1

7

54

Глагол.

1

55

Прилагательное.

1

56

Различение частей речи по вопросам и значению.

1

57

Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

1

Имя существительное.

5

58

Значение существительных в речи.

1

59
60
61
62

Одушевленные и неодушевленные существительные.
Собственные и нарицательные существительные.
Контрольный диктант за I четверть: «Части речи»
Работа над ошибками.
Имя существительное.
Правописание имён собственных.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Изменение существительных по числам.
Понятие о единственном и множественном числе.
Употребление существительных в единственном и
множественном числе.
Изменение существительных по числам.
Род существительных.
Знакомство с понятием рода.
Существительные мужского рода.
Существительные женского рода.
Предлог и падежные окончания для связи слов в
предложении
Существительные среднего рода.
Различение существительных по родам.
Существительное. Закрепление знаний.
Самостоятельная работа по теме «Имя существительное».
Деловое письмо. Адрес на конверте.
Имя прилагательное.
Значение прилагательных в речи.
Различение признаков, обозначаемых прилагательными.
Изменение прилагательных по родам.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Окончания прилагательных мужского рода.
Окончания прилагательных женского рода.
Окончания прилагательных среднего рода.
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего
рода.
Изменение прилагательных по родам.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Самостоятельная работа по теме: «Прилагательное»
Глагол.
Значение глаголов в речи.
Различение действий, обозначаемых глаголами.

1
1
1
1
2
1
1
3
1
1

Изменение глаголов по временам.

9

63
64
65
66
66
67
68
69
70
71
72
73-74
75
76-77
78
79
80
81
82
83
84
85
86-87
88
89
90

1
11
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
9
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1

8

91

Настоящее время глаголов.

1

92

Прошедшее время глаголов.

1

93

Будущее время глаголов.

1

94

Различение глаголов по временам.

1

95

1

96-97

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения
основной мысли.
Глагол. Закрепление знаний.

98

Диктант за 3 четверть по теме: «Глагол»

1

99

Работа над ошибками.

1

Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены
предложения.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным членам.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Различение нераспространенных и распространенных
предложений.
Распространение предложений.
Однородные члены предложения.
Знакомство с однородными членами предложения.
Дополнение предложения однородными членами.
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме: «Предложение»
Работа над ошибками.
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным
планом.
Деление текста на части по плану.
Работа с деформированным текстом.
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных
картинок.
Деловое письмо. Поздравление. Записка.
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста
по данному плану, вопросам и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по опорным словам с
обсуждением темы, структуры текста и средства связи.
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.
Свободный диктант. Самостоятельная запись каждой части.
Составление письма к родственникам или друзьям. Анализ
структуры текста письма.
Повторение.
Состав слова.
Существительное
Прилагательное.
Глагол.
Предложение.
Текст.
Контрольный диктант за год.

3

100
101
102

103
104
105
106
107
108
109
110
111
112-113
114
115-116
117
118
119
120
121

122
123-124
125-126
127-128
129-130
131
132

2

1
1
1
2
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
11
1
2
2
2
2
1
1
9

Литература
1.
Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для
детей с нарушениями интеллекта: учебник для студентов пед. Вузов. – М.: Просвещение,
2011. – 335с.
2.
Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М., Морковкин В.В. Большой универсальный
словарь русского языка. – М.: Грамота, АСТ-Пресс Школа, 2023. – 1468с
3.
Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический
словарь русского языка. – М.: Грамота, АСТ-Пресс Школа, 2023. – 1014с.
4.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя. – М.: Гуманитарн. изд.
Центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.
5.
Якубовская Э. В. Русский язык. Методические рекомендации. 5–9 классы
(ФГОС ОВЗ): учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2020. –
264с.
Учебно-методические и технические средства обучения
1.
Бгажнокова
И.М. Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, – М.: «Просвещение», 2013 г.
2.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Учебник «Русский язык» 5 класс, – М.:
«Просвещение», 2019 г.
3.
Демонстрационные таблицы и печатные пособия, компьютер, интерактивная
доска.
Интернет-ресурсы
1.
Образовательная онлайн-платформа для школьников, родителей и учителей
«Учи.ру». [Электронный доступ]. URL: https://uchi.ru/teachers/lk/main.
2.
Образовательная социальная сеть / Русский язык. [Электронный доступ].
URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk.
3.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный доступ].
URL: http://festival.1september.ru.
4.
Образовательный портал «Инфоурок». [Электронный доступ]. URL:
https://infourok.ru.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».