Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению (далее – Рабочая
программа) – это образовательная программа, адаптированная для категории
обучающихся 6 класса Государственного казенного образовательного учреждения для
обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной
центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – Стандарт) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы, на
основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва «Просвещение» 2013 года).
Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю), в том числе на контрольные и
проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по чтению используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Чтение» 6 класс под ред. И.М. Бгажноковой, Е.С.
Погостиной – М.: «Просвещение», 2020 г.
Изучение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности;
Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе,
реализующей АООП. От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением
понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса
обучения.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем
социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо
обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными
возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Рабочая
программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через
совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных
произведений. Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая
практика».
Программный материал представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом
индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний,
умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности
и
структуры
дефекта
обучающихся,
что
предусматривает
необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый
диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы
к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных
героев произведения. Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
материала, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать
им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению, рекомендуемые
произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными,
что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта
учащихся, комплексного решения задач нравственно-эстетического и гражданского
воспитания школьников. Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. Дети с
нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в
силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает
преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление
ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.
Содержание программы
Примерная тематика
Устное народное творчество.
Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры — игра мыслей,
столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра
и зла.
Люблю природу русскую.
Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о
красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий
мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года.
О далеком прошлом России.
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени
из истории России.
Животные в нашем доме.
Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру
как показатель его нравственных черт.
Будь человеком, человек!
Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и
своего места в нем.
Они прославили Россию.
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих
людей прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).
Смешное и весёлое.
Юмористические произведения разных жанров.
Вечный свет подвига.
Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и
настоящем.
Писатели мира — детям.
Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в
трудных случаях — целым словом в соответствии с нормами литературного
2
произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из
текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения.
Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение
произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и
темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах. Для детей с
трудностями овладения навыков чтения-отработка плавного чтения по слогам с
переходом на чтение целым словом. Использование специальных текстов, состоящих из
простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого,
целостного восприятия слова, и понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов при выполнении
различных заданий.
Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений,
синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при
однородных членах. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков
препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.
Работа с текстом
Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение
содержания прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием
текста.
Деление текста на части, составление простого плана под руководством учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов
поступков действующих лиц, их оценка.
Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств
связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение
незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в
прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора
автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев,
отношения автора к ним.
Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ,
басня).
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по
содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников
внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем, специального опроса по чтению,
пересказу или комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но
доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): VI класс — 70-80 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися
техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого
(выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
3
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы предмета «Чтение» за шестой класс должны стать
следующие личностные результаты:
формировать понимание важности процесса обучения;
развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе
знакомства с отечественной и зарубежной литературой;
формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать
морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении
образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
формировать умение активно использовать речевые средства для решения
коммуникативных и познавательных задач;
развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации;
развивать умение составлять тексты в устной форме;
развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;
развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё
мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений;
совершенствовать мотивацию к систематическому, самостоятельному
чтению.
Предметные результаты освоения образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Стандарт определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень предполагает:
правильное чтение целым словом доступных по содержанию текстов,
трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца
предложения в зависимости от знаков препинания;
чтение про себя проанализированного заранее текста, выполняя несложные
задания учителя;
ответы на вопросы педагогического работника по фактическому
содержанию произведения своими словами;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с
помощью педагогического работника);
определение главных героев текста;
формирование оценки героя на основе его характеристики (по вопросам
педагогического работника);
заучивание стихотворений наизусть (объем и количество стихотворений с
учетом индивидуальных способностей учащегося);
участие в уроках внеклассного чтения, с выполнением посильных заданий
по прочитанным произведениям.
Достаточный уровень предполагает:
4
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
чтение про себя, выполняя различные задания к проанализированному
тексту;
ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами
автора (выборочное чтение);
деление на части несложного по структуре и содержанию текста (под
руководством педагогического работника);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение мотивов поступков героев, выражение к ним собственного
отношения;
пересказ текста по коллективно составленному плану или с помощью
опорных слов;
выделение в тексте незнакомых слов и выражений (с помощью
педагогического работника);
выбор интересующей литературы (с помощью педагогического работника);
знание наизусть 10 стихотворений.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется всесторонняя
и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
5
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7-8
9
10-12
13-14
15
16-18
19
20
21
22
23
24
Календарно-тематическое планирование
Кол-во
Тема урока
часов
Родина.
3
«Отечество» по В. Пескову.
1
«Россия» М. Ножкин.
1
«Моя Родина» (из воспоминаний детства) М. Пришвин.
1
Люблю природу русскую. Осень.
5
«Сентябрь» В. Бианки.
1
«Лес точно терем расписной…» И. Бунин.
1
«Грабитель» Ю. Качаев.
1
«Белый домик» Б. Житков.
2
Внеклассное чтение.
1
«Лесной хозяин» М. Пришвин.
1
Люблю природу русскую. Осень.
10
«Звонкие ключи» А. Белорусец.
3
«Заячьи лапы» К. Паустовский.
2
«Осенний день в берёзовой роще» (отрывок из рассказа
1
«Свидание») И. Тургенев.
«Хитрюга» Е. Носов.
3
«Октябрь» В. Бианки.
1
Будь человеком, человек!
7
«Будь человеком» С. Михалков.
1
«Петя мечтает» Б. Заходер.
1
«Слон и Муравей» (сказка) по Д. Биссету.
1
«Кузнечик Денди» (сказка) по Д. Биссету.
1
«Как один мальчик играл с палкой» Дж. Родари.
1
Дата
проведения
6
25-26
27
28
29
30
31
32
33-34
35
36
37-39
40-43
44
45
46-47
48
49
50
51
52
53
54
55-56
57-58
59-60
61
62
63-64
65
66
67
68-69
70-71
72-73
74
«Пуговкин домик» Дж. Родари.
Внеклассное чтение.
«Лесной хозяин» М. Пришвин.
О далеком прошлом России.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из
былины).
«Москва» Ф. Глинка.
«Ноябрь» В. Бианки.
Контрольное чтение.
Внеклассное чтение.
Сказки народов мира.
Внеклассное чтение.
«Тимур и его команда» А. Гайдар.
О далеком прошлом России.
«Без Нарвы не видать моря» по С. Алексееву.
«На берегу Невы» по С. Алексееву.
«Рассказы о русском подвиге» по С. Алексееву.
«Великодушный русский воин» по Е. Холмогоровой.
Внеклассное чтение.
«Приключение Незнайки и его друзей» Н. Носов.
Что такое хорошо и что такое плохо.
«Как Незнайка сочинял стихи» Н. Носов.
«Тайна цены» (сказка) Е. Пермяк.
«Здравствуйте!» перевод с польского Д. Гальпериной.
Люблю природу русскую. Зима.
«Декабрь» В. Бианки.
«Новогодние загадки» Е. Благинина.
А. Никитин «Встреча зимы».
Внеклассное чтение.
«Птицы под снегом» М. Пришвин.
Люблю природу русскую. Зима.
«Тёплый снег» А. Дорохов.
«Вот север, тучи нагоняя…» А. Пушкин.
«Пушкин» Д. Хармс.
«Январь» В. Бианки.
«Ель» (сказка) Г.Х. Андерсен.
Контрольное чтение.
Внеклассное чтение.
«Лесной доктор» М. Пришвин.
Люблю природу русскую. Зима.
«Ванька» А. Чехов.
«Весело сияет месяц над селом…» И. Никитин.
«Белый снег пушистый в воздух кружится» И. Суриков.
Внеклассное чтение.
«Золотой ясень» К. Паустовский.
Люблю природу русскую. Зима.
«Лёля и Минька» М. Зощенко.
«Пурга» Ю. Рытхэу.
«Таинственный ночной гость» Ю. Дмитриев.
«Февраль» В. Бианки.
2
1
1
4
1
1
1
1
1
1
2
2
9
1
1
3
4
1
1
4
1
2
1
3
1
1
1
1
1
9
1
1
2
2
2
1
1
1
4
2
1
1
1
1
7
2
2
2
1
7
75
76-78
79-86
87
88
89
90
91
92-93
94
95-96
97
98
99
100
101102
103104
105106
107
108111
112113
114
115118
119
120
121
122123
124125
126
Внеклассное чтение.
«Кот – ворюга» К. Паустовский.
Люблю природу русскую. Зима.
«Двенадцать месяцев» С. Маршак.
«Снежная королева» Г.Х. Андерсен.
Внеклассное чтение.
«Барсук» М. Пришвин.
Люблю природу русскую. Весна.
«Первые приметы» С. Смирнов.
«Март» В. Бианки.
«Весна идёт» по В. Пескову.
«Жаркий час» М. Пришвин.
«Весенняя песня» (сказка) Г. Скребицкий.
Внеклассное чтение.
В. Катаев «Белеет парус одинокий».
Люблю природу русскую. Весна.
«Детство Никиты» А. Толстой.
«Как после мартовских капелей» А. Твардовский.
«И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна». А.
Плещеев.
«Апрель» В. Бианки.
Контрольное чтение.
Люблю природу русскую. Весна.
«Стальное колечко» (сказка) К. Паустовский.
1
1
11
3
8
1
1
6
1
1
1
1
2
1
1
6
2
1
1
Рассказы о животных.
В. Астафьев «Злодейка».
4
2
«Рассказы про зверей» по Е. Бараниной.
2
Внеклассное чтение.
«Волшебные истории» Е. Пермяк.
Рассказы о животных.
«Кот в сапогах» В. Драгунский.
1
1
11
4
«Заяц и ёж» Д. Хармс.
2
«Зеркало и обезьяна» И. Крылов.
«Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинг.
1
4
Рассказы, сказки и стихи для детей.
«Дождь пролетел и сгорел на лету…» В. Набоков.
«Май» В. Бианки.
«Наши песни спеты на войне» М. Дудин.
«Звездолёт “Брунька”» (сказка) В. Медведев.
7
1
1
1
2
«Корзина с еловыми шишками» К. Паустовский.
2
Внеклассное чтение.
«Голубые лягушки» В. Бианки.
1
1
1
1
2
2
8
127129
130
131
132
Рассказы, сказки и стихи для детей.
«Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери.
6
3
«Зорькина песня» (глава из повести «Последний
поклон») В. Астафьев.
«Нынче ветер, как мальчишка весел…» Н. Рыленков.
Контрольное чтение.
1
1
1
Литература
Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Аргументы
1.
Даль В.И.
недели, 2021. – 856с.
2.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2013. – 200с.
3.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование,
2020. – 1376с.
4.
Шишкова М. И. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. — М.: Просвещение, 2020. — 200 с.
Учебно-методические и технические средства обучения:
1.
Бгажнокова
И.М. Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, – М.: «Просвещение», 2013 г.
2.
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Учебник «Чтение» 6 класс, – М.:
«Просвещение», 2020 г.
3.
Демонстрационные таблицы и печатные пособия, компьютер, интерактивная
доска.
Литература для внеклассного чтения
1.
Бианки В.В. «Голубые лягушки».
2.
Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
3.
Катаев В.П. «Белеет парус одинокий».
4.
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
5.
Паустовский К.Г. «Золотой ясень», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
6.
Пермяк Е.А. «Волшебные истории», «Голубые белки».
7.
Пришвин М.М. «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор»,
«Птицы под снегом».
Интернет-ресурсы:
1.
Образовательная онлайн-платформа для школьников, родителей и учителей
«Учи.ру». [Электронный доступ]. URL: https://uchi.ru/teachers/lk/main.
2.
Образовательная социальная сеть / Чтение. [Электронный доступ]. URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie.
3.
Образовательный портал «Инфоурок». [Электронный доступ]. URL:
https://infourok.ru.
4.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный доступ].
URL: http://festival.1september.ru.
9