Чтение 5 класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению (далее – Рабочая
программа) – это образовательная программа, адаптированная для категории
обучающихся 5 класса Государственного казенного образовательного учреждения для
обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной
центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – Стандарт) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы, на
основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва «Просвещение» 2013 года).
Программа рассчитана на 132 часов (4 часа в неделю), в том числе на контрольные
и проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по чтению используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Чтение» 5 класс под ред. З.Ф. Малышевой – М.:
«Просвещение», 2019 г.
Изучение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;

развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;

развитие положительных качеств и свойств личности;
Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе,
реализующей АООП. От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением
понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса
обучения.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем
социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо
обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными
возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Рабочая
программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через
совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных
произведений. Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая
практика».
Программный материал представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом
индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний,
умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности
и
структуры
дефекта
обучающихся,
что
предусматривает
необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый

диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы
к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных
героев произведения. Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
материала, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать
им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
В 5 классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение
предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора
литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов,
рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более
обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения
социального опыта учащихся, комплексного решения задач нравственно-эстетического и
гражданского воспитания школьников.
Содержание программы
Примерная тематика
Устное народное творчество — коллективное творчество народа
Жанры устного народного творчества: считалки, загадки, пословицы. Сказки.
Представления о добре и зле.
Люблю природу русскую.
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена
года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков
(духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года.
Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.
Удивительные животные.
Рассказы, басни и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
Спешите делать добро.
Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению
нравственных эталонов, принятых в обществе людей.
Весело всем.
Рассказы, стихи, сказки, помогающие увидеть смешное в событиях, поступках
людей и поведении животных.
Вечный свет подвига.
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о подвигах защитников Отечества.
Писатели мира детям.
Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.
Навыки чтения
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами и по слогам
трудных по структуре слов. Постепенное уменьшение их количества за счет
предварительного и неоднократного их прочтения. Для детей с трудностями овладения
навыков чтения-отработка плавного чтения по слогам с переходом на чтение целым
словом. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой
структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия
слова, и понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после
предварительного анализа.
Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная
отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи.
2

Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания,
интонация перечисления при однородных членах предложения.
Работа с текстом
Разбор текста по вопросам. Выделение темы произведения, соотнесение темы с
заглавием текста. Коллективное определение идеи произведения. Выделение частей
текста в соответствии с данным планом.
Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно
составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и
частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация
диалогов.
Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью
учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных
слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события,
героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на
наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с
помощью учителя).
Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки,
считалки, пословицы, поговорки.
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное
ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение
месяца к уроку внеклассного чтения.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной
библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет и
журналов. Беседы о прочитанном, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о
прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких
отзывов о книгах.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем, специального опроса по чтению,
пересказу или комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться
текущая проверка и оценка знаний.
Возможно, в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на
уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих
уроках. Намеченных педагогом обучающихся в процессе фронтальной работы вызывают
чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка —
мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но
доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V класс — 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися
техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого
(выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
3

Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы предмета «Чтение» за пятый класс должны стать
следующие личностные результаты:

понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность её
выполнять;

способность учитывать выделенные учителем в учебном материале
ориентиры действия;

способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце
действия необходимые коррективы;

умение строить сообщения в устной форме;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

умение формулировать собственное мнение;

способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;

умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;

развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
произведениями литературы;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;

формирование мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты освоения образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Стандарт определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень предполагает:

правильное чтение по слогам или целыми словами доступных по
содержанию текстов (после предварительной подготовки);

ответы на вопросы педагогического работника по фактическому
содержанию произведения своими словами;

участие в коллективном составлении словесно-логического плана
прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста;

определение главных героев текста;

составление элементарной характеристики героя на основе предложенного
плана и по вопросам педагогического работника;

заучивание стихотворений наизусть (объем и количество стихотворений с
учетом индивидуальных возможностей учащегося);
Достаточный уровень предполагает:

правильное чтение вслух целыми словами доступных по содержанию
текстов, в сложных случаях – по слогам;

чтение про себя с выполнением аналитических заданий к тексту;
4


пересказ текста по плану с помощью учителя, используя опорные слова,
пересказ по плану несложного текста – самостоятельно;

ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами
автора (выборочное чтение);

различение главных и второстепенных героев произведения;

определение собственного отношения к поступкам героев (героя);

ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы
(с помощью педагогического работника);

знание наизусть 8-10 стихотворений.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется всесторонняя
и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
5

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
№
Кол-во
Дата
Тема урока
п/п
часов
проведения
Устное народное творчество.
4
1
Считалки. Заклички-приговорки.
1
2
Потешки. Загадки.
1
3
Пословицы и поговорки.
1
4
Обобщающий урок по теме «Устное народное
1
творчество».
Сказки.
17
5
Никита Кожемяка (русская сказка).
1
6
«Как наказали медведя» (тофаларская сказка).
1
7
«Золотые руки» (башкирская сказка).
1
8
«Морозко» (русская сказка).
1
9
«Два Мороза» (русская сказка).
1
10
«Три дочери» (татарская сказка).
1
11-15 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.
5
Пушкин.
16-20 «Серая шейка» по Д. Мамину-Сибиряку.
5
21
Обобщающий урок по теме «Сказки».
1
Внеклассное чтение.
1
22
«Не надо врать» М. Зощенко.
1
Картины родной природы. Лето.
7
23
«Июнь» Г. Скребицкий.
1
24
«Ярко солнце светит…» И. Суриков.
1
25-28 «Июльская гроза» А. Платонов.
4
29
«Берёзка» А. Прокофьев.
1
Картины родной природы. Осень.
3
30
«Сентябрь» По Г. Скребицкому.
1
31
«Золотая осень» По И. Соколову-Микитову.
1
32
Контрольное чтение.
1
Картины родной природы. Осень.
4
33
«Осень» К. Бальмонт.
1
34
«Добро пожаловать!» по Г. Скребицкому.
1
35
«Осенние грусти…» по В. Астафьеву.
1
36
«Первый снег» И. Бунин.
1
Внеклассное чтение.
1
37
«Тайное становится явным»» В. Драгунский.
1
О друзьях-товарищах.
10
38-39 «Колючка» Ю. Яковлев.
2
6

40
41-42
43
44-46
47
48
49
50
51
52
53
54-57
58-59
60
61
62
63

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86

«Рыцарь Вася» Ю. Яковлев.
«Витя Малеев в школе и дома» Н. Носов.
«"Фосфорический" мальчик» В. Медведев.
«Дорогой подарок» Л. Воронкова.
«Твой друг» Я. Аким.
Басни И. Крылова.
«Ворона и лисица».
«Щука и кот».
«Квартет».
Внеклассное чтение.
«Ученый Петя» А. Веденский.
Спешите делать добро.
«Будущий олимпиец» Н. Хмелик.
«Слепой домик» О. Бондарчук.
«Бабка» В. Осеева.
«Сухой хлеб» А. Платонов.
«Люся» В. Распутин.
«Труд» В. Брюсов.
Контрольное чтение.
Внеклассное чтение.
«А что у вас?» С. Михалков, «Волшебное слово» В.
Осеева, «Песенка в лесу» Я. Аким.
Картины родной природы. Зима.
«Чародейкою Зимою…» Ф. Тютчев.
«Декабрь» Г. Скребицкий.
«К зиме» К. Бальмонт.
«Всяк по-своему» Г. Скребицкий.
«Поёт зима – аукает…» С. Есенин.
«Берёза» С. Есенин.
«Зимняя дорога» А. Пушкин.
Картины родной природы. Весна.
«Март» Г. Скребицкий.
«Вот уж снег последний в поле тает…» А. Толстой.
«От первых проталин до первой грозы» Г.
Скребицкий.
«Весна- красна».
«Грачи прилетели».
«Заветный кораблик».
«В весеннем лесу».
«Весенние ручьи» А. Толстой.
«Гонимы вешними лучами…» А. Пушкин.
«Ворона» А. Блок.
«Подснежник» Е. Серова.
«Весна» И. Соколов-Микитов.
«Крупный дождь в лесу зелёном…» И. Бунин.
«Черёмуха» С. Есенин.
«Весна, весною, о весне» Я. Аким.
Внеклассное чтение.
«Воробьиная песенка», «Приходите в гости»,
«Счастливого пути», «Дуйте, дуйте, ветры»,

1
2
1
3
1
3
1
1
1
1
1
11
1
1
4
2
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

87-88
89-91
92
93-95
96-97
98
99
100
101
102103
104
105

106
107
108
109111
112113
114
115

116
117118
119123
124127
128130
131
132

«Перчатки», «Форель», «Который час» (зарубежные
песенки).
О животных.
«Тёма и Жучка» Н. Гарин-Михайловский.
«Желтухин» А. Толстой.
«Кот Ворюга» К. Паустовский.
«Про обезьянку» Б. Житков.
«Дачники» Э. Асадов.
«Из рассказов Олёны Даниловны» Ф. Абрамов.
«Будь человеком» С. Михалков.
Контрольное чтение.
Внеклассное чтение.
«Златовласка» К. Эрбен, «Золушка» Ш. Перро.
Из прошлого нашего народа.
«На поле Куликовом» по О. Тихомирову.
«Рассказы о войне 1812. Бородино» по С. Алексееву.
Внеклассное чтение.
«Бременские музыканты» братья Гримм,
«Поспешишь – людей насмешишь» (польская
народная сказка).
Из прошлого нашего народа.
«Рассказы о войне 1812. Ключи» по С. Алексееву.
«Рассказы о войне 1812. Конец похода» по С.
Алексееву.
«…И снится ей жаркое лето…» Н. Некрасов.
«Белый пудель» А. Куприн.

14
2
3
1
3
2
1
1
1
1
1
3
2
1
1
1

10
1
1
1
3

«Снега, поднимитесь метелью!» По Л. Жарикову.

2

«У могилы Неизвестного солдата» Ю. Коринец.
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего
народа».
Внеклассное чтение.
«Федорино горе»» К. Чуковский.
Из произведений зарубежных писателей.
«Гаврош» В. Гюго.

1
1
1
1
15
2

«Приключения Тома Сойера» М. Твен.

5

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С.
Лагерлеф.
«Русалочка» Г.Х. Андерсен.

4

Контрольное чтение.
Внеклассное чтение.
«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.

1
1
1

1.
Даль В.И.
недели, 2021. – 856с.

3

Литература
Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Аргументы
8

2.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2013. – 200с.
3.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование,
2020. – 1376с.
4.
Шишкова М. И. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. — М.: Просвещение, 2020. — 200 с.
Учебно-методические и технические средства обучения:
1.
Бгажнокова
И.М. Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, – М.: «Просвещение», 2013 г.
2.
Демонстрационные таблицы и печатные пособия, компьютер, интерактивная
доска.
3.
Малышева З.Ф. Учебник «Чтение» 5 класс, – М.: «Просвещение», 2019 г.
Литература для внеклассного чтения:
1.
Аким Я. «Песенка в лесу».
2.
Братья Гримм «Бременские музыканты».
3.
Веденский А. «Ученый Петя».
4.
Драгунский В. «Тайное становится явным».
5.
Зарубежные песенки: «Воробьиная песенка», «Приходите в гости»,
«Счастливого пути», «Дуйте, дуйте, ветры», «Перчатки», «Форель», «Который час».
6.
Зощенко М. «Не надо врать».
7.
Михалков С. «А что у вас?».
8.
Осеева В. «Волшебное слово».
9.
Перро Ш. «Золушка».
10.
Саути Р. «Златовласка».
11.
Чуковский К. «Федорино горе».
12.
Шварц Е. «Сказка о потерянном времени».
Интернет-ресурсы:
1.
Образовательная онлайн-платформа для школьников, родителей и учителей
«Учи.ру». [Электронный доступ]. URL: https://uchi.ru/teachers/lk/main.
2.
Образовательная социальная сеть / Чтение. [Электронный доступ]. URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie.
3.
Образовательный портал «Инфоурок». [Электронный доступ]. URL:
https://infourok.ru.
4.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный доступ].
URL: http://festival.1september.ru.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».