4 класс Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Государственное казенное общеобразовательное учре}кдение
для обуlающихся п0 адапгированным образовательныý4 программам
<<ъ4 агадански й област,ной центр trбразоRания ЛЪ 2)i

585q 10 N4аг,адаitская область, Ольский муниципальный округ, пгт. Ола, ул. Ленина, д. }lЪ 54

тел. (8 41З 41)25955, e-mail
}4Ht]/Kl iП

"190 l 00.1i 74//:90

I

0 l 00

(А)

l

в
"z

1,1

ý

аtý

i\ \tч

Адагlтиров анн ая образовательн ая

L

шрограмма

рабочая

Предметная областъ Коррекцuонно*разв|jвqr\Lцаr{ Qбцqс
\t,
fу

чеоныи ilредМО"Г

Ражttпэъtе пcllxoMoпlopl.tKи

tt

ryхь

ýýlloPtlцx цроl.ýсс
,l

Класс

z{

Учителъ

М.".Х.

гIолванова

L
согласована
Педагогический оовет

от

4,{.0P.t3 протокол

м

согласована
4

Заместитель директора по УВР
0iП/i/
м.Ю. У ксYсова

-

п. ола, 2а23

пояснительная записка

Адагrтированнеш образоватеJIьная рабочая программа по развитию психомоторики !I
СеНСОРномУ раЗвитию (дашее - Рабочая программа) адресована обучающимся 4 класса с
легкой yMcTBeHHOpi отсталостью (интеллектуальныIч{и наруIIJениями).

Адаrттированная основFIая общеобразовате-r]ьная программа образования
обучаюrцихся с умственной отсталостью (интеллектуапьныN{и нарушениями) разработана
В сооТветствии с требованиями федерального государственного образователы{ого
СТаIrДарТа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуfuтlьными нарушениями)
(далее - Стандарт) и на ос}Iова}Iии Федеральной адаптирOваrrной основной
Обшlеобразовательной программы обучаюtцихся с
yмственной отсталостью
(Интеллектуацьными наруu]енияь,tи), утвер}кденной приказоп,r N4инистерства rIрOсвещения
РОССийской Федерации оl] 24 ноября 2022 г. приказом Л9 102б. на основе программы
СПеЦиfuIьньтх (коррекционЕьIх) обrцеобразовательных учреждений YIiI вида, 5-9 классы,
шод редакцией И,М. Бгажноковой. (Москва <<Просвещение)) 201З года).
Рабочая программа рассчитана на 66 часов - 2 часа в чеделIо, продOлжите_цьность
заI{ятия 40 п,rинут.
Щеlrь - коррекционнO-развиваюrrIих занятий закIючается в приN{енении разньш форшr
ВЗаИМОДеЙСтвия с обучающимися. направленными на преодоление или ослабление
ПРОбЛеМ В ПСихическоN,I и личностном
JIичностII и
развит!ILr. гармонизацию
межJIичЕОстныХ
отношений
обутающихся;
навыков
адекватного
формирование
поведения.
Задачи:
-ВЬUIВЛеНИе особых образователь}lых потребностелi обучающихся с умственной
ОТСТацосТъю" обусловленных структуроЙ и глубиноЙ имеющихся у них нарушений,
недостатками в физическол,I и психическом развитии;
-ОСУЩеСТВление
индивидуаlrьно
ориент}Iрованной
психолого-медикоПеДаГОГИЧеСКОЙ пОмОLци об,ч.тающимся с умственноЙ отстатlостью (инlеллектуальными
нарушениЯми) С учетоМ особенноСтей психОфизическОго развI-{Тия и инЛИts}I7]}аЛЬНЫХ
возможностей обучаюшихся
(в соответствии с рекоN,{ендациями психолого-медикопелагогической комиссии );
-ОРГаНИЗаЦИя индивидуальньIх и гр,yпповьD( занятий дrrя обучаюrцихся с учетом
индивидуальных И типологических особенностей психофизического развития и
индивидуаль}IыХ возмохшоСтей обучаюlцихся' разработка и реаJIизаЦия индивИдуальньж
у.{ебных планов (при необходимости);
-реализация системы мероприятий по соцлrальной адаптаIIии обучаюrцихся с
рtственной отсталостъю ;
-оказание рOдителям (законньrм представителям) обучаюiцихся с умствеrrной
отстацостЬю конс},льтативной и методической помошр1 по психоJIого-пелаI,огическим"
социальным? правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их tsOспитаtII-Iем и
об1^,tением.

Основные направленrrя работы:

и развитие познавательной сферы (формирование учебной моттrвации,
активизация сенсор Iо-перцептивной, мнемической и п,rыслительной деятельности);
-ДиаГностика
и развитие
эмоциона]Iьно-JIичностной
(гармонизачия
сферы
психOэх,{оЦиоЕальноГо состоянИя, формирOвание позитивного отношения к своему <<Я>>,
повышение уверенности R себе, развитие самостоятельности. формирование навыков
самоконтроля);
-ДИаГНОСТИКа и развитие коммуникативноil сферы и социальная интеграции
(развитие сrrособности к эмпат}Iи. сопереживанию);
*фОРмирование продуктивньIх видов взаrrплодействия с окру}каIощиN{и (в семье,
классе), повышение социального статуса сlбучающегося в коллективе, формироваЕие и
развитие HaBbiKoB социального поведения).
-ДИаГНОСТика

Содержание программы
,Щиагностика:
-диагностика памяти;
-диагностика вЕимания:
-диагностика мышления;
-исследование самооценки;
-исследование уровня тревож}Iости.

Психомоторное развитие:
-развитие крlтtной и мелкой моторики;
-графо моторных навыков;
_тактилъно-двигательное восприятие.

Сенсорное развитие:

-формирование сенcopнblx этаrIонов цвета;
-развитие и коррекция восприятия формы;
-развитие и коррекция вOсприятия величины:
-Развитие rrростраЕственно-временного восприятия.

Развитие ВПФ:

_развитие вниманrIя;

-развитие речи;
*развитие мышления,

Эмоционально-волевая сфера
-виды эмоций;

:

-снятие уровня тр9вожности;
-развитие произвольного управления поведение}4;
-развитие волевых усилий и сосредоточен}Iости.

Развитие коммуникативных навыков:
-Я * как личI{ость;

-Яиты-вместе.

Планируемые резуJIьтаты
Планируемьiе результаты реilJ{изации програ}4мы коррекционной работы имеют
ЛИффеРенЦированныЙ характер, долlкны уточняться и конкретизироваться с учетом
ИНДИВИДУrlлЬных особенностеЙ и возмO>ltностеЙ обучающихся о умотвенноЙ отста"тостью.
ffостижения обl^rаюtцихся рассматриваются в динамике с учетом их предыдущих
иIIДиВидуальных реализации программы коррекционной работы лежат в большей степени
В СфеРе жизненноЙ компетенцим и оцениваются с учетом rrредыдущих достижений
обучаюrцихся,

Система оценки
РеЗУЛьтаты оценки личностных достижений заносятся в индив}rдуальную карту
РаЗВ}IТия обуT ающегося (дневник наблюдениЙ), что позвоJlяет не только представить
полн,vю картину динамики целостЕого разви1ия обу.rаюшдегося. но и отследить наличие
или отс,чтствие изменеrrий по отдельным жIIзненным компе.генциям.

Календарно-тематическо
ль

пlп
1

2
J

4

Тема урока
/{иагностика памяти
Щиагностика внимания.
f{иагriостика мышления.
Исследование самооI{енки.

е

планированше

количеетво
часов
1
1

1
1

Щата

проведения

tr4сс-педоваFiие уровня тревожности.

1

l

8

похожи, чем отJIичаются>.
<Повтори за nrHopi>
<Наши р,ччlti{)

9

<Камешки>.

1

10

<Фигуры>

1

11

<<Бабочка>

l2

1

6

<<Чем

7

1

1

]9

кЛистопад>
<Зеленые листьяtl
<Кру., oBa.]I))
<Треугольник, квадрат)
<Своим и рукаN{и)
1фабор гrредметов)
кВолшебный мешочек>>
<Волпrебный п,tеrшочекi>

20

<ГIазлы>

1

2\

<<Муха>

1

22

((Какие мы ра:зныеD.
((Какие мы разные)).

1а

1J
14

15

tб
|7
18

.!.

э

24
25

26
27
28
29
з0

,,

Г

1
1
1

1
1

1
1

1
1

g!g!дщqл тiадпрIсь)

<<Говорящаl{ надпись

1

))

1

1

<Сказсlчная шкатулка)

1

кНаглядностt,>>.

1

э1"

<Различи правильно)
кАнализ картинь1)
<Часть и целое)
кЧасть и целое).
,,Пqдщqп на всех)>

1

JJ

<<Семиtдветик>>

1

з4
з5
зб

<Раду;зр
<Определи правиJIьно).
кýоде.шай изображение>

Ji

а1

<Лего>

1

38

<Лего>>

1

з9
40
4|
42

sЩудu направленно моё вниА,Iание))
<Наш цветной птир>
<Маленькие обезьянкю>

1

<<Веrкливые слова).

1

4_)

44

<Озорные буквы>
<<Серлча настроеция))

1

45

кJIабиринт:ьi>l

46

<1Кирпичик>

47
48
49
50

кЦветные формы>
<,

<Запоминай порядок))
:У*дgцqqщ"е шары)
<Сказочная шкатчлка).
кПутешествие в мир эмоций>

l
1

1
1

l

1

1

1

1
1

i
1

1
1
1
1
1
1

t

i
1

54
55

((Расставь правипьно>.
((Наrхи страхи)"

56
51

<<К,го

58

59
60
61
А1

бз
64

1
]

позвал тебя, скоки>

t,.Г{ал bll te

1

ил(е,,.

кКарусель>.
<Что бывает>
кЧасть и цепое).
<Что изrtениJосьr.
<Сделай так же))
б_l

1
1
1
1

t
1

fiлtагrтостика паL4яти

1

65

f]иагностика вни\,{ания.
/{и агностика N,I ыцIлеFIrlя.

66

Исс",rедование саNlооценки

1

l
1

Учебно-пqетодические

и техЕические

-воздуш}Iо пузьIрьковые трубки;
-сlхой бассейн с шарикаL,{и;

средства обучения.

-фибро-оптические изделия (потолок "Звездное небо", фибро-оrrтическое воJIокно
"Щоясдик");
-СВеТОЗв}Т(овые панели ("Враrцающиеся колесо", "Бесконечность", "Музыкальные

классики");
-МяГкие формы (Пуфик круглый. Пуфик, N,{атрасы. массажные коврики для ног.);
-интерактивные системы ("Интерактивная песочница - умный стол. интерактивная
доска", музыкаJIьньiй центр) ;

fiемонстрацr.rонный и раздаточный дидактлtческий материал:

-мультLI},{едиа

-дидактические картинки
-конструктор "flары Фрёбеля" ;
-конструктор для ржвития мелкой мотOрики;
-раЗВивающиЙ коррекционныЙ комплекс Тимокко (<Буквы. I]ифры.
и сделай>. <Игры с Тимом>>.).

Литература

с

IfBeT>>,

<Возьми

1, КОбУчение детей
выраженным недоразвитием интеллекта)): лрогра]\{мноМеТоДического материfu-Iа шод редакцией И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС. 2009.
2. <ПрограмN{а сшециальных (коррекционньrх) образова геJIьных учреждений YIII вида
0- IY кл. под редакцией И.М. Бгажноковой - М" <Просвеrцение> 2011).
3. ГаЛКина Г.Г.. fiубинина Т.И. IIальцы помогают говорить. Коррекlдионные занятия
ПО РаЗВИТиЮ мелкоЙ моторики у детеЙ/Г.Г.Галкина. Т.И,fiубинмна.
- М.: Издателъство
<Гном и Д), 200б.
4. Зейц. Мариелла. кПишем
рисуем на песке. Настольная песочницa>). -М:
ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А, Качанова)
5. Защиринская О.В, I]сихо-цог!{я де,гей с задержкой психического развития. - СанктПетербург : СПбГУ, 2а19.
6. Изаренкова Щ. Социашизация детей из неблагополучньж семей : Актуа_,тьные
проблеплы теории и практики психологии и социологии, * 20|1 .
7. Катерисова Е.А. ПсихофизиOJIогическое и фи:зическое развитие детей с умственной
ОТСТалОСТЬю / Е.А. Катерисова, С.А. LIIycToBa /l Соврем. тенденции развития Еауки и
технологий. - 20] 6

и

8. Концепция Специального Федерального государственного образовательного
стандарта для детей с ограниченным}1 возможЕlостями здоровья/[Н,Н. Мачофеев, О.И.
Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. - М., Просвещение, 20] З.
9, Морозова Я.В, Оптимизаr{ия межjIичностных отношений в среде подрOстков с
умственFlой отстацостью // Новое слово в науке и шрактике: гI{потезы и апробация
результатов исслед. - 20l5
10. Семаго I-I.Я. Семаго I!4.I\4. "ýиагностический ацьбом для иссJlедования
особенностей гtознавателылой деятельности. Щошко_цьный и мJIадший возраст".
Издате.l-rьство АРКТИ-2 0 1 4.
1 1. Хакишrзяrrов Р.Н. Синепца.:тоl-ия как способ социальной адаtrтации подростков с
нар}цтrением поведения ll Психология. Историко-критические обзоры и
современные исследования. * 2022.

Электронная лит€ратура

1.

http://ЗOastr-dou127.caduk.ru/88-programma-krцzhka-pesochnaya-

2,

https:/1urait.rulbook/psihologicheskoe-konsultirovanie-i-psiholoяicheskava-korrekclva-

animaciyahtmi
510848


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».