Государственное казенное общеобразовательное учре}кдение
для обуlающихся п0 адапгированным образовательныý4 программам
<<ъ4 агадански й област,ной центр trбразоRания ЛЪ 2)i
585q 10 N4аг,адаitская область, Ольский муниципальный округ, пгт. Ола, ул. Ленина, д. }lЪ 54
тел. (8 41З 41)25955, e-mail
}4Ht]/Kl iП
"190 l 00.1i 74//:90
I
0 l 00
(А)
l
в
"z
1,1
ý
аtý
i\ \tч
Адагlтиров анн ая образовательн ая
L
шрограмма
рабочая
Предметная областъ Коррекцuонно*разв|jвqr\Lцаr{ Qбцqс
\t,
fу
чеоныи ilредМО"Г
Ражttпэъtе пcllxoMoпlopl.tKи
tt
ryхь
ýýlloPtlцx цроl.ýсс
,l
Класс
z{
Учителъ
М.".Х.
гIолванова
L
согласована
Педагогический оовет
от
4,{.0P.t3 протокол
м
согласована
4
Заместитель директора по УВР
0iП/i/
м.Ю. У ксYсова
-
п. ола, 2а23
пояснительная записка
Адагrтированнеш образоватеJIьная рабочая программа по развитию психомоторики !I
СеНСОРномУ раЗвитию (дашее - Рабочая программа) адресована обучающимся 4 класса с
легкой yMcTBeHHOpi отсталостью (интеллектуальныIч{и наруIIJениями).
Адаrттированная основFIая общеобразовате-r]ьная программа образования
обучаюrцихся с умственной отсталостью (интеллектуапьныN{и нарушениями) разработана
В сооТветствии с требованиями федерального государственного образователы{ого
СТаIrДарТа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуfuтlьными нарушениями)
(далее - Стандарт) и на ос}Iова}Iии Федеральной адаптирOваrrной основной
Обшlеобразовательной программы обучаюtцихся с
yмственной отсталостью
(Интеллектуацьными наруu]енияь,tи), утвер}кденной приказоп,r N4инистерства rIрOсвещения
РОССийской Федерации оl] 24 ноября 2022 г. приказом Л9 102б. на основе программы
СПеЦиfuIьньтх (коррекционЕьIх) обrцеобразовательных учреждений YIiI вида, 5-9 классы,
шод редакцией И,М. Бгажноковой. (Москва <<Просвещение)) 201З года).
Рабочая программа рассчитана на 66 часов - 2 часа в чеделIо, продOлжите_цьность
заI{ятия 40 п,rинут.
Щеlrь - коррекционнO-развиваюrrIих занятий закIючается в приN{енении разньш форшr
ВЗаИМОДеЙСтвия с обучающимися. направленными на преодоление или ослабление
ПРОбЛеМ В ПСихическоN,I и личностном
JIичностII и
развит!ILr. гармонизацию
межJIичЕОстныХ
отношений
обутающихся;
навыков
адекватного
формирование
поведения.
Задачи:
-ВЬUIВЛеНИе особых образователь}lых потребностелi обучающихся с умственной
ОТСТацосТъю" обусловленных структуроЙ и глубиноЙ имеющихся у них нарушений,
недостатками в физическол,I и психическом развитии;
-ОСУЩеСТВление
индивидуаlrьно
ориент}Iрованной
психолого-медикоПеДаГОГИЧеСКОЙ пОмОLци об,ч.тающимся с умственноЙ отстатlостью (инlеллектуальными
нарушениЯми) С учетоМ особенноСтей психОфизическОго развI-{Тия и инЛИts}I7]}аЛЬНЫХ
возможностей обучаюшихся
(в соответствии с рекоN,{ендациями психолого-медикопелагогической комиссии );
-ОРГаНИЗаЦИя индивидуальньIх и гр,yпповьD( занятий дrrя обучаюrцихся с учетом
индивидуальных И типологических особенностей психофизического развития и
индивидуаль}IыХ возмохшоСтей обучаюlцихся' разработка и реаJIизаЦия индивИдуальньж
у.{ебных планов (при необходимости);
-реализация системы мероприятий по соцлrальной адаптаIIии обучаюrцихся с
рtственной отсталостъю ;
-оказание рOдителям (законньrм представителям) обучаюiцихся с умствеrrной
отстацостЬю конс},льтативной и методической помошр1 по психоJIого-пелаI,огическим"
социальным? правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их tsOспитаtII-Iем и
об1^,tением.
Основные направленrrя работы:
и развитие познавательной сферы (формирование учебной моттrвации,
активизация сенсор Iо-перцептивной, мнемической и п,rыслительной деятельности);
-ДиаГностика
и развитие
эмоциона]Iьно-JIичностной
(гармонизачия
сферы
психOэх,{оЦиоЕальноГо состоянИя, формирOвание позитивного отношения к своему <<Я>>,
повышение уверенности R себе, развитие самостоятельности. формирование навыков
самоконтроля);
-ДИаГНОСТИКа и развитие коммуникативноil сферы и социальная интеграции
(развитие сrrособности к эмпат}Iи. сопереживанию);
*фОРмирование продуктивньIх видов взаrrплодействия с окру}каIощиN{и (в семье,
классе), повышение социального статуса сlбучающегося в коллективе, формироваЕие и
развитие HaBbiKoB социального поведения).
-ДИаГНОСТика
Содержание программы
,Щиагностика:
-диагностика памяти;
-диагностика вЕимания:
-диагностика мышления;
-исследование самооценки;
-исследование уровня тревож}Iости.
Психомоторное развитие:
-развитие крlтtной и мелкой моторики;
-графо моторных навыков;
_тактилъно-двигательное восприятие.
Сенсорное развитие:
-формирование сенcopнblx этаrIонов цвета;
-развитие и коррекция восприятия формы;
-развитие и коррекция вOсприятия величины:
-Развитие rrростраЕственно-временного восприятия.
Развитие ВПФ:
_развитие вниманrIя;
-развитие речи;
*развитие мышления,
Эмоционально-волевая сфера
-виды эмоций;
:
-снятие уровня тр9вожности;
-развитие произвольного управления поведение}4;
-развитие волевых усилий и сосредоточен}Iости.
Развитие коммуникативных навыков:
-Я * как личI{ость;
-Яиты-вместе.
Планируемые резуJIьтаты
Планируемьiе результаты реilJ{изации програ}4мы коррекционной работы имеют
ЛИффеРенЦированныЙ характер, долlкны уточняться и конкретизироваться с учетом
ИНДИВИДУrlлЬных особенностеЙ и возмO>ltностеЙ обучающихся о умотвенноЙ отста"тостью.
ffостижения обl^rаюtцихся рассматриваются в динамике с учетом их предыдущих
иIIДиВидуальных реализации программы коррекционной работы лежат в большей степени
В СфеРе жизненноЙ компетенцим и оцениваются с учетом rrредыдущих достижений
обучаюrцихся,
Система оценки
РеЗУЛьтаты оценки личностных достижений заносятся в индив}rдуальную карту
РаЗВ}IТия обуT ающегося (дневник наблюдениЙ), что позвоJlяет не только представить
полн,vю картину динамики целостЕого разви1ия обу.rаюшдегося. но и отследить наличие
или отс,чтствие изменеrrий по отдельным жIIзненным компе.генциям.
Календарно-тематическо
ль
пlп
1
2
J
4
Тема урока
/{иагностика памяти
Щиагностика внимания.
f{иагriостика мышления.
Исследование самооI{енки.
е
планированше
количеетво
часов
1
1
1
1
Щата
проведения
tr4сс-педоваFiие уровня тревожности.
1
l
8
похожи, чем отJIичаются>.
<Повтори за nrHopi>
<Наши р,ччlti{)
9
<Камешки>.
1
10
<Фигуры>
1
11
<<Бабочка>
l2
1
6
<<Чем
7
1
1
]9
кЛистопад>
<Зеленые листьяtl
<Кру., oBa.]I))
<Треугольник, квадрат)
<Своим и рукаN{и)
1фабор гrредметов)
кВолшебный мешочек>>
<Волпrебный п,tеrшочекi>
20
<ГIазлы>
1
2\
<<Муха>
1
22
((Какие мы ра:зныеD.
((Какие мы разные)).
1а
1J
14
15
tб
|7
18
.!.
э
24
25
26
27
28
29
з0
,,
Г
1
1
1
1
1
1
1
1
1
g!g!дщqл тiадпрIсь)
<<Говорящаl{ надпись
1
))
1
1
<Сказсlчная шкатулка)
1
кНаглядностt,>>.
1
э1"
<Различи правильно)
кАнализ картинь1)
<Часть и целое)
кЧасть и целое).
,,Пqдщqп на всех)>
1
JJ
<<Семиtдветик>>
1
з4
з5
зб
<Раду;зр
<Определи правиJIьно).
кýоде.шай изображение>
Ji
а1
<Лего>
1
38
<Лего>>
1
з9
40
4|
42
sЩудu направленно моё вниА,Iание))
<Наш цветной птир>
<Маленькие обезьянкю>
1
<<Веrкливые слова).
1
4_)
44
<Озорные буквы>
<<Серлча настроеция))
1
45
кJIабиринт:ьi>l
46
<1Кирпичик>
47
48
49
50
кЦветные формы>
<,
<Запоминай порядок))
:У*дgцqqщ"е шары)
<Сказочная шкатчлка).
кПутешествие в мир эмоций>
l
1
1
1
l
1
1
1
1
1
i
1
1
1
1
1
1
1
t
i
1
54
55
((Расставь правипьно>.
((Наrхи страхи)"
56
51
<<К,го
58
59
60
61
А1
бз
64
1
]
позвал тебя, скоки>
t,.Г{ал bll te
1
ил(е,,.
кКарусель>.
<Что бывает>
кЧасть и цепое).
<Что изrtениJосьr.
<Сделай так же))
б_l
1
1
1
1
t
1
fiлtагrтостика паL4яти
1
65
f]иагностика вни\,{ания.
/{и агностика N,I ыцIлеFIrlя.
66
Исс",rедование саNlооценки
1
l
1
Учебно-пqетодические
и техЕические
-воздуш}Iо пузьIрьковые трубки;
-сlхой бассейн с шарикаL,{и;
средства обучения.
-фибро-оптические изделия (потолок "Звездное небо", фибро-оrrтическое воJIокно
"Щоясдик");
-СВеТОЗв}Т(овые панели ("Враrцающиеся колесо", "Бесконечность", "Музыкальные
классики");
-МяГкие формы (Пуфик круглый. Пуфик, N,{атрасы. массажные коврики для ног.);
-интерактивные системы ("Интерактивная песочница - умный стол. интерактивная
доска", музыкаJIьньiй центр) ;
fiемонстрацr.rонный и раздаточный дидактлtческий материал:
-мультLI},{едиа
-дидактические картинки
-конструктор "flары Фрёбеля" ;
-конструктор для ржвития мелкой мотOрики;
-раЗВивающиЙ коррекционныЙ комплекс Тимокко (<Буквы. I]ифры.
и сделай>. <Игры с Тимом>>.).
Литература
с
IfBeT>>,
<Возьми
1, КОбУчение детей
выраженным недоразвитием интеллекта)): лрогра]\{мноМеТоДического материfu-Iа шод редакцией И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС. 2009.
2. <ПрограмN{а сшециальных (коррекционньrх) образова геJIьных учреждений YIII вида
0- IY кл. под редакцией И.М. Бгажноковой - М" <Просвеrцение> 2011).
3. ГаЛКина Г.Г.. fiубинина Т.И. IIальцы помогают говорить. Коррекlдионные занятия
ПО РаЗВИТиЮ мелкоЙ моторики у детеЙ/Г.Г.Галкина. Т.И,fiубинмна.
- М.: Издателъство
<Гном и Д), 200б.
4. Зейц. Мариелла. кПишем
рисуем на песке. Настольная песочницa>). -М:
ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А, Качанова)
5. Защиринская О.В, I]сихо-цог!{я де,гей с задержкой психического развития. - СанктПетербург : СПбГУ, 2а19.
6. Изаренкова Щ. Социашизация детей из неблагополучньж семей : Актуа_,тьные
проблеплы теории и практики психологии и социологии, * 20|1 .
7. Катерисова Е.А. ПсихофизиOJIогическое и фи:зическое развитие детей с умственной
ОТСТалОСТЬю / Е.А. Катерисова, С.А. LIIycToBa /l Соврем. тенденции развития Еауки и
технологий. - 20] 6
и
8. Концепция Специального Федерального государственного образовательного
стандарта для детей с ограниченным}1 возможЕlостями здоровья/[Н,Н. Мачофеев, О.И.
Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. - М., Просвещение, 20] З.
9, Морозова Я.В, Оптимизаr{ия межjIичностных отношений в среде подрOстков с
умственFlой отстацостью // Новое слово в науке и шрактике: гI{потезы и апробация
результатов исслед. - 20l5
10. Семаго I-I.Я. Семаго I!4.I\4. "ýиагностический ацьбом для иссJlедования
особенностей гtознавателылой деятельности. Щошко_цьный и мJIадший возраст".
Издате.l-rьство АРКТИ-2 0 1 4.
1 1. Хакишrзяrrов Р.Н. Синепца.:тоl-ия как способ социальной адаtrтации подростков с
нар}цтrением поведения ll Психология. Историко-критические обзоры и
современные исследования. * 2022.
Электронная лит€ратура
1.
http://ЗOastr-dou127.caduk.ru/88-programma-krцzhka-pesochnaya-
2,
https:/1urait.rulbook/psihologicheskoe-konsultirovanie-i-psiholoяicheskava-korrekclva-
animaciyahtmi
510848