Государственlзое казе}{}tое обrriеобраз{}ватOлt-ное учреждеt1}1е
д;rя обучаrо tцихся ло адаrтгIфOванн ы
\,r
об разовател ьны м програм
ý.tаh,f
({},{агаданскиЙ областноЙ цеriт,р образования ЛЬ 2))
инн/кпп
L
4901 004 1 7414901 01 00
l
АдаштиI}ованная обр flзователънаrt
рабOчая программа
Предметная об"шасть
Учебный предм еТ Развttпll,tе
Класс
uонно-
ь
Lt{lс!ю
lt
се
н{:0рr!ьж l?роltе.сс ов
)
J
Учителъ
/r14LХ.
Г{олванова
L
соглаgована
I1едагогический совет
от 34.P!.t3 тryотокол J\Ъ
согласована
,-
Заместитель директора по УВР
|
Фtfuхl
гi.
ола, 2В23
м.ю. Уксусова
ПояснитеJIьная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа псt развитию психомоторики и
сенсорному развитию (далее - Рабочая програмNIа) адресована обучающимся З класса с
легкой умственнOй отсталостью (инте:lлектуальными нарушениями).
Адаптированная основFIая обrцеобразовательная ilрограмма образования
обуiаюrцихся с умственной отстчlJIостью (интеллектуальными нарушениями) рtвработана
в соответствии с требованиями федерачъного государственного образовательного
стандарта обучающихся
с умственноЙ отсталостью (интеллектуапьньlми
нарушениями)
(да:rее - Стандарт) и на основании Федералъной адаптированной основной
общеобразовательной программы обy.rаюrцихся с у]uс,гвенной отсталостью
(интеллектуальныл,tи нар)rI]Iениями), у,rверlttденной приказоN,l Министерства прOсвеIIdения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 т,. шриказом ЛЪ 1026, на основе программы
специаJIьных (коррекционных) обrцеобразовательньD( учретiдений VIII вида, 5-9 классы,
под редакцией И.М. Бгажноковой, (Москва <Просвещение)) 201З года).
Рабочая программа рассчитана на 66 часов - 2 часа в недеJIю. продол}кительностъ
занятия 40 пtлттtут.
Щель - коррекционно-развивающих занятий заключается в применении разньш форм
вЗаимодеЙствия с обучаюпlимися, направJIенными на преодоление или ослабление
проблем в гIсихическом и личностI{ом развитии, гармонизацию личности и
межJIичностньtх отношений обучающихся; форпtирование навыкOв адекватного
поведения.
Залачлr:
-вьulвление особых образовательных потребностей обу.rаюrцихся
умственной
отстitJIостью, обусловленных структуроЙ и глубиноЙ имеюrцихся у них нарушениЙ,
недостатками в физическом и психическом развитии;
-осуtцествJIение
и}lдивидуацьно
ориентированной
психолого-медикопедагогиLIескоЙ помоtци об,ччаюrцимся с умственноЙ oTcTa;tocTbKl (интеллектуitJtьньlми
нарушениями) с учетом особенностеЙ психофизического ра:]вит,ия и индивL{дуальных
ВОЗмОжностеЙ обучаюшlихся (в соответствии с рекоN{ендациями психо]-1ого-п{едикопедагогической котчtиссии) :
-организаr{ия индивидуальных и групповьIх занятилi д;rя обучающихся с учетом
?Iндивидуа,тьных и типологических особенностей психофизического развития и
индивидуацыIых возNlожностей обучаюшдихся. разработка и реец}rзация инд}lвидуальньIх
учебньж пJIанов (при необходимости);
-реализаIdия систеN,Iы мерошриятий по социальной адаптации обучаюrцихся с
уА,tственной отстtьтос,тью ;
-ОКазание родитепям (законныпr представителям) обучаюшихся с умственной
отстатIOстью консультативrrой и методической помош{}I по психолого-педагOгическим,
СОциальным, правовым, \{едицинским и другим вопросаNI. связанным с их воспитанием и
обl^rением.
Основные направленrrя работы :
-диагностика и развитие Iтознавательной сферы (формирование учебной мотивации,
аКтивизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
*диагностика
и развитие
эNIоционально-личностной
(гармонизачия
сферы
пСихоэN{оциона.;lьItого состоянрlя. формирование позитLlвного отношения к своему (Я),
повышение уверенности в себе, развитрIе самостоятельности, формирование навыкоR
самоконтроля):
с
-диагностика
и
развитие
коммуI{икативной
сферы
и
социа.цьнаjI
интеграции
(развитие способности к эмпатиLl, сошерехtиванtлrо) ;
-формирование продуктивных видов взаимодействия с окрух(аIощимрt (в семье.
классе), повышение социаjIьного статуса обучающегося в коллективе, формирование и
развитие навыков соI]иального поведения).
Содержание программы
Щиагностика:
_диагностика памяти;
-диагностика внимания;
-диагно стика },{ышления ;
-исследование самооценки,
-исследование уровня тревожности.
Психомоторное развитие:
-развитие крупной и мелкой моторики;
-графо моторных навыков;
-тактильно-двигательное восприятие.
Сенсорное разIiитие:
-формирование сенсорньгх эталjIонов цвета;
-развитие и коррекция восприятия формы;
-развитие и коррекция восприятрIя величины;
-Развитие пространственно-временного восприlIтия.
Развитие ВПФ:
-развитие внимания;
_рilзвитие
речи;
-развитI.Iе мышления.
ЭмоциональЕо-волевая сфера
-виды эмоций;
:
-снятие уровня трево}кности;
-развитие произвOльного управления поведением
-развитие
волевых
усилий
и
Развитие коммуникативiIых
-Я * как личность;
;
сосредотоI{енности.
навыков
:
-Яиты-вместе.
ПланлrруеNIые результаты
Планируемые результаты реfuIIизации програ}.{мы коррекционной работы имеют
дифференцированный характер, долrкны уточIlяться и конкретизироваться с учетом
индивидуальных особенностей и возмояiностей обу.лающихся с умственной отста;rостъю.
щостижения обуrаюrцихся рассматриваются в динамике с учетом }rx предыдуlцих
индивидуальных реализации rrрOграммы коррекционной работы лежат в большей степени
в сфере хtизненноЙ компетенции и оцениваются с учетом предыдущих достижений
обучающихся,
система оценки
результаты оценки личностных достижений заносятся В индивидуальнук) карту
развития обlоtающегося (двевник наблюдеrrий). что позволяет не тольк11 ilредставить
пол}Iую картину динаNIики tlелостнOго развития обучаюrцегося! но и отсjIедить наличие
или отсутствие изN,Iснеrrи Й по отдельньIм жизненным коIчIIIетеншиям.
КалендарЕо-тематическое планирование
м
п/п
1
2
J
4
Тема урока
!,иагностика шамяти
вЕимания,
мышления.
Исслелование самооценки.
количество
часов
1
1
1
1
{ата
проведенIIя
5
Дýд.до"ание,чровня треtsохil{ости.
1
10
следов} полоса препятствий.
<Мячи скакаJIки
-символьD).
<Па-пьчиковаJ{ гимн астика>
для па,цьчиков),
<Внутренние и внепIние трафаретьт>.
l1
<<Г'уgеница>.
12
<Мат-алы д;lя аппликации)).
<Мат-алы для аппjlикациLt)
Практическая работа <Выретtи ровно>.
п
ровно)
6
8
9
13
i4
15
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
KLI
мешочек))
1
18
Практическая
работа <Что
бывает
1
l9
Практи.lеская
работа кЧ,rо
бывает
1
20
Практическая работа <Путешествие сказочньж
2|
<Овошiи>
22
1a
L-)
24
25
26
27
no
Zo
29
30
з1
-7l
af
JJ
з4
з5
зб
э/
кАкробатьi>.
<Найди
<Найди
:, Гggуj]рц],еские фи гуры и (urap. ку:б)).
_gЦрýдм9]цлlе картинкрr>.
(П
по
(П
по
по
кГIрqдметы разнообразные по Величине>>
< IIредме!ьJ
разнообразные ПО д"гlццg,
<<Лего>
з9
40
4\
кП
кП
1
I
1
1
<Предметfl ые картинки>>,
<Что изменилось?>.
43
44
45
46
1
<Акробаты>.
38
42
1
))
<С]делай так х(е)).
<<Сюrrсетные
1
1
1
1
I
1
1
4,7
<Узнай ша
)
кПредметные картиIlки:
48
<Предлtетнь{е картинки;
1
49
!
Предметные картинки;
1
1
1
52
<<Прерван}{ая песня)
:<Му:зыкальные инструменты)
кА}rдц9 и медиафайлы>
5з
_slVtц:ýgрфанlцики)
50
51
54
55
56
57
58
,гtl и найдепrь>>
да
<обстаtзим
jНаQgрдрgдпоýfов>
:,Лgqrчýущщцlqlцqго
кПо горизон,гали))
формата>
59
:<Оrцреле;rи поло}кение предмета)).
б0
кСутки>
<Успей за |,2.5 мин>
61
62
бз
64
65
66
(М
часов>
гIамяти.
f;иагностика внимаflия.
f{иагностика мышления.
Исследование саN{ооценки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
l
1
1
1
i
1
1
1
1
Учебно-методические и технические средства обучения.
-воздушно пузырьковые трубки;
-сухой бассейн с шариками;
-фибро-оптические изделия (потолок "Звездное небо", фибро-оптическое волокно
"Щождик");
-светозвуковые панели ("Враrrдающиеся колесо", "Бесконечностъ", "Музыкальные
классики");
-мягкие форп,rы (Пуфик круг.ltый, Пуфик, N,{атрасы. массажные кOврики для ног.);
-интерактивные системы ("интерактивная песочница - уълный стол, интерактивная
доска", музыкальный цеrrтр);
щемонстрационный и раздаточный дидактический материал:
*мультиN,Iедиа
-дидактические картинки
-конструктор "fiары Фрёбеrrя";
-конструктор для развития мелкой моторики;
-развиваЮпдий коррекционный комплекс Тимокко (<Буквы. IJифрьт. IlBeT>, <Возьми
и сделай>>, <Игры о Тимом>.).
,Цитература
1. кобучение детей с выраженным недоразвитием интеллектa>): программнометодического материала под редакцией И.l\4. Бгаrкноковой.
- М.: Гуманитарный
издателъский центр ВЛАДОС, 2009,
2. <Программа специа,тьных (коррекционных) образовательных гIреiкдений VIll вида
0- IV клr. под редакЦией И.N,{. Бгажноковой - М, <Просвеrцение) 201 1>>.
З. ГацкIlна Г.Г., /iубинина Т.И, Палr,цьт помогают говорить. Ксlрреiсrrионные занятIlя
по разви,tию шrелкой моторики у детей/Г.Г.Галкlана, Т.И.flубинина.
- N{.: Издательство
K]-'Hcl1,l
и ff>, 2006.
4. Зейц. Мариелла. <<Пишем и рисуем на песке. Настольная песс)чницаD" -М:
ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
5. Заrrlиринская о.В. Ilсихология детей с залержкой психичеgкого развития. СанктПетербург : СПбГУ, 2019,
6. Изаренкова /J. Социализация детей из неблагополущ{ых семей : Дктуальные
проблемы теории и практики психологии и социолоп{и. _ 2017.
7, Катерисова Е.А. ГIсихофизиоJIогическое и физи.rеское развитие детей с умственной
отсталостью / Е.А. Катерисова, С.А. Шустова l/ Соврем. тенденции рiiзвития науки и
технологий. - 20lб
8. Концепция Специального Федерального государствеIIЕого образоватеjlьного
станларта для детей 0 ограничеЕныlчIи возможностями здоровья/[Н.Н. Малофеев, ().I4,
Кlкушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова].- М.: Просвешение, 2013.
9. Морозова Я.В. Оптимизация мех{личнOстньтх отношений в среде пOдростков с
умстве}Iной отсталостью // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация
резупътатов исслед. * 2015
10. Семаго }{.Я. Сепtаго М,М. "fiиагностический ацьбом для исследования
особенностеЙ познавательноЙ деятеjIьности. Щошкольный и младший Rозраст".
Издательство АРКТИ -2а1 4.
1 i.
Хакимзянов Р.Н. Синемалогия как сгtособ социальной адаптации подросткOв
с нарушением поведения ll Психология. Историко-критичесltие обзоры и современные
иссjIедования, -2022.
1.
Электронная литература
http://30astr-dou127.caduk.rrr/88-pro8ramma-kruzhka-pesochnayaanimaciya.html
2.
http:l/cholsa.
s/реsосhпаiа animaciia risovanie
artl2O14-05-05-11
metod sand