Государственное казенное общеобразоватеJ{ьное }п{ре}кдение
для обучаюLцихся по адаптированным образовательным програмNIам
i(IVlагадан скиЙ областной центр образования Jф 2}
685910 Магаданская область, Ольский муниципальный округ, пгт. Ола, ул. Ленина, д, М 54 (А}
тел. (В
4lЗ 41)25955, e-rnail
иннкпп 4901004174/490101
r,0 дJ.]
,\ дСТН
ая обр азо в 8т*льýý
рабочая шрограlшма
Ад аглтиро
в ан
Е{
frýý
обласmь
Предметная облас ть Коррекцuонно
Псuхкоррекцuанньrе заняmuя
Учебный гrредм
7
Класс
ет
У чителцj{{lу*|
согласована
Педагогический gовет
От !{,а! 13 протокол }Г9
"
Л.Х. Полв анов а
согласована
Заместителъ директора ilо УВР
/
Уксусова
ш.
ола, 2а23
пояснительная записка
АдаптированнаlI образовательнаJI рабочая программа по развитию психомоторики и
сеЕсорЕOму развитию iдалее - Рабочая программа) адресована обуrающимся 7 кJIасса с
легкой умствеЕной отсталостью (интеллектуальными нар}цIениями).
Адаптированная основная общеобразовательная проградdма образования
обучающихся с )rмствеЕной отста:rостью (интеллектуаJIьными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями федера;rьного гOсударственного образовательного
стандарта обуrающихся с }мственноЙ отсталостью (интеллектуальЕьп\dи нарушениями)
(далее - Стандарт) и ýа осЕоваЕии Федераьной адаптированной основной
общеобразователъной программы обучаюrцихся с умственной отстiLчостью
(интеллектуальньlми нарушениями), утвержденной гrриказом Министерства просвещения
Российской Федераlrии от 24 ноября 2022 r. приказом NЬ 1026, на 0сIIове программы
специалъньоi (коррекционяьD() обiцеобразовательньD( уt{реждений VПi вида) 5-9 классы,
под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва <<Просвещение) 201З года).
Рабочая программа рассчитана на 68 часOв. Выделено 2 чаеа в неделю,
продолжительность заIятия 40 минут.
Щель психокоррекциоЕньгх занятий заключается в применении разньж фор*
взаимодеЙствия с обучающимися, направленными на IIреодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностньж отношений обу.rаrошихся; формирование навыков адекватного
поведения.
Задачи:
1. Коррекпия и развитио высших психических функций и rrознавательной
деятельЕости ребенка с интеллектуальной недоотаточностью:
-развитие пространственного восприятия;
-коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема
внимания:
-развитие мелкой моторики;
-развитие памяти (зрительной, олlховой);
-опосредованного запоминания развитие фонематического слуха и восприятия;
-развитие мышления;
- развитие мыслительных операций;
-развитие понятийного мышления;
-развитие воображения;
2. Коррекuия и развитие эмоционаJтьно - волевой сферы: овладение регулятивЕым
ПОведеЕием, развитие вн},тренней активности, формироваЕие адекватной самооценки,
формироваЕие пOведения адекватного социаJтьным нормам.
З. Формирование коммуЕикативньIх
функций: умение владеть верба,тьньпми и
невербальными средствами передачи информации, умецие общаться поддержать беседу
диалог.
4. Повышение мотивации к уrебной деятельнOсти
Содержание программь!
Щиагностика:
-диагностика ilамяти;
-диагностика внимания;
-диагностика мышления;
-исследование самооценки;
-исследование уровня тревожIrости.
Психомоторное развитие:
-развитие крlтlной и мелкой моторики;
-графо-моторЕьгх навыков;
-тактильно-двигательное восприl{тие.
Сенсорное развитие:
-формироваЕие ceнcopнbD( этаJIонов цвета;
-развитие и коррекция восприятия формы;
-развитие и коррекция восприятиlI величины;
-Развитие пространственно-временного восприJ{тия.
Развитие ВItrФ:
-развитие внимания;
-развитие речи:'
-развитие мышления.
Эмоциояально-волевая сфера
-виды эмоций;
-снятие уровня тревожности ;
-развитие произвольного управления поведением;
-развитие волевьIх усилий и сосредOточенности.
:
Развитие коммуникативных навыков:
-Я:
как личность;
-Яитьlвместе.
IIланируемые результаты
Личностные результаты освоеЕия программы вюIючают иIrдивидуально-JIичЕостные
качества и социальные (жизненные компетенции обl*rающихся, социаJIьно значимые
ценностные установки.
-воспитание }tsа}китепьного отношения к иЕоL,lу мнению. истории и культуре других
}rародов;
-сформированностъ адекватньD( представлений
насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение
начальными
Еавыками
адаптации
о
в
собственньп< возможностях, о
динамиtгно
изменяющемся
и
развивающемся мире;
-овладение социаJIьно-бытовьпди навыка]чtи, использyемыми в повседневной жизни;
-способность к осмыслению социаJIьного окружения, своего места в нем, принятие
соответств}тощих возрасту ценностей и социаJьньж ролей;
-принятие и освоение социалъной роJIи обу;ающегося,
проявление социаJIъно
значимьIх мотивов учебной деятельности;
-сформированность навыков сотрудничества с взросльiми и сверстниками в разньгх
социа,чьньD( ситуациях;
-сформированность установки на безопасньй, здоровый образ жизни, IIаJIичие
мотивации
к
творческому труду, работе
на
результат, бережному отношению к
материальным и духовным цеЕностям;
-проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые шредметные результаты реализации програ]\,{мы коррекционной
работы имеют дифференцированньй характор, должны угочняться и конкретизироваться
с учетом индивидуальных особеняостей и возможностей обучаsощихся с умственной
отсталостьIо-
Щостижения об5,^таюIцихся рассматриваются в диЕамике с учетом их шредыдущих
индивидуальных реализации программы коррекционной работы лежат в большей стеIIени
в сфере жизненноЙ компетенции и оцеtIиваются с учетом предыдущих достижений
обучающихся.
Система оценки
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индиtsидуальн}то карту
развития обучающегося (дневник наблюдениЙ), что позволяет не толъко представить
полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наJIичие
или oTcyTcTBI.{e изменений по отдельным жизненным компетенциr{м.
Ка.пендарrrtl-lгематичgекое ýланирование
Тема урOка
J\9
пlп
1 четверть
количество
часов
1
,Щиагностика шамяти.
i
2
ffиагностика вЕимания.
]
J
Щиагностика мышдения
1
+
Исследование самооценки.
1
)
Исследование ypoBIuI тревожности.
1
о
кРисtrтопlий слон>
кччдесньй мешочек)
<<Какого цвета предметы в нашей группе))"
кП-rяш}тцие тени).
7
х
9
i0
11
1,)
l
<Спрячь шарик в ладошках)
<Из какюq фиryр предметы?
>
кНайди зв\,к)
кНайди зв}к)}
2
<Что пропа.,-rо?>
кНай.щ пару)
1
i
1
1
l
кПокорrtи птичку)
15.
1
1
1
1
1
I
1
четверть
|7
кИгра с сьшуа{ими материалами)
l
l!
к.Щелай как
1
19
20.
я!>>
Пословицы, ччстоговорки, скороговорки
1
<<Хлопни, когда услышишIьi)
1
21
кмесим
22.
<Часики тик-так}
1
Zэ.
кПrэдбери узор})
1
,\л
Lч
25.
26.
27.
тестоl>
<Эмоциональный круг)
<Народные мастера).
<<Счет, подсчет))
1
<<Алфавит>
1
1о
Lo.
кПродолжи фразу>
29
<Прочитайте слова))
з0
<Найди лишний предмет>
3 четверть
з1"
<Что лишнее?>
1
l
1
t
t
1
1
l
з2.
<Мои эмоции)
1
a1
Jj.
кПольза и вред эмоций>
i
з4
<Ваши эмоции)
1
7JaTa
Irроведеiiidя
з5.
кЗато>>
з6"
<Чувствуlо себя хорошо>
1
)l.
1а
кЗашретное число)
1
1о
Jo.
кНевидяпдий
з9
кСлушай команду!>
1
40
1
4|
кя
1
лa
*a
<<Я-личность>>
4з
кИстоки формирования л!lчности человека)
пп
++
кКомплимент>>.
1
45
<Каким бы я хотел себя видеть в конце года)
1
16
кОсштпая шк}?аD
1
47
1
{<
1
l
-
неслышащий>
гrозIrаю себя>
1
i
1
1
Я, ты, он. она- вместе дрркЕ€U{ семья))
1
1
{ четверть
lo
Нас ко-тько Вы то-черантньD)
i
иногра.lнаll гроздь
1
<<
<
В
)}
5]
<Коршlъ>
1
5j
<К своим флажкам>
1
il
<Копна * Трогlинка
55
<<охота>>
56
57
<Мусорное ведро>
<Составь фигуры>
<о
59.
б0
бi
А1
-
Кочки>
кСпрячь игрушiки)
<<Свеча>
Где ты находишъся)),
зУэqрдi и Мозаики>
<
i
1
l
1
1
1
1
1
1
кЩыганочка>
1
оJ
!,иагпостика паN{яти.
1
о+
fiиагностика внимаЕия
1
55
ffиагностика мышления.
1
Исследование самооц€нки,
1
67
Исследование урOвня тревожности.
i
бв
KУpal Вот и лето ilр}{шло))
1
Литература
1.
шсихологом: сказкотерапия для школьЕиков
2.
Амбросьева Н.Н. Классный час с
М.,
2аа7.
Буйневич
Т.В.
Психопрофилактическая
и ilсихокоррекционная
девиантЕого
работа с учащимися
поведения / Т.В. Буйневич, Э.Л. Ратникова. - Мипск : РИПО, 2014,
Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем мышление, - М. , 2003.
4,
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: йгры, )цражнеFIия,
техники/ О.Н. Истратова.
Ростов н/Щ: Феникс, 2аа7.
З47 с.- (Психолотический
гrрактикрс).
3.
-
-
5.
Кривцова С.В. Навыки жизни: В
согласии с собой и миром. - М., 200З .
6.
Комплексное сопровOх(дение и коррекция развития детеil сирот: социально*
эмоционаJIъные проблемы./ Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. сПб., 2000.
7.
Непомнящий Н.И. Становление
личности ребенка. - М., 2004 .
8. Э.Н. Петлякова, С.Н. Подгорная Развиваем паА,{ять и внимание. Москва: ИКI]
Kiv{apT>; Ростов н/Щ: Издательский центр <МарТ>,2005. - 1б0 с.
9. Практик_лн по психологическим играм с детьми и подростками/Азарова Т.В.,
Бартук О.И.. Бег"това Т.В.. Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред.
Битяновой М.Р. - СПб.: Питер,2005. - 304с.: ил. - (Серия <Пракгикlм по цсихологии>)
10. С-теповlтч Е.С.. Поляков А.М. Работа с .]еть}lи с инте_-гIекryатьной
недостаточЕостъю. 15. Практиlса специа]ьноЙ пспхо]оп{и. - СПб.: Речь.2008. -247 с.
11. Сиротюк А.Л. Корреюшя об_r,чевия и развитиr{ Iш(олъников. - М., 2002.
12.
.Т.П. Завь*-Iова И.В. Староц,бшева Сборнлтк игровьD( зfflггий по развитию
Памяти. вншIаЕиJI. }fыIItтеЕиJI и воображеЕЕя !, }шацтпЕх цIкоJ,Iьников. - М,: АРКТИ, 2010.
-
56 с.
Э"эектронная jlltтepaч,pa
RL: hitps:.i/wwlv.
books. rulЬооkshеIf/З54З05/rеаdiпg
1.
U
z,
httп:/lwrдrw-.iоrЬоо
3.
http ://wъw. iрrЬооkshор.ru/22989.html
4.
httр://wtлпп
i
'51461.html
47058.html