Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по
логопедической
коррекции (далее - Рабочая программа) - это образовательная программа, адаптированная
для категории обучающихся 9 класса Государственного казенного образовательного
учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 2», разработанная с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии: с Законом «Об образовании в
Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.; с учебным планом ГКОУ «МОЦО №
2»; с адаптированной основной общеобразовательной программой ГКОУ «МОЦО № 2»; с
учебником для ВУЗов «Логопедия» под. редакцией Л.С. Волковой, М.: Просвещение»,
1989г.
Рабочая программа составлена на 2024-2025 учебный год и рассчитана на 102 часа.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции
нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной
деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого
себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование
полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне
развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств
языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и
навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Данный предмет «Логопедические занятия» входит в коррекционно-развивающую
область».
Основная цель: коррекция письменной речи и мышления обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием, а также развитие всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической).
В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание
коррекции нарушений речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Программа построена с учётом содержания программы изучения русского языка и
включает изучение предметов и явлений окружающего мира, сведений, доступных для
обучающихся воспитанников.
Задачи программы:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и
закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей
воспитанников;
- обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные
навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей;
- создавать коррекционные условия для развития познавательных функций и
личностных особенностей;
- развивать произвольное внимание;
- развивать и совершенствовать все виды сенсорной и словесной логической
памяти;
- развивать речевое внимание;
- развивать мышление, формировать мыслительные процессы и операции;
- воспитывать речевую и мыслительную активность;
- развивать и совершенствовать общую моторику, мелкую моторику рук,
артикуляционную моторику;
- совершенствовать имеющиеся у обучающихся воспитанников речи;
- практически усваивать лексические и грамматические средства языка;
- овладеть фонетическим строем языка, воспитать артикуляционных навыков,
овладеть коррекцией звукопроизношения, овладеть звуко-слоговой структурой,
формировать фонематическое восприятие;
- обучать грамоте, формировать звукобуквенный анализ;
- развивать связную речь.
Данная программа ориентирована на состав 9-го класса ГКОУ «МОЦО №2». В
классе обучаются 5 человек, из них: 4 учащихся усваивают учебный материал во II низком
уровне, 1 обучающийся – в III высоком уровне. Распределение учебного материала
представлено с учётом познавательных возможностей учащихся и с опорой на актуальный
уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика класса. У учащихся 6
класса существуют нарушения письменной речи, обусловленное системным
недоразвитием речи различной степени тяжести, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются
нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Индивидуальная работа
Кроме фронтальных логопедических занятий программой предусмотрена и
индивидуальная логопедическая работа с учащимися. Состав учащихся для
индивидуальных занятий определяется сложностью речевого дефекта, особенностями и
нарушением развития. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую
систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Индивидуальная работа в 9
классе предусмотрена для всех учащихся:
1)
Вахрушкин Александр, имеющий системное недоразвитие речи среднейтяжелой степени (нарушение фонетико-фонематического строя, лексики, грамматического
строя; грубо нарушено звукопроизношение). Кроме речевых нарушений имеет диагноз
ПМПК: умеренная умственная отсталость.
2)
Вахрушкин Михаил, имеющий системное недоразвитие речи средней
степени (нарушение фонетико-фонематического строя, лексики, грамматического строя;
грубо нарушено звукопроизношение). Кроме речевых нарушений имеет диагноз ПМПК:
легкая умственная отсталость.
3)
Дроговоз Александр, имеющий системное недоразвитие речи легкой
степени (нарушение фонетико-фонематического строя, лексики, грамматического строя;
нарушено звукопроизношение). Умеренная умственная отсталость. Кроме речевых
нарушений Александр имеет диагноз ПМПК: легкая умственная отсталость.
4)
Самойлов Андрей, имеющий системное недоразвитие речи легкой степени
(нарушение фонетико-фонематического строя, лексики, грамматического строя). Кроме
речевых нарушений имеет диагноз ПМПК: легкая умственная отсталость.
5)
Кусов Артём, имеющий системное недоразвитие лёгкой степени (нарушение
фонетико – фонематического строя)
Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия
составляет 20-30 минут.
Индивидуальная работа с учащимися 9-го класса осуществляется по следующим
направлениям:
Направления
Виды работы / цели и
задачи обучения
Виды занятий
Ф.И.
учащегося
Работа
над - массаж, направленный на
звукопроизношением укрепление мышц губ и
языка;
артикуляционная
и
дыхательная гимнастика;
- постановка звуков С, З, Ц,
Щ, Ч, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ;
- автоматизация звуков в
слоге,
слове,
фразе
и
свободной речи;
- дифференциация звуков
близких по звучанию, по
глухости
-звонкости,
твёрдости-мягкости
(С-Ш,
Ш-Ж, Л-ЛЬ, Ч-Щ, Р-Л и пр.)
Развитие
- нахождение места звука в
фонематического
слове (начало, середина,
слуха и восприятия
конец);
- определение наличия или
отсутствия звука в слове;
- дифференцирования слогов
и слов близких по звучанию;
определение
последовательности звуков в
слоге;
- дифференциация гласных согласных звуков
Формирование
- подбор слов-антонимов
лексикосуществительных
и
грамматических
прилагательных;
категорий
обогащение
словаря
прилагательных и глаголов;
- работа над образованием и
изменением слов;
согласование
слов
в
словосочетании
и
предложении
Работа над слоговой - отработка изолированных
структурой слова
стечений
согласных,
введение в слово;
- отработка слов сложной
слоговой структуры
Формирование
связной речи
Индивидуальные Вахрушкин А.
Вахрушкин
М.
Самойдов А.
Дроговоз А.
Кусов А.
Подгрупповые,
индивидуальные
Вахрушкин А.
Вахрушкин
М.
Самойдов А.
Дроговоз А.
Кусов А.
Подгрупповые,
индивидуальные
Вахрушкин А.
Вахрушкин
М.
Самойдов А.
Дроговоз А.
Кусов А.
Подгрупповые,
индивидуальные
Вахрушкин А.
Вахрушкин
М.
Самойдов А.
Дроговоз А.
Кусов А.
Вахрушкин А.
Вахрушкин
М.
Самойдов А.
Дроговоз А.
Кусов А.
пересказ
текста
со Подгрупповые,
зрительной
опорой индивидуальные
(картинному плану) и без;
- работе с текстами цепной
организации
(по
Воробьёвой);
- составление описательных
рассказов (приём описания);
- составление рассказов по
Развитие
письменной речи
Развитие понимания
речи
Развитие
коммуникативной
функции речи
серии картин и по одной
сюжетной;
работа
с
деформированными текстами
- звукобуквенный анализ Подгрупповые,
слогов и слов;
индивидуальные
- слоговой анализ и синтез;
- зрительный анализ и синтез;
- развитие пространственных
представлений;
- деление слов на слоги,
соотнесение со схемой;
составление
схем
предложений,
подбор
предложения к схеме;
- анализ предложения с
помощью
картинок
и
символов;
- развитие памяти, внимания,
эмоционально-волевой сферы
развитие графомоторики
Задачи:
Индивидуальные
учить
понимать
многоступенчатые словесные
инструкции;
- учить понимать значения
глаголов
близких
по
значению
учить понимать и объяснять
значения некоторых слов
Вахрушкин А.
Вахрушкин
М.
Самойдов А.
Дроговоз А.
Кусов А.
Вахрушкин А.
Вахрушкин
М.
Самойдов А.
Дроговоз А.
Кусов А.
Задачи:
Групповые
Вахрушкин А.
- развивать потребность в
Вахрушкин
общении;
М.
- стимулировать речевую
Самойдов А.
активность;
Дроговоз А.
формировать
навыки
Кусов А.
общения;
формировать
связное
высказывание
Общая характеристика предмета
В основе системы занятий по данной программе лежит комплексный подход,
который направлен на решение взаимосвязанных задач по развитию фонематического,
лексического, грамматического строя речи как основы связанного высказывания.
Ведущим принципом планирования занятий является взаимосвязь собственно речевых
задач с коррекционными и воспитательными.
Решение речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование её
грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и др. – осуществляется
через постепенное изложение заданий от занятия к занятию.
Предварительный этап устранения нарушений звукопроизношения является более
продолжительным и характеризуется качественно иным содержанием. На этом этапе
проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания,
гнозиса. Учитывая особенности просодических компонентов речи у обучающихся
воспитанников с ОВЗ, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым
дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.
Обучение обучающихся воспитанников в соответствии с предлагаемой системой
обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой - подготовку к
овладению грамотой в объёме, предусмотренном программой для коррекционной школы.
Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного
контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах
обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью
обучающиеся воспитанники привлекается к различию между твёрдыми и мягкими
звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом
артикуляции. Постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых
элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит
одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова.
При разработке методики работы по данной программе материал подбирался с
учётом перечисленных задач, т.е. в процессе развития звукопроизношения одновременно,
и на том же звуковом материале планируется упражнения в анализе и синтезе звукового
состава слова, в письме и чтении.
Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного
запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно важной
является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно
усваиваются. В тоже время введение в речь обобщающих слов способствует развитию
операции обобщения. В работе по обогащению словарного запаса большое внимание
уделяется предикативному словарю (глаголы, прилагательные, числительные).
Формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих
направлениях:
1) формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;
2) совершенствование навыков словоизменения и словообразования;
3) совершенствование связной речи.
В процессе работы по развитию навыков словоизменения и словообразования
обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на
употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и
прилагательного. Порядок работы определяется последовательностью появления форм
слова в онтогенезе.
Развитие связной речи осуществляется в процессе и на основе всех перечисленных
выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование
грамматического строя речи. С этой целью в занятия включены упражнения на
рассматривание и описание предметов, совместное рассказывание, повторение текста.
Система логопедической работы по формированию связной речи предусматривает
постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в
следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетно-ролевых картинок,
пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии
сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный пересказ.
Программа составлена с учётом умственных и возрастных возможностей
обучающихся. Частая повторяемость тем, но с включением элементов новизны. Это
связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью учащихся. Темы, включённые в
программу, рассчитаны на более длительные сроки, т.к. нарушения речи у таких
воспитанников носят стойкий характер.
Используется максимальная наглядность: схемы, муляжи правильной артикуляции
звуков, технические средства обучения. Лексический материал подобран с учётом
умственного и речевого развития. В процессе работы по данной программе
осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки,
формируется практический уровень усвоения языка.
Таким образом, выполняется основная задача логопедической работы в
коррекционной школе: практическое овладение русским языком.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи обучающихся с умственной отсталостью требует
организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане ГКОУ
«МОЦО № 2» предусмотрены часы логопедических занятий.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся
часы в первую и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия
– уроки, на которые отводится 40 минут. На индивидуальные занятия отводится 20-30
минут.
Занятия с учащимися 9 класса проводятся 3 раза в неделю.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных
особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта учащихся.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную
обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в
соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Содержание рабочей программы
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение
тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал,
формы звукового анализа и синтеза.
Программа включает в себя следующие направления:
1) коррекция звуковой стороны речи;
2) формирование лексико-грамматического строя.
Звуковая сторона речи
-понятия «звук» и «буква». Алфавит;
-звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных;
-употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е,
ё, и, ю, я. (Смягчающая роль ь);
- различение шипящих ч, щ, ж, ш (сочетание и правописание гласных с
шипящими);
- согласование звонких и глухих (правописание на конце и в середине слова з-с, бп, в-ф, г-к);
- дифференциация звонких и глухих согласных.
- различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных в
корне. Проверка правописания путём изменения формы слова;
- родственные слова. Корень слова;
- различение букв по кинестетическому сходству и оптическому (б-д, р-п, х-ж, т-п,
л-м);
- многосложные слова;
Лексико- грамматическая сторона речи.
- название предметов и явлений;
- расширение круга собственных имён;
- характеристика предметов и явлений по их свойствам. Умение выделять в тексте
существительные и ставить к ним вопросы;
- сравнение предметов, их классификация;
- родственные слова;
- слова, обозначающие действие предметов;
- умение находить в тексте слова, обозначающие действия предметов;
- согласование существительных с глаголом в роде и числе;
-изменение глаголов по временам, настоящее время глагола;
-согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в
роде;
-согласование имени существительного и глагола прошедшего времени
роде;
образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного
вида;
- практическое усвоение согласования глагола с личными местоимениями и
существительными в лице и числе слова, обозначающие качества предметов;
- практическое усвоение согласования прилагательных с существительными в роде
и числе;
-падежные окончания имен прилагательных;
- обогащение словаря наречиями (согласно развитию детей);
- практическое употребление наречий в связной речи (примыкание на программном
материале),
- употребление в речи простых и сложных предлогов;
- простое распространённое предложение. Установление связи между словами в
предложениях по вопросам;
- главные и второстепенные члены предложения;
- составление и запись рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и
подробному вопроснику, восстановление несложного дифференцированного текста по
вопросам;
-составление плана текста с обозначенными частями;
-деление текста на части, работа над планом.
Вся работа ведётся на лексическом материале:
Времена года, сад, осень, овощи, фрукты, ягоды, село, поле, огород, инвентарь,
комната, мебель, посуда, одежда, обувь, комнатные растения, деревья, дикие птицы,
птицы перелётные, птицы зимующие, насекомые, домашние птицы, зима, зимние забавы,
зимняя обувь, зимний лес, дикие животные, домашние животные, семья, профессии,
орудия труда, транспорт, школа, класс, школьные мастерские, инструменты, весна,
праздники.
Программа для учащихся 9-го класса включает в себя следующие разделы:
•
Обследование речи.
•
Фонетика.
•
Лексика.
•
Грамматика.
•
Связная речь.
•
Опорные слова.
Виды и формы организации учебного процесса:
Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий,
формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии
разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.
Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля:
индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы:
внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль
учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Коррекционная работа:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-·развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность;
- воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
- развитие фонематического восприятия;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи;
- коррекция диалогической речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка.
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Планируемые результаты
Личностные:
1) готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;
2) сформированность мотивации на коррекционных занятиях;
3) ценностно-смысловые установки на занятии;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
5) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик,
одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
6) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в
ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
7) проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием
полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений,
использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
8) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление
интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям,
результатам своего труда и труда окружающих.
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
- уметь правильно строить общение;
- выполнять речевые инструкции;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- уметь адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
- назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
Коммуникативные БУД:
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- слушать собеседника;
- участвовать в мини-диалогах;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться.
Предметные:
Учащиеся должны уметь:
- согласовывать слова в словосочетании и предложении;
- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;
- различать предлоги и приставки;
- различать части речи;
- определять тему рассказа, основную мысль текста;
- составлять план связного высказывания;
-конструировать повествовательное сообщение;
-образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова
с соединительными гласными о, е;
- составлять рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке и подробному
вопроснику, восстанавливать несложные дифференцированные тексты по вопросам.
Учебно-тематический план
Раздел
Кол- Краткое содержание раздела
Требования к уровню
во
подготовленности
часов
учащихся\направления
работы логопеда
Обследование
10
Обследование импрессивной
Логопед должен: провести
и связной речи.
диагностику.
Обследование словарного
Обследовать речь на уровне
запаса. Обследование
понимания слов,
слоговой структуры слова.
предложения, грамматических
форм, текст.
Обследование
Выявить степень
грамматического строя речи.
сформированности
Обследование письма.
развернутого
Фронтальное обследование.
самостоятельного
высказывания.
Выявить способность
дифференциации звуков
близких по акустическим
признакам.
Выявить наличие нарушений
чтения.
Познакомить учеников с
образованием гласных ряда.
Развивать фонематический
слух.
Упражнять в определении
количества и
последовательности звуков в
слове.
Коррекционная работа:
Коррекция памяти
(воспоминание, пояснение,
вывод).
Коррекция логического
мышления на основе
классификации звуков и букв.
Коррекция фонематического
слуха «Найди одинаковый
звук».
Коррекция логического
мышления, слухового
восприятия. Игра «Отгадайка».
Фонетика
12
Лексика
8
Грамматика
45
Развитие
навыков
звукобуквеного
и
слогового
анализа и синтеза слов.
Перенос слов.
Дифференциация мягких и
твердых согласных.
Дифференциация звонких и
глухих согласных.
Однозначные и многозначные
слова.
Антонимы.
Подбор
и
нахождение антонимов.
Синонимы.
Подбор
и
нахождение синонимов.
Предлоги. Употребление
предлогов в предложении.
Сложные предлоги.
Дифференциация предлогов и
приставок.
Слово. Родственные слова.
Однокоренные слова.
Словообразование.
Образование слов при
помощи приставок.
Словообразование.
Образование слов при
помощи суффиксов.
Сложные слова. Сложение
двух основ.
Итоговое занятие по теме
"Словообразование".
Характеристика имен
существительных. Роль в
предложении.
Употребление и образование
единственного
и
множественного числа имени
существительного.
Образование, употребление и
дифференциация
существительных
разного
рода.
Формирование падежных
конструкций
существительных.
Общеепонятиеоб
имени
прилагательном.
Учащиеся должны:
уметь выделять звук на фоне
слова;
уметь определять места звуков
и букв в слогах и словах
различной
слоговой
структуры;
уметь
определять
последовательность
звуков;
делить слова на слоги;
уметь выделять звук в слове;
уметь определять звук в слове;
делать звукобуквенный анализ
слов с мягким знаком;
уметь составлять и делать
анализ слов с гласными 2
ряда;
иметь знания о правописании
в словах мягкого и твердого
знаков;
уметь выделыть и знать
правописание слов с гласными
2 ряда;
иметь знание о правописании
гласных после шипящих;
знать правописание парных и
глухих согласных на конце и в
середине слова;
определять
слова
с
сомнительной согласной;
определять
лексическое
значение
однозначных
и
многозначных слов;
подбирать антонимы к словам
различных частей;
иметь
знания
о
фонематическом анализе и
синтезе слов;
делать звукобуквенный анализ
слов;
уметь составлять слова из
слогов;
иметь знания об анализе и
синтезе слов, полученных
путем престановки слогов;
уметь вычленять звук из
Согласование прилагательных
с существительными в роде
и числе.
Падежные окончания имен
прилагательных.
Глагол. Общее понятие.
Согласование
имени
существительного и глагола в
числе и роде.
Изменение
глаголов
по
временам.
Настоящее время глагола.
Согласование
имени
существительного
и
глаголапрошедшеговремени в
роде.
Образование
глаголов
совершенного
вида
от
глаголов
несовершенного
вида.
Итоговое занятие по теме:
"Согласование имен
существительных с другими
частями речи в числе, роде,
разных падежах".
Связная речь
5
Дифференциация
понятий
"слово", "словосочетание",
"предложение".
Признаки
предложения.
Смысловая и интонационная
законченность предложений.
Составление предложений из
слов, данных в начальной
форме.
Грамматическое
оформление предложений.
Составление
предложенийполных ответов на вопросы
по тексту.
Составление предложенийкратких ответов на вопросы
по тексту.
Составление предложений по
картинке с использованием
опорных слов.
Грамматическое оформление
предложений.
Составление предложений из
слов. Объединение их в
связный текст.
Деление сплошного текста на
предложения.
начала
и
конца
слова
(определять
первый,
последний звук, а также его
место в слове);
уметь анализировать слова
сосложной
слоговой
структурой;
иметь знания о слоговом
анализе
слов
различной
слоговой структуры;
иметь знания об анализе
существительных;
- делить слова на слоги;
преобразовывать слова;
составлять схемы;
уметь
определть
пропущенный слог в названии
картинки;
уметь составлять слова из
слогов, данных в беспорядке;
уметь
выделять
из
предложения
слова,
состоящие из двух или трех
слогов;
иметьзнанияо правописании
предлогов, анализе структуры
предложения;
иметь знания оправописании
приставок;
иметь знания о правописании
суффиксов;
уметь
образовывать
существительные
множественного числа;
уметь
образовывать
существительные
разного
рода;
иметь
знания
о
звукобуквенном
анализе слов прилагательных;
уметь подбирать признаки к
предметам;
уметь определять количество
слогов;
уметь называать слова с двумя
и тремя слогами;
уметь отличать глаголы от
других слов;
уметь образовывать словадействия от слов-предметов;
уметь называть слова с
определенным
слогом
в
Текст.
Опорные
слова.
22
Обозначение
границ
предложений на письме.
Развитие
восприятия
и
понимания сложных
синтаксических конструкций.
Аналитико-синтаксические
упражнения со сложными
предложениями.
Работа с деформированными
предложениями.
Грамматическое оформление
предложений
с
пропущенными словами.
Работа с деформированными
предложениями.
Грамматическое оформление
предложений с нарушенным
порядком слов.
Выделение признаков
связного текста. Тема текста.
Текст.
Основная
мысль
текста.
Восстановление
деформированного текста по
серии картинок.
Составление текста по
данным
вопросам и анализ
составленного
текста.
Составление плана текста с
обозначенными частями.
Деление текста на части.
Работа над планом.
Составление текста по серии
картинок с использованием
вопросного плана.
Составление текста
описательного характера по
картинкам с использованием
схем, вопросов.
Итоговое занятие по теме:
"Связная речь".
начале
слова, в конце слова;
уметь составлять сложные
слова;
иметь знания о глаголах
настоящего,
будущего
и
прошедшего времени;
уметь определять части речи;
уметь
подбирать
приставочные
глаголы;
уметь согласовывать слова в
роде, числе, падеже;
уметь определять количество
слов в предложении;
уметь определять место слова
в предложении;
уметь выделятьпредложения
из потока речи;
уметь дифференцировать
понятие
"слово","словосочетние",
"предложение";
уметь составлять полные
ответы по тексту, соблюдая
правильный порядок слов;
уметь составлять полные и
краткие ответы;
уметь делить слова на слоги;
уметь составлять связный
текст
из
отдельных
предложений;
уметь находить границы
предложения в тексте по
интонации и смысловым
вопросам;
уметь составлять слова из
слогов;
уметь подбирать синонимы;
уметь выделять признаки
связного текста, темы текста;
уметь преобразовывать слова
с
помощью
наращивания
слоговой структуры слова;
уметь пересказывать сказки по
серии сюжетных картинок и
опорным словам;
уметь восстанавливать
деформированный текст;
уметь делить текст на части.
иметь знания о роли мягкого
знака в середине слова;
уметь выполнять
анализ;
слоговой
дифференцировать свистящие
и шипящие в слогах, словах,
предложениях и тексте;
выделять звонкие и глухие
согласные из ряда звуков;
Дифференцировать Б-П, В-Ф,
Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, Л-Р, Ц-С,
Ч-Т, Ш-Щ, С-Ш, Ч-Щ, З-Ж, ЧЦ в устной и письменной
речи.
составлять
пересказ
по
опорным
словам;
по
предметным картинкам;
знать о повествовательном,
вопросительном,
восклицательном
предложениях;
знать о начале
предложения.
и
конце
раздельно писать предлоги со
словами;
составлять предложения из
заданных слов с предлогами;
употреблять
предлоги
в
связной речи
Всего:
102
Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Так как предмет «Логопедическая коррекция» является коррекционным курсом и
входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область», он не
подразумевает отметочного оценивания учащихся. Показателем эффективности
логопедической работы и усвоения обучающимися материала 9 класса является динамика
становления коммуникативных и речевых умений, речевой активности.
При реализации данной программы используется три формы контроля:
индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы:
внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль
учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа для 9 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость
68 часов год, количество часов в неделю – 3.
№ п/п
1-2
Тема
Количество
часов
2
5-6
7-8
Обследование импрессивной и связной
речи.
Обследование
словарного
запаса.
Обследование слоговой структуры слова.
Обследование грамматического строя речи.
Обследование письма
9-11
12-14
15-17
Звуковая система слов.
Изменение состава и анализа слов
Составление и запись предложений
3
3
3
18-20
Подбор цепочек проверочных слов
3
21-23
24-26
27-28
29-30
31-32
Чередование гласных в корне
Фонематический, лексический анализ слов
Выделение слов из текста
Фонематический анализ слов
Графический диктант
3
3
2
2
2
33-34
35-36
37-39
Восстановление деформированных слов
Значимые части слова
Определения значения однокоренных слов
2
3
3
40-42
43-45
46-48
3
3
3
49-51
52-54
Подбор родственных слов
Суффиксы
Смысловые
значения
приставок
предлогов
Глаголы
Согласование слов в предложении
55-57
58-60
61-63
64-66
67-69
70-72
73-75
76-78
79-81
82-84
85-87
88-89
Падежи существительных
Определение текста
Виды предложений
Восстановление деформированного текста
Работа с планом
Составление плана текста
Выступление по плану текста
Последовательность предложений
Анализ предложения
Определение основной мысли текста
Объединение предложений в рассказ
Деформация в конце текста
90-92
93-95
Составление текста по заданной теме
Словарный диктант
3-4
и
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Дата
96-98 Изложение
99-101 Обследавание
102
Итоговое занятие
Итого:
102
Литература:
•
А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского
языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
•
Аксенова А.К.. Методика обучения русскому языку в коррекционной
школе - М.: “ Владос”, 2000. – 320 с.
•
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в
школе. [Текст]/ О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
•
В.П. Невская. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей –
логопедов. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г.
•
Г.А. Каше, Р.И. Шуйфер, Н.А. Никашина, Э.А. Евлахова. Исправление
недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
•
Е.В. Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий
для логопедов. – М., 2007.
•
Е.В. Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2007.
•
Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
•
Е.В. Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2007.
•
Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у
школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
•
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
•
Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
•
М.Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:
«Просвещение», 1989.
•
М.Ю. Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими
школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
•
М.Ю. Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4
класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.
•
Н.С. Жукова. Уроки логопеда. - М. Эксмо, 2013.
•
О.С. Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты
занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.
•
Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.:
«Владос», 1999.
•
Парамонова Л.Т. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.
[Текст]/ Л.Т. Парамонова. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
•
Поваляева М.А. Справочник логопеда. [Текст]/ М.А. Поваляева. – Ростов
н/Д: Феникс, 2007. – 445 с.
•
Т.А. Ткаченко. Логопедические упражнения. - М. Эксмо, 2015.
•
Т.А. Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей.
Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
•
Т.Г. Филичева, Н.А. Чевелёва, Т.В. Чиркина. Основы логопедии. – М.:
«Просвещение»,1989.
•
Преодоление нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие.
[Текст]/Под ред. Н.Н. Яковлевой. – Спб.: КАРО, 2011. – 160 с.
•
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие.
[Текст]/Под ред. Н.Н. Яковлевой. – Спб.: КАРО, 2009. – 208 с.