Труд 8 класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по труду (технология) 8
класс (далее - Рабочая программа) адресована обучающимся 8 класса с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее - Стандарт) и на основании Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом № 1026, (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2022г., регистрированный
№71930,) с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 1 февраля 2024г. № 67 (зарегтистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации от 28 февраля 2024г., регистрированный № 77365) на основе
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,
5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой (Москва «Просвещение» 2013 года).
Рабочая программа рассчитана на 204 часов, в том числе на контрольные и
проверочные работы.
Для реализации рабочей программы технологии используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Цветоводство и декоративное садоводство» 8 класс,
под ред. Н.М. Карман, Е.А. Ковалёва, Г.Г. Зак – М.: «Просвещение», 2023 г.
АООП УО (вариант 1) адресована глухим обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он
служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей
человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на
формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем
общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель- изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)
старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 8 классе способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающая
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и
навыков , развитие мотивов , знаний м и умений правильного выбора профиля и
профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и
состояния здоровья.
задачи:
-развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважение к людям труда, общественной активности);
-обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
-формировать навыки к выполнению необходимых и доступных видов труда
дома, в семье и по месту жительства;
-расширять знания о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
-расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
-расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

-ознакомление с ролью человека- труженика и его место на современном
производстве;
-ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии
и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
- формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержание и условиях труда по
массовым профессиям, с которыми связанны профили трудового обучения в
образовательной организации;
-ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профессий
в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с
физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
-формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
-формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
-совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
-развитие регулятивной функции деятельности (включение целеполагание,
планирование, контроль и оценку деятельности и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
-формирование информационной грамотности, умение работать с различными
источниками информации;
-формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности;
Коррекционные задачи направленны на:
-коррекцию развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
-коррекцию развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
-коррекцию и развитие сенсорных процессов формирования практических
умений.
Воспитательные задачи:
-выявление и поддержка детских инициатив и самостоятельности;
-организация ранней профориентационной работы с обучающимися, расширение
знаний о современных профессиях;
-развитие
здоровьесберегающей
предметно-пространственной
и
коммуникативной среды образовательной организации и реализация ее воспитательных
возможностей;
-организация работы с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями),направленной на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся, их будущего самоопределения;
-воспитание у обучающихся
положительного отношения к труду как к
важнейшей жизненной ценности, как основному способу достижения жизненного
благополучия человека;
-воспитание трудолюбия к людям труда, к культурным традициям;
-воспитание социальной ценности трудового знания, умения согласованно и
продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы;
-воспитание
нравственных,
морально-волевых
качеств(настойчивости,
ответственности), навыков культурного поведения.
2

Содержание программы
«Цветоводство и декоративное садоводство»
В рамках данного профиля обучающихся получают знания и элементарные
практические умения, и навыки в области цветоводства, декоративного садоводства,
ландшафтного дизайна.
Обучение направленно на формирование умений и навыков обращения с
элементарным лабораторным оборудованием; сельскохозяйственным инвентарем;
обработка почвы, посев семян, выращивание рассады, уход за различными растениями,
разведения комнатных и цветочно- декоративных растений открытого грунта для
озеленения пришкольной территории. В ходе практических работ на учебно-опытном
участке обучающиеся закрепляют полученные умения и навыки, совершенствуют свои
общефизические возможности.
Вводное занятие-2ч
Анализ состояния растений (в школьном цветнике). Задачи обучения в
предстоящем году. Цветочное оформление и состояние растений. Организация трудовой
учебной группы.
Осенние работы -36ч
Теоретические сведения
Выбор маточных растений для сбора семян. Сушка и обмолот семян. Сито. Изготовление
сито. Способы отделения семян от мусора. Хранение семян. Тюльпан. Агротехника
выращивания тюльпанов.
Практические работы.
Изготовление сито для выделение семян. Изготовление коробочки для хранения семян.
Вычерчивание шаблона для измерения диаметра луковиц. Вырезание отверстий в
шаблоне для определения диаметра луковиц тюльпанов. Высадка луковиц тюльпанов под
зиму.
Осенняя обработка кустарников (26ч)
Теоретические сведения.
Живая изгородь. Выбор растений для живой изгороди. Стрижка
и
обрезка
живой
изгороди. Инвентарь для обрезки и стрижки живой изгороди. Выполнение стрижки живой
изгороди.
Практические работы.
Подготовка кустарников для стрижки. Стрижка живой изгороди.
Работа в соду поздней осенью (18ч)
Теоретические сведения.
Гладиолус. Выкопка и хранение клубнелуковиц. Выкопка и хранение клубнелуковиц.
Практические работы.
Выкопка клубнелуковиц гладиолусов. Закладка на зимнее время
клубнелуковиц
гладиолусов. Зимние работы в сквере.
Флористика (76ч)
Теоретические сведения.
Цветы в нашей жизни. Праздники и события. Составление букетов по
назначению. Основные правила составления цветочных композиций и букетов.
Аранжировка цветов. Флористические инструменты. Пенал для флористических
инструментов. Флористические аксессуары. Настольная композиция из цветов.
Составление букетов.
Практические работы.
3

Изготовление выкройки пенала. Крой пенала для флористических инструментов.
Выполнение пенала ручными швами. Сбор букета по спиральной системе. Цветочная
композиция в корзине. Крепление оазиса в корзине. Составление цветочной композиции в
корзине. Составление настольной композиции.
Выгонка луковичных растений (20 ч)
Теоретические сведения.
Выгонка. Луковичные растения, используемые для выгонки. Первый этап выгонки:
Хранение луковиц после выкопки из открытого грунта. Второй этап выгонки: Укоренение
луковиц при пониженных температурах. Третий этап выгонки: выгонка тюльпанов в
отапливаемом помещении.
Практические работы.
Выгонка тюльпанов.
Дизайн. Ландшафтный дизайн (20ч)
Теоретические сведения.
Дизайн. Виды дизайна. Фотокартина. Ландшафт и его классификация. Элементы
ландшафтного дизайна: Зеленые насаждения. Элементы
ландшафтного
дизайна:
Водоемы. Элементы ландшафтного дизайна: малые архитектурные формы. Элементы
ландшафтного дизайна: освещение.
Практические работы.
Изготовление картины из стабилизированного мха.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную
программу сопровождения (далее – ИПС), что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или
отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Цветоводство и декоративное садоводство»:
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- представления об основных свойствах используемых материалов; знание правил
хранения
материалов,
санитарно-гигиенических
требований
при
работе
с
производственными материалами;
- отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов,
необходимых для работы;
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
4

- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов;
- чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты,
используемой в процессе изготовления изделия;
- представления о разных видах профильного труда, понимание значения и
ценности труда; понимание красоты труда и его результатов;
- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной
природе;
- понимание значимости организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится» и (или) «не нравится»);
- организация (под руководством педагогического работника) совместной работы
в группе;
- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
- выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное
реагирование на них;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других
обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других
обучающихся и результатам их работы;
- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков
трудового обучения;
- посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы
и окружающей среды.
Достаточный уровень:
- определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных
материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в
соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными
свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
- экономное расходование материалов;
- планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей
практической работы;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется
всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями.
5

Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов Кроме того, сама учебная деятельность для
них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Содержание урока
Вводное занятие

1
2
3
4
5
6

Кол-во
часов

Дата

(2ч)

Вводное занятие.
Осенние работы (36ч)
Выбор маточных растений для сбора семян.
Выбор маточных растений для сбора семян. Беседа по теме:
«Трудовые отношения».
Сушка и обмолот семян.
Сито.
Изготовление сито. Беседа по теме: «Рабочее время и время
отдыха».

2
2
2
2
2
2
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Практическая работа по теме: Изготовление сито для выделение
семян.
Способы отделения семян от мусора.
Способы отделения семян от мусора. Беседа по теме:
«Заработная плата».
Хранение семян.
Хранение семян.
Практическая работа по теме: Изготовление коробочки для
хранения семян. Беседа по теме: «Что такое Центр занятости?
Чем он занимается?»
Тюльпан.
Тюльпан.
Агротехника выращивания тюльпанов. Беседа по теме: «Зачем
человек трудится?»
Агротехника выращивания тюльпанов.
Практическая работа по теме: Вычерчивание шаблона для
измерения диаметра луковиц.
Практическая работа по теме: Вырезание отверстий в шаблоне
для определения диаметра луковиц тюльпанов. Беседа по теме:
«Кем я хочу стать?»
Практическая работа по теме: Высадка луковиц тюльпанов под
зиму.
Осенняя обработка кустарников (26ч)
Живая изгородь.
Живая изгородь. Беседа по теме : «Труд в жизни человека».
Выбор растений для живой изгороди.
Выбор растений для живой изгороди.
Стрижка и обрезка живой изгороди. Беседа по теме :
«Трудолюбие. Что это значит?»
Контрольная работа по теме «Осенние работы в цветнике»
Стрижка и обрезка живой изгороди.
Инвентарь для обрезки и стрижки живой изгороди.
Инвентарь для обрезки и стрижки живой изгороди. Беседа по
теме: «Право выбора профессии».
Выполнение стрижки живой изгороди.
Выполнение стрижки живой изгороди.
Практическая работа по теме: Подготовка кустарников для
стрижки. Беседа по теме: «Темперамент и профессия».
Практическая работа по теме: Стрижка живой изгороди.
Работа в соду поздней осенью ( 18ч)
Гладиолус.
Гладиолус. Беседа по теме: «Выбери профессию по душе».
Выкопка и хранение клубнелуковиц.
Выкопка и хранение клубнелуковиц.
Практическая работа по теме : Выкопка клубнелуковиц
гладиолусов. Беседа по теме: «Как правильно организовать
рабочее место».
Практическая работа по теме : Закладка на зимнее время
клубнелуковиц гладиолусов.
Зимние работы в сквере.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
7

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

Зимние работы в сквере. Беседа по теме: «Какие профессии
живут в моем доме».
Зимние работы в сквере.
Флористика (76ч)
Цветы в нашей жизни.
Цветы в нашей жизни. Беседа по теме: «От ученика до
специалиста».
Цветы в нашей жизни.
Контрольная работа по теме: «Гладиолус»
Праздники и события. Беседа по теме: «Профессии наших мам и
пап».
Праздники и события.
Праздники и события.
Составление букетов по назначению. Беседа по теме: «Труд в
жизни человека».
Составление букетов по назначению.
Составление букетов по назначению. Беседа по теме: «Как вести
себя в конфликтных ситуациях».
Основные правила составления цветочных композиций и
букетов.
Основные правила составления цветочных композиций и
букетов.
Основные правила составления цветочных композиций и
букетов. Беседа по теме: «Учеба- твой главный труд».
Аранжировка цветов.
Аранжировка цветов.
Аранжировка цветов. Беседа по теме: «Темперамент и
профессия».
Флористические инструменты.
Флористические инструменты.
Пенал для флористических инструментов. Беседа по теме: «Мое
призвание».
Пенал для флористических инструментов.
Практическая работа по теме: Изготовление выкройки пенала.
Практическая работа по теме: Крой пенала для флористических
инструментов. Беседа по теме: «Трудолюбие что это значит?»
Практическая работа по теме : Выполнение пенала ручными
швами.
Флористические аксессуары.
Флористические аксессуары. Беседа по теме: «Знакомство с
профессией работник зеленного хозяйства».
Составление букетов.
Составление букетов. Беседа по теме: «Знакомство с профессией
доярки».
Составление букетов.
Практическая работа по теме: Сбор букета по спиральной
системе.
Практическая работа по теме: Сбор букета по спиральной
системе. Беседа по теме: «Знакомство с профессией каменщик».
Контрольная работа по теме: «Флористика»
Цветочная композиция в корзине. Беседа по теме: «Знакомство с

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
8

профессией столяр».
Цветочная композиция в корзине.
Практическая работа по теме: Крепление оазиса в корзине.
Беседа по теме: «Знакомство с профессией маляр».
76 Практическая работа по теме: Составление цветочной
композиции в корзине.
77 Настольная композиция из цветов.
78 Настольная композиция из цветов. Беседа по теме: «Профессия
и здоровье».
79 Практическая работа по теме: Составление настольной
композиции.
Выгонка луковичных растений (20 ч)
80 Выгонка.
81 Луковичные растения, используемые для выгонки. Беседа по
теме: «Знакомство с профессий повар».
82 Луковичные растения, используемые для выгонки.
83 Первый этап выгонки: Хранение луковиц после выкопки из
открытого грунта.
84 Первый этап выгонки: Хранение луковиц после выкопки из
открытого грунта. Беседа по теме: «Знакомство с профессией
слесарь - сантехник».
85 Второй этап выгонки: Укоренение луковиц при пониженных
температурах.
86 Второй этап выгонки: Укоренение луковиц при пониженных
температурах.
87 Третий этап выгонки: выгонка тюльпанов в отапливаемом
помещении. Беседа по теме: «Знакомство с профессией
плиточник».
88 Третий этап выгонки: выгонка тюльпанов в отапливаемом
помещении.
89 Практическая работа по теме: Выгонка тюльпанов.
Дизайн. Ландшафтный дизайн (20ч)
90 Дизайн. Виды дизайна. Беседа по теме: «Знакомство с
профессий дворник».
91 Фотокартина.
92 Фотокартина.
93 Практическая работа по теме: Изготовление картины из
стабилизированного мха. Беседа по теме: «Знакомство с
профессией горничная».
94 Ландшафт и его классификация.
95 Элементы ландшафтного дизайна: Зеленые насаждения. Беседа
по теме: «Знакомство с профессией тракторист».
96 Элементы ландшафтного дизайна: Водоемы.
97 Элементы ландшафтного дизайна: малые архитектурные формы.
Освещение.
98 Контрольная работа «Ландшафтный дизайн»
99 Беседа по теме: «Знакомство с профессией овощевод».
100 Повторение по теме «Ландшафт и его классификация.»
101 Повторение по теме «Дизайн. Виды дизайна.»
102 Повторение по теме «Зеленые насаждения»
74
75

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
9

Итого:

204 ч

Литература
1. «Все о розах», Москва, издательство «Кладезь-букс» (русское издание), 2010 г.
2. «Все о теплицах и зимних садах», Москва, издательство «Кладезь-букс» (русское
издание), 2010 г.
3. «Все о декоративно-цветущих кустарниках», Москва, издательство «Кладезь-букс»
(русское издание), 2010 г.
4. «Легкий уход за комнатными растениями», новейшая энциклопедия, Москва,
издательство «Эскимо», 2010 г.
5. «Садовые растения», большая иллюстрированная энциклопедия, Москва,
издательство «Эскимо», 2009 г.
Учебные пособия для обучающихся:
1. Н.М. Карман, Г.Г. Зак, Технология, Цветоводство и декоративное садоводство,
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / – М.: Просвещение, 2023;
Использование учебно-методического комплекса.
1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, автора Н.М. Карман, Г.Г.
Зак, под редакцией В.В. Воронковой, 119с., «Технология. Цветоводство и декоративное
садоводство», Москва., «Просвещение» 2021.
Материально-техническое обеспечение образовательной области учебного
предмета « Труд (технология)» включает:
Дидактические материалы:
-комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и
темам профильного труда, рабочие тетради;
-фотографии, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций,
алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования;
-технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы,
иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры(образцы) народных
промыслов , презентации;
Оборудование:
-горшки, теплички;
-наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты);
Натуральные объекты:
-семена, грунт.
Интернет ресурсы и ЦОР
- образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;
- сайт Российская электронная школа;
- https://infourok.ru/user/danyukova-lyubov-nikolaevna1
- www.zanimatika.ru
- school-collection.edu.ru
- www.viki.rdf.ru
- raduga.rkc-74.ru
- diva.rus-all.com
- ten2x5.narod.ru/biblio.htm
- http://ru.wikipedia.org
- http://iplants.ru/
- http://www.zooclub.ru/

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».