Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании основе Программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией
И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года), учебника «География материков
и океанов» 9 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы, под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н.
Соломиной М. «Просвещение» 2021г., Рабочая тетрадь по географии. Пособие для
учащихся 9 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы Т. М. Лифанова - М.: Просвещение, 2021г.,
учебника «География Магаданской области. Природа» Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида, автор О.С. Головин. Издательство Магадан
«Кардис» 2001г.
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов расширяет
представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает
благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и
экологического воспитания учащихся.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и
методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и
объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует
более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися. Обучение
географии рассчитано на 68 часов- 2 урока в неделю.
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и
явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
― формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
― формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков
и отдельных стран.
― формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
― формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф
― овладение основами картографической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для
получения географической информации;
― формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.
Содержание программы
При изучении курса 9 класса реализуется опора на уже имеющиеся знания
учеников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей детей с
нарушением интеллекта. Программа направлена на всестороннее развитие личности
обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на
коррекцию имеющихся у них специфических нарушений.
Начинается курс географии 9 класса региональным обзором. На этих уроках
учащиеся систематизируют свои знания о природе Магаданской области, знакомятся с
местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос
в данном регионе. Три четверти времени выделено на изучение стран Евразии. «Материки
и океаны» завершается темами, посвященными России как крупнейшему государству
Евразии. Программа состоит из следующих разделов:
Наш край (Магаданская область) - 18ч.
Положение на карте. Границы области, края. Поверхность. Климат. Предсказание
погоды по местным признакам. Полезные ископаемые нашего края. Почвы нашей
местности. Реки нашей местности. Пруды, озера, каналы. Водоснабжение нашего края
питьевой водой. Охрана водоемов. Красная книга. Охрана растительного мира.
Экскурсия для расширения представлений о растительном мире и закрепления
правил поведения в природе.
Западная Европа-6ч.
Западная Европа. Великобритания: географическое положение, природа,
экономика, население, культура, обычае, традиции. Франция (Французская Республика):
географическое положение, природа экономика, население, культура, обычаи, традиции.
Германия. (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская
Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа-5ч.
Южная Европа. Испания (Королевство Испания). Португалия (Португальская
Республика)
Италия (Итальянская Республика): географическое положение, природа,
экономика. Италия: население, культура, обычаи и традиции. Греция (Греческая
республика).
Северная Европа-3ч.
Норвегия, Швеция, Финляндия.
Восточная Европа-11ч.
Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория,
Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдова- географическое положение,
природные условия и ресурсы, хозяйство, население (традиции и обычаи), столицы,
крупные города, курорты.
Азия-7ч.
Центральная
Азия.
Казахстан,
Узбекистан,
Киргизия,
Таджикистангеографическое положение, природные условия и ресурсы, хозяйство, население
(традиции и обычаи), сельское хозяйство, экономика, столицы, крупные города.
Юго-западная Азия-3ч.
Грузия, Азербайджан, Армения. Турция, Ирак, Иран, Афганистангеографическое положение, природные условия и ресурсы, хозяйство, население
(традиции и обычаи), сельское хозяйство, экономика, столицы, крупные города, курорты,
достопримечательности.
Южная Азия-2ч.
Индия: географическое положение, природа, экономика, население, культура,
обычаи и традиции.
Восточная Азия-5ч.
Восточная Азия. Китай, Монголия, КНДР (Корейская Народно-Демократическая
Республик), Республика Корея, Япония: географическое положение, природа, экономика.
Япония: население, культура, обычаи и традиции.
Юго-восточная Азия-3ч.
Таиланд, Вьетнам, Индонезия- географическое положение, природные условия и
ресурсы, хозяйство, население (традиции и обычаи), столицы, крупные города, курорты.
Россия-3ч.
2
Границы России. Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство
Евразии. Административное деление России. Столица и крупные города России.
Планируемые результаты
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
3
является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В
том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Минимальный уровень:
представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных
стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование
условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по
карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической
среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своей области.
Система оценки
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в
ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольноизмерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими особенностями
каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный
контроль). В конце четверти - итоговый контроль знаний по изученным темам.
Устный ответ
Оценка «5»
- обнаруживает понимание материала;
- самостоятельно формулирует ответы;
- умеет привести примеры;
- допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка «4»
- обнаруживает понимание материала;
- самостоятельно формулирует ответы;
- допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с
помощью учителя (1-2 ошибки);
- допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка «3»
- обнаруживает знание и понимание основных положений темы;
4
- излагает материал недостаточно полно и последовательно;
- допускает ряд ошибок в речи;
- затрудняется самостоятельно подтвердить пример;
- нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» – не ставится.
Оценивание практических работ
Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и
предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме.
1 группа – выполняет все задания тестов. 2 группа – сокращённый объём заданий.
3 группа – задания выбираются индивидуально для каждого ребёнка.
1 группа
Оценка «5» ставится, если все ответы правильные и работа выполнена
самостоятельно.
Оценка «4» ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены более 2 ошибок.
Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.
Оценка «2» – не ставится.
2 группа
Оценка «5» ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с
небольшой помощью.
Оценка «4» ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены более 2 ошибок.
Оценка «2» – не ставится.
3 группа
Оценка «5» не ставится
Оценка «4» ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка «3» ставится если работа выполнена небрежно и допущены более 3
ошибок.
Оценка «2» – не ставится.
Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое
отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или
наивысшего поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с
учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.
№
1
2
3
4
5
6
7
Календарно-тематическое планирование
Тематика урока
Колво
часов
Магаданская область (18ч)
Р.К. История изучения современной территории Магаданской 1
области.
Р.К. Географическое положение Магаданской области.
1
Р.К. Практическая работа Магаданская область на карте мира 1
и России.
Р.К. Практическая работа Изучение карты Магаданская 1
область, основные обозначения.
Р.К. История формирования рельефа Магаданской области.
1
Р.К. Сейсмические зоны Магаданской области.
1
Р.К. Влияние внутренних сил на формирование рельефа 1
Магаданской области.
Дата
5
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Р.К. Влияние внешних сил на формирование рельефа
Магаданской области.
Р.К. Природные комплексы Магаданской области.
Р.К. Практическая работа по теме «Природные комплексы
Магаданской области».
Р.К. Растительный мир Магаданской области
Р.К. Животный мир Магаданской области
Р.К. Практическая работа по теме «Растительный и животный
мир на карте Магаданской области»
Р.К. Гидрография Магаданской области.
Р.К. Практическая работа по теме Гидрография Магаданской
области.
Р.К. Полезные ископаемые. Коренные и россыпные
месторождения.
Контрольная работа по теме «Магаданская область»
Р.К. Практическая работа по теме Полезные ископаемые
Западная Европа (6ч)
Великобритания: географическое положение, природа,
экономика.
Великобритания: население, культура, обычаи и традиции.
Практическая работа с картой «Западная Европа»
Франция
(Французская
Республика)
географическое
положение, природа, экономика, население, культура, обычаи
и традиции.
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика).
Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа (5ч)
Испания (Королевство Испания).Практическая работа с
картой «Южная Европа»
Португалия (Португальская Республика)
Италия (Итальянская Республика) географическое положение,
природа, экономика.
Италия: население, культура, обычаи и традиции.
Греция (Греческая Республика)
Северная Европа (3ч)
Норвегия (Королевство Норвегия)
Швеция (Королевство Швеция)
Контрольная работа по теме «Страны Западная и Южная
Европа»
Восточная Европа(11ч)
Финляндия (Финляндская Республика) Практическая работа
«Страны Северной Европы»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Восточная Европа .
1
Польша (Республик Польша) Чехия (Чешская Республика). 1
Словакия (Словацкая Республика)
Венгрия (Венгерская Республика).
1
Румыния (Республика Румынская). Болгария (Республика 1
Болгария).
Сербия. Черногория.
1
6
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Республика Беларусь. Украина.
Молдавия (Республика Молдова)
Азия (7ч)
Центральная Азия. Казахстан (Республика Казахстан)
Узбекистан (Республика Узбекистан)
Туркменистан. Киргизия (Киргизская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения).
Контрольная работа по теме «Страны ближнего зарубежья»
Юго-Западная Азия (3ч)
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран)
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная –Азия (2ч)
Индия (Республика Индия): географическое положение,
природа, экономика.
Индия: население, культура, обычаи и традиции.
Восточная- Азия (5ч)
Китай (Китайская Народная Республика): географическое
положение, природа, экономика.
Китай: население, культура, обычаи и традиции. Практическая
работа Китай на карте
Монголия.
Корейская
Народно-Демократическая
Республика
(КНДР)Республика Корея.
Япония: географическое положение, природа, экономика.
Япония: население, культура, обычаи и традиции.
Юго-восточная Азия (3ч)
Таиланд (Королевство Таиланд).
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия)
Россия (3ч)
Границы России. Россия (Российская Федерация) крупнейшее государство Евразии.
65 Административное деление России.
66 Столица и крупные города России.
67 Итоговая контрольная работа по теме «Россия»
68 Повторение по теме «Россия»
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 ч
Литература
«География Магаданской области. Природа» Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида, автор О.С. Головин. Издательство Магадан
«Кардис» 2001г.
«География материков и океанов Государства Евразии» 9 класс для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адоптированные
основные
7
общеобразовательные программы под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной М.
«Просвещение» 2021г.
Глобус, карта мира, карта России, карта Магаданской области. Красная книга
Магаданской области, Красная книга России, Красная книга.
Т. М. Лифанова Рабочая тетрадь по географии. Пособие для учащихся 9 класса
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адоптированные
основные
общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2021.
Лифанова Т.М. Уроки географии в специальной коррекционной школе. Учебнометодическое пособие. Москва: Просвещение 2018 г.
Народы Северо-Востока Сибири М.: Наука, 2010.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П.
Пузанова. М., 2000.
Уроки географии в 9 классе специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: Планирование и конспекты уроков. / Г.А. Бороздина/ М.:
ВЛАДОС, 2018.
Интернет-ресурсы
http://www.geo2000.nm.ru/ Этот сайт целиком и полностью посвящен
занимательной науке - "географии". Здесь можно найти информацию обо всех странах
мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу
планету, узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и
узнать последние новости об экологии Земли... Иными словами, здесь можно познать мир!
Географические карты http://www.planetolog.ru/
Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps
Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир,
Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической
географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире
животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам,
Россия – матушка)
История географии http://traditio.ru/wiki/География
Каталог
сайтов
по
географии
http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
(данные
ссылки
помогу
подготовить доклад, реферат по географии, а также просто полистать страницы сайтов и
узнать что-то новое, расширить свой кругозор)
Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml
Путешествия и открытия http://pyty.ru/
8