Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по русскому языку (далее –
Рабочая программа) адресована обучающимся 9 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее – Стандарт) и на основании Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом № 1026, на основе программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы,
под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю), в том числе на контрольные и
проверочные работы.
Для реализации Рабочей программы используется учебник «Русский язык» 9 класс
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы (Москва. Просвещение 2019г.).
Изучение учебного предмета «Русский язык» в девятом классе имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая
практика».
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому
особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Уроки русского языка в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении имеют коммуникативно-речевую направленность, делают более
продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:
познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и мышления у
школьников с ОВЗ;
познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции речи;
воспитательную направленность как средство адаптации к жизни.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является
нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому
программа обучения построена на основе концентрического принципа размещения
материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с
постепенным наращиванием сведений. Расположение материала даёт возможность
разделять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и
отрабатывать их отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей,
лежащих в основе любого понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки
умений и навыков. Концентрическое построение программы создаёт условия для
постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Так как обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) недоступны абстрактные понятия, в которых отражены многоаспектные
языковые признаки (берутся в ознакомительной форме), то программа включает только те
грамматические сведения, которые обладают малой научной дифференцированностью. Не
по всем темам курса грамматики даются теоретические обобщения и соответствующая
терминология.
Содержание программы
Предложение. Текст. Простое и сложное предложения. Их использование в
текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты ценишь в людях и почему», «Как
ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после окончания
школы»).
Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка,
доверенность). Решение орфографических задач в процессе работы над текстом.
Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных
предложений), устранение других недочетов.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем
типам текстов. Составление любого типа текста с использованием простых и сложных
предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения. Включение образных слов и
выражений.
Звуковая характеристика языка. Соответствие и несоответствие произношения
написанию слова. Общий способ решения орфографических задач. Употребление
разделительных ъ и ь знаков в словах.
Слово. Текст. Состав слова. Способы образования слов с помощью приставок и
суффиксов. Подбор однокоренных слов. Сложные слова с соединительными гласными и
без них (сбербанк, видеомагнитофон). Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).
Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от
произношения (как слышим, так и пишем).
Составление текстов повествовательного и описательного характера по
коллективно составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы
над текстом. Повторение способов проверки орфограмм.
Части речи. Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным
учебным предметам с доказательством (с опорой на таблицу или без нее). Образование
различных частей речи с помощью суффиксов (лапа—лапочка, пожар — пожарник, сила –
сильный, бурить – бурильщик).
Имя существительное. Смысловые группы имен существительных: профессии
людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний
существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого
слова.
Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование
прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными.
Тематический подбор несклоняемых имен существительных. Составление рассказа по
опорным словам. Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение
почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах
(Василию, Марии).
3
Имя
прилагательное.
Согласование
прилагательного
с
именами
существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен
прилагательных.
Подбор
лексического
материала
(словосочетаний
существительных
с
прилагательными) для составления портретной характеристики с опорой на картину
известного художника или литературное произведение. Определение типа
предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение). Имена прилагательные
на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их правописании.
Местоимение. Правописание личных местоимений с предлогами.
Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств
связи предложений в тексте. Глагол. Лексические группы глаголов, обозначающих
состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. Составление
словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа.
Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь,
различение глаголов на -тся и -ться и написание глаголов 2-го лица единственного числа.
Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим – слышим – пишем) и
безударным (запоминаем – сверяем по таблице и по школьному орфографическому
словарю) окончанием.
Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.
Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную
лексику и серию сюжетных картинок (возможно, комиксы). Использование образных
средств языка, решение орфографических задач.
Наречие. Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его
неизменяемость. Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места,
пейзажа, характера человека. Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело
сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т.д.). Правильное интонирование
диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.
Правописание наречий на -а и -о с проверкой их именем существительным (с окна,
на окно, слева, направо). Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на
книгу, на просмотренную телепередачу).
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Употребление
числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с
использованием имен числительных.
Предложение. Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и
существительное,
существительное
и
существительное,
прилагательное
и
существительное. Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что, чтобы,
потому что, когда и союзным словом который. Построение схем этих предложений.
Выделение главных и второстепенных членов предложения. Использование простых и
сложных предложений в различных типах текстов: повествовании, описании,
рассуждении. Определение типов текстов по началу, его развертывание. Составление
текстов на основе данного заглавия (например: «Как я удил рыбу», «Как надо удить
рыбу», «Почему полезен этот вид отдыха»).
Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину, прочитанное
произведение, практическую деятельность. Выделение вопросительных, восклицательных
и повествовательных предложений. Правильное их интонирование в диалоге. Работа с
неполными диалогами. Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы.
Исправление текстов, составленных учащимися в течение года (нарушение логики
изложения, искажение фактов, последовательность их изложения; неточный подбор слов,
нарушение границ предложений, неправильная структура предложений, грамматические и
орфографические ошибки).
4
Повторение. Деловое письмо. Объявление, записки, объяснительная записка,
заявление.
Доверенность: текст доверенности, её структурные части. Правильное
расположение реквизитов делового письма. Тематический словарь.
Автобиография составление автобиографии из отдельных структурных частей.
Составление автобиографий по образцу, вопросам и самостоятельно.
Анкета: заполнение бланков и внесение автобиографических данных в различные
документы.
Связная речь
Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех
его компонентов. Использование образных средств языка.
Составление автобиографии по данному плану.
Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок
(комиксов) с предварительной отработкой сюжета словаря.
Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительной
отработкой этого материала.
Сочинение-повествование по картине известного художника. Предварительная
отработка плана и словаря к каждому пункту плана.
Сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания,
подбор образных средств языка.
Сочинение с элементами рассуждения. Предварительная отработка плана и
словаря.
Сочинение творческого характера (например: «Мой лучший друг (подруга)», «Моя
цель в жизни» и т.д.).
Словарь: автобиография, авторитет, администратор, ансамбль, аттестат,
безопасность, биография, благодаря (чему), бюллетень, бухгалтер, бухгалтерия,
великодушный, видеомагнитофон, демократия, депозит, диагноз, досуг, дубликат,
живопись, жюри, забастовка, за счет, иждивенец, избиратель, карикатура, комиссия,
компьютер,
малодушный,
население,
общежитие,
организация,
парламент,
правонарушение, православный, предприниматель, путешествие, религия, религиозный,
сбербанк, свидетельство, совершеннолетний, торжественный, увлечение, фермер,
характеристика (45 слов).
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы предмета «Русский язык» за девятый класс должны
стать следующие личностные результаты:
Минимальный уровень предполагает:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; разбор
слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;
образование слов с новым значением с опорой на образец; представления о
грамматических разрядах слов; различение изученных частей речи по вопросу и
5
значению; использование на письме орфографических правил после предварительного
разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный
образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам
педагогического работника;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды
(с помощью педагогического работника);
нахождение в тексте однородных членов предложения; различение предложений,
разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью
педагогического работника);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для
раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме
текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после
предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень предполагает:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным
признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам
педагогического работника;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи
(под руководством педагогического работника);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным
словам, на предложенную тему;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной
схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием
опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение
предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
6
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли
текста (с помощью педагогического работника);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и
основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств (55-60 слов).
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно. На основании применения
метода экспертной оценки осуществляется всесторонняя и комплексная оценка овладения
обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
7
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1-3
4-5
6-7
8
9
10-11
12-13
14-15
16-17
18
19-20
21
22
23
24
25
26
27-28
29
30
31
32
33
34
Тема
Повторение. Предложение. Текст.
Простые предложения.
Сложные предложения.
Распространение предложений.
Составление предложений.
Обобщающие упражнения.
Состав слова. Текст.
Корень и однокоренные слова.
Образование слов с помощью суффиксов.
Образование слов с помощью приставок.
Правописание в корне и приставке.
Составление рассказа по плану. «Ночевка в лесу».
Сложные и сложносокращенные слова.
Сложные слова.
Сложносокращенные слова.
Состав слова. Закрепление знаний.
Деловое письмо: автобиография.
Повторение по теме «Состав слова. Текст».
Диктант «Состав слова. Текст».
Работа над ошибками.
Части речи. Текст.
Существительное. Значение существительных в речи.
Существительное. Значение предметности.
Существительные, близкие и противоположные по значению.
Существительные, обозначающие черты характера.
Использование существительных для сравнения одного
предмета с другим.
Сочинение с элементами рассуждения по заданному плану.
Склонение существительных.
Склонение существительных в единственном и множественном
числе.
Правописание безударных окончаний существительных.
Кол-во
часов
9
3
2
2
1
1
9
2
2
2
2
1
8
2
1
1
1
1
1
1
6
Дата
проведения
2
1
1
1
1
2
1
1
8
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46-47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59-60
61
62-63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
Несклоняемые существительные.
8
Знакомство с несклоняемыми существительными.
1
Сочетание прилагательных с несклоняемыми
1
существительными.
Употребление глаголов в прошедшем времени с
1
несклоняемыми существительными.
Существительное. Закрепление знаний.
1
Составление текста.
1
Повторение по теме «Существительное».
1
Контрольный диктант по теме «Существительное».
1
Работа над ошибками.
1
Части речи. Текст.
2
Прилагательное. Значение прилагательных в речи.
Значение признака предмета.
1
Употребление прилагательных в прямом и переносном
1
значении.
Склонение прилагательных.
3
Согласование прилагательных с существительными.
1
Правописание падежных окончаний прилагательных.
2
Прилагательные на –ИЙ, -ЬЕ, ЬЯ, ЬИ
9
Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по
1
принадлежности.
Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ИЙ, - 1
ЬЕ.
Склонение прилагательных в женском роде на –ЬЯ.
1
Склонение прилагательных во множественном числе на –ЬИ. 1
Склонение прилагательных. Закрепление знаний.
1
Деловое письмо: объяснительная записка.
1
Прилагательное. Закрепление знаний.
1
Самостоятельная работа «Имя прилагательное».
1
Работа над ошибками.
1
Местоимение.
4
Значение местоимений в речи.
1
Употребление местоимений в тексте.
1
Лицо и число местоимений.
2
Склонение местоимений.
8
Изменение местоимений по падежам.
1
Правописание местоимений с предлогами.
2
Правописание местоимений 3-го лица.
1
Деловое письмо: письма.
1
Местоимение. Закрепление знаний.
1
Диктант «Местоимение».
1
Работа над ошибками.
1
Глагол. Значение глаголов в речи.
6
Значение действия предмета.
1
Глаголы, близкие и противоположные по значению.
1
Использование глаголов для выражения сравнения.
1
Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
1
9
73
Устное сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский
1
дворик».
74
Употребление глаголов со значением отрицания.
1
Неопределенная форма глагола.
2
75
Выделение глаголов в неопределенной форме.
1
76
Правописание глаголов в неопределенной форме.
1
Изменение глаголов по лицам и числам.
3
77
Различение глаголов по лицам и числам.
1
78
Изменение формы лица и числа глаголов.
1
79
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
1
Повелительная форма глагола.
9
80
Знакомство с повелительной формой глаголов.
1
81
Правописание глаголов в повелительной форме.
1
82
Использование в речи глаголов в повелительной форме
1
83
Правописание глаголов. Закрепление знаний.
1
84
Глагол. Закрепление знаний.
1
85
Контрольный диктант «Глагол».
1
86
Работа над ошибками.
1
87
Деловое письмо: анкета.
1
Наречие.
1
88
Наречие как часть речи.
1
Значение наречий в речи.
3
89
Наречия, противоположные и близкие по значению.
1
90
Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую 1
деятельность.
91
Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и
1
переносном значениях.
Правописание наречий.
8
92
Наблюдение за правописанием наречий с гласными «а» и «о» на 1
конце.
93
Правописание наречий с гласными «а» и «о» на конце.
1
94
Различение наречий и прилагательных.
1
95
Подготовка к сочинению по картине В.Г. Перова «Приезд
1
гувернантки в купеческий дом».
96
Сочинение по картине В.Г. Перова «Приезд гувернантки в
1
купеческий дом».
97
Наречие. Закрепление знаний.
1
98
Контрольный диктант «Наречие».
1
99
Работа над ошибками.
1
Числительное.
3
100
Числительное как часть речи.
1
101
Простые и составные числительные.
1
102
Словосочетания с числительными.
1
Правописание числительных.
11
103
Правописание числительных от 5 до 20 и 30.
1
104-105 Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900.
2
106-107 Различение числительных с мягким знаком (ь) на конце и в
2
середине слова.
10
108-109 Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
110
Деловое письмо: доверенность.
111-112 Числительное. Закрепление знаний.
113
Контрольный диктант «Числительное».
114
Работа над ошибками.
Предложение. Текст. Простые и сложные предложения.
115
Различение простых и сложных предложений.
116-117 Союз «и» в простых и сложных предложениях.
Сложные предложения с союзами: что, чтобы, потому что,
когда.
118-119 Сложные предложения с союзом «что».
120-121 Сложные предложения с союзом «чтобы».
122-123 Сложные предложения с союзом «потому что».
124-125 Сложные предложения с союзом «когда».
126-127 Сложные предложения. Закрепление знаний.
128
Деловое письмо: объяснительная записка.
Повторение.
129-130 Состав слова.
131
Части речи, имеющие общий корень.
132
Словосочетания, состоящие из разных частей речи.
133-134 Простые и сложные предложения.
135
Итоговый контрольный диктант.
136
Работа над ошибками.
2
1
2
1
1
3
1
2
10
2
2
2
2
2
1
6
2
1
1
2
1
1
Литература
1.
Аксёнова А.К., Методика обучения русскому языку в специальной
коррекционной школе VIII вида. Учебник для Вузов. Москва. «Владос», 2002 г. – 320 с.
2.
Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроке
русского языка» Москва. «Владос» 2001 г.
3.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь по русскому языку для
5-9 классов» (1-4 часть), Москва, «Просвещение» 2004 г.
4.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12-ти томах. –
М.: Мир книги, 2003.
5.
Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8
вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманитарн. Изд.
центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.
6.
Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка», (1-4
часть). Москва «Владос» 2001 г.
7.
Канакина В.П. «Учусь работать самостоятельно. Дидактический материал к
урокам русского языка в начальной классах» Москва. «Новая школа», 1996 г.
8.
Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями
интеллекта: учебник для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.:
Просвещение, 2011. – 335с.
9.
Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя.
– М.: Владос, 2000. – 184с.
10.
Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя/
А.К.Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.
11
11.
Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка
для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.
12.
Шехирова А.М. «Деловое письмо». Тетрадь по русскому языку и развитию
речи для учащихся 5-9 классов специальных коррекционных образовательных
учреждениях VIII вида. Москва. «Владос» 2013 г.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Раздаточный материал: карточки-задания, теоретический материал, диагностические
методики). Таблицы. Опорные конспекты, книжный фонд, рабочая программа.
Телевизор, компьютер, интерактивная доска, учебные диски, демонстрационные
материалы.
12