Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению (далее – Рабочая
программа) – это образовательная программа, адаптированная для категории
обучающихся 9 класса Государственного казенного образовательного учреждения для
обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной
центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – Стандарт) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы, на
основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе на контрольные
и проверочные работы.
Для реализации рабочей программы используется учебник А.К. Аксеновой, М.И.
Шишкиной «Чтение 9 класс» для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2021г.
Изучение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности;
Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе,
реализующей АООП. От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением
понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса
обучения.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем
социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо
обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными
возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Рабочая
программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через
совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных
произведений. Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая
практика».
Программный материал представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом
индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний,
умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности
и
структуры
дефекта
обучающихся,
что
предусматривает
необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый
диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы
к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных
героев произведения. Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
материала, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать
им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в
составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения. Вместе с тем (с учетом
сложности контингента учащихся) творческие работы по освоению литературных текстов
могут выполняться коллективно.
Содержание программы
Тематика чтения
Устное народное творчество
Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об
исторической народной памяти.
Русские народные песни (колыбельные, бытовые). Пословицы и поговорки.
Былины, исторические песни, предания, сказки.
Нравственный смысл сказки. Народная точка зрения на добро и зло. Жанры сказок
(волшебные, бытовые, о животных). Структура сказки (присказка, зачин, троекратные
повторы, концовка). Сравнение волшебной сказки и былины.
Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.
Русская литература XIX века. (Примерный перечень с учётом расширения
данных биографии и систематизированных разножанровых произведений одного автора.).
В.А. Жуковский (сказки), И.А. Крылов (басни), А.С. Пушкин (поэзия, проза), М.Ю.
Лермонтов (лирика), Н.В. Гоголь (повести), Н.А. Некрасов (отрывки из поэтических
произведений), А.А. Фет (лирика), А.П. Чехов (короткие рассказы).
Русская литература XX века
Биография и творчество А.М. Горького, В.В. Маяковского, М. Цветаевой, К.Г.
Паустовского, С.А. Есенина, М.А. Шолохова, Е.И. Носова, Н.М. Рубцова, Ю.И. Коваля.
Зарубежная литература
Р.Л. Стивенсон (баллада), Э. Сетон-Томпсон (рассказ), Д. Даррелл (рассказ).
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и
беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его
оценкой классом.
Чтение по ролям и драматизация.
Внеклассное чтение.
Работа над текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков
героев, выделяя части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения
3
в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения
с точки зрения отражения в нем нравственных истин.
Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста
для подтверждения определенных черт характера.
Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям
произведения (с помощью учителя).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения
современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера,
установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.
Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли
учителя. Составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи
действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и
словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с
помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения
выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет журналов. Обсуждение
прочитанного.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы предмета «Чтение» за девятый класс должны стать
следующие личностные результаты:
формировать понимание важности процесса обучения;
развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с
отечественной и зарубежной литературой;
формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать
морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов
персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
формировать умение активно использовать речевые средства для решения
коммуникативных и познавательных задач;
4
развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации;
развивать умение составлять тексты в устной форме;
развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;
развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение,
аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений;
совершенствовать мотивацию к систематическому, самостоятельному чтению.
Предметные результаты освоения образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Стандарт определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень предполагает:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством педагогического работника);
ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию
произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством педагогического работника текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
педагогического работника);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление
последовательности событий в произведении; определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и
по вопросам педагогического работника;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с
помощью педагогического работника;
заучивание наизусть 7-9 стихотворений;
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень предполагает:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью педагогического
работника);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием
примеров из текста (с помощью педагогического работника);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
5
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и
смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с
помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется всесторонняя
и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
6
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
I
1
Тема
Устное народное творчество
Мир народного творчества
Русские народные песни:
2-3 «Колыбельная»;
«За морем синичка…».
Былина «На заставе богатырской»:
4-5 - знакомство с текстом;
- идейно-тематический анализ.
«Сказка про Василису Премудрую»:
6-9 - знакомство с текстом;
- анализ содержания;
- композиция.
10 Сказка «Лиса и тетерев». Контрольное чтение.
11 Обобщающий урок «Устное народное творчество».
ІІ Из произведений русской литературы XІX века.
12 Василий Андреевич Жуковский. Биография.
13-15 Сказка «Три пояса»:
- знакомство с текстом;
- обсуждение прочитанного. Герои и характеры.
- отзыв о сказке по данному плану
16 Внеклассное чтение «Литературные сказки».
17 Иван Андреевич Крылов. Жизнь и творчество.
Басни И.А. Крылова:
- своеобразие жанра;
18-19 - басня «Кот и повар»;
- рассуждение «В чем
заключается жизненность басен Крылова?».
20
Александр Сергеевич Пушкин. Судьба поэта.
Кол-во
часов
11
1
Дата
проведения
2
2
4
1
1
56
1
3
1
1
2
1
Поэма «Руслан и Людмила»:
7
- Песнь первая;
21-25 - Песнь вторая;
- Песнь третья;
- герои поэмы;
- описание героя.
Проза А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»:
- чтение І части;
26-30 - структурно-семантический анализ;
- чтение ІІ части;
- идейный смысл повести;
- обсуждение героев.
31 Обобщение по теме: «Произведения А.С.
Пушкина». Викторина по произведениям А.С.
Пушкина.
32 Контрольное чтение.
33 Михаил Юрьевич Лермонтов.
Жизнь и творчество. Трагедия поэта.
34-35 Поэзия М.Ю. Лермонтова:
- стихотворение «Тучи»;
- «Баллада».
36 Поэзия М.Ю. Лермонтова:
- «Морская царевна».
37 Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов.
38 Обобщение. Конкурс знатоков поэзии М.Ю.
Лермонтова.
39 Николай Васильевич Гоголь. Истоки творчества.
«Майская ночь или утопленница»
40-45 - «Ганна»;
- «Утопленница»;
- «Пробуждение».
Внеклассное чтение. «Вечера на хуторе близ
46-47 Диканьки».
48
Николай Алексеевич Некрасов. Биография.
Н.А. Некрасов:
49-51 - «Рыцарь на час»;
- «Родина»;
- «Саша». Чтение и структурный анализ.
52 Сочинение-рассуждение на основе прочитанного:
«Как ты относишься к уничтожению лесов?».
53 Викторина по творчеству Н.А. Некрасова.
54 Афанасий Афанасьевич Фет. Тайна имени и
превратности судьбы.
5
5
1
1
1
2
1
1
1
1
6
2
1
3
1
1
1
8
Лирика А. Фета:
- «На заре ты ее не буди…»;
55-57 - «Помню я: старушка няня…»;
- «Это утро, радость эта…».
58
59-60
61
62
63-64
65
III
66
67-68
69
70-71
72
Антон Павлович Чехов. Биография писателя.
А.П. Чехов. «Злоумышленник»:
а) знакомство с текстом;
б) деление на части по плану;
в) смысл названия рассказа.
Контрольное чтение.
Внеклассное чтение. А.П. Чехов.
А.П. Чехов «Пересолил».
Проверочная работа «Из произведений русской
литературы XІX века».
Из произведений русской литературы XX века.
Максим Горький. Биография.
«Песня о соколе»:
а) комментированное чтение.
б) жанровое своеобразие.
Владимир Маяковский. Биография. Особенности
поэзии.
В. Маяковский «Необычайное происшествие…».
Марина Цветаева. Жизнь и творчество.
Лирика М. Цветаевой:
73-74 - «Красною кистью…»;
- «Вчера еще в глаза глядел…».
75 Час поэзии М. Цветаевой.
76 Константин Паустовский. Творческий путь
писателя.
«Стекольный мастер»:
77-79 - обсуждение прочитанного;
- особенности композиции;
- образ автора.
80 Внеклассное чтение. Паустовский – певец русской
природы.
81 Сергей Александрович Есенин. Судьба поэта.
Поэзия С. Есенина:
82-84 - «Нивы сжаты»;
- сочинение на материале литературного текста;
- «Собаке Качалова».
85 Внеклассное чтение «Мое любимое стихотворение
С. Есенина».
86 Михаил Шолохов. Жизнь и творчество.
«Судьба человека»:
3
1
2
1
1
2
1
34
1
2
1
2
1
2
1
1
3
1
1
3
1
1
9
87-90 - чтение рассказа;
- анализ текста;
- образ главного героя.
91 Внеклассное чтение. Произведения о подвигах
ВОВ.
92 Е.И. Носов. Биография.
Е.И. Носов. «Трудный хлеб»:
93-95 - знакомство с текстом;
- обсуждение рассказа;
- устное сочинение «Верный друг».
96 Контрольное чтение.
97 Внеклассное чтение. «Периодические издания для
подростков».
98 Николай Михайлович Рубцов. Биография.
Поэзия Н. Рубцова:
99-101 - «Тихая моя родина»;
- «Русский огонек»;
- «Зимняя песня».
102 Внеклассное чтение. Песни на стихи Н. Рубцова.
103
Ю.И. Коваль. Биография.
Повесть «Приключения Васи Куролесова»:
104-108 - чтение и анализ;
- разбор содержания;
- составление плана.
109 Проверочная работа «Из произведений русской
литературы XX века».
IV Из произведений зарубежной литературы
110 Роберт Луис Стивенсон. Жизнь и творчество.
Баллада «Вересковый мед»:
111-112 - чтение баллады;
- чтение по ролям.
113 Размышление «Можно ли жестокостью покорить
народ?».
114 Эрнест Сетон-Томпсон. Судьба писателя.
Рассказ «Снап»:
115-118 - чтение и анализ;
- разбор содержания;
- составление плана.
119-120 Краткое изложение повествовательного текста с
элементами описания по плану.
121 «Они сражались за Родину…» - урок Победы
122-123 Внеклассное чтение. Российские и зарубежные
писатели о животных
124 Джеральд Даррелл. Жизненный путь.
4
1
1
3
1
1
1
3
1
1
5
1
24
1
2
1
1
4
2
1
2
1
10
Рассказ «Живописный жираф»:
125-127 - чтение рассказа;
- обсуждение рассказа.
128 Сравнительная характеристика Питера и Билли».
129-130 Внеклассное чтение.
131-132 «Аукцион знаний» - контрольный урок по
произведениям зарубежной литературы
133 Контрольное чтение.
134 Повторение.
135 Контрольная работа за год
136 Работа над ошибками.
3
1
2
2
1
1
1
1
Литература
1.
Боголепов Т.К., Н.П. Верховская.» Тропа к Гоголю» - книга справочник о
жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Москва, «Детская литература», 1976 г. – 352 с.
2.
Воронов В.А. Юность Шолохова: Страницы биографии писателя. Ростов на
Дону, «Книга издательство», 1985 г.В.И. Коровин. Басни Ивана Крылова. В помощь
преподавателям, старшеклассникам. Москва, «Издательство МГУ», 1997 г.
3.
Громов М.П. Книга о Чехове. Москва, 1999 г.
4.
Есенин С.А. «Синь упавшая в расу». Поэзия. Проза. – Москва, «Правда»,
1985 г. – 736 с.
5.
Ефимова И.В. Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений Москва. «Эксмо», 2013-272 с.
6.
Клюхина И.В. Словарь литературных терминов – Москва. «Вако», 2015 г.96с.
7.
Кулешов В.И. Жизнь и творчество Чехова. Москва, «Детская литература»,
1982 г. – 175 с.
8.
Лермонтов
М.Ю.
в
воспоминаниях
современников.
Москва,
«Художественное литература», 1989 г.
9.
Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. – Москва, «Художественная
литература», 1972 г. – 383 с.
10.
Лотман Ю.М., А.С. Пушкин: Биография писателя. Ленинград, 1982 г.
11.
Манн Ю. «Смелость изобретения». Москва, «Детская литература, 1975 г. –
144 с.
12.
Некрасов Н.А. Стихотворения. Москва, «Художественная литература». 1985
г. – 270 с.
13.
Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебнометодическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная
педагогика»)
14.
Пушкин А.С., Полное собрание сочинений в 10-ти, т.-Л., 1997 г.
15.
Пущин И.И. Записки о А.С. Пушкине. Москва, «Художественная
литература», 1988 г. – 559 с.
16.
Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка
для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.
17.
Русская лирика XIX в. – Москва «Художественная литература», 1997 г. –
430 с.
18.
Скатов Н., А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Ленинград, «Детская
литература», 1990 г. – 239 с.
11
19.
Цветаева А. И. Воспоминания. Москва, «Советский писатель», 1974 г. –
20.
– 462 с.
21.
Чехов А.П. Собрание сочинений в 12-ти томах – Москва, «Правда», 1985 г.
544с.
Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – Москва, «Детгиз», 1960 г.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Раздаточный материал: (карточки-задания, теоретический материал, открытки с
биографиями писателей). Опорные конспекты, книжный фонд, периодические издания,
рабочая программа.
Телевизор, компьютер, интерактивная доска, учебные диски, демонстрационные
материалы.
Медиатека:
1. Художественный фильм «Руслан и Людмила».
2. Художественный фильм «Барышня – крестьянка».
3. Мультипликационный фильм «Ночь перед рождеством».
4. Художественный фильм «Судьба человека».
5. Романсы на стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета.
6. Песни на стихи С.А. Есенина, Н.М. Рубцова.
12