Пояснительная записка
Программа разработана для глухих (слабослышащих, позднооглохших) обучающихся
7/8 «Г» класса- комплекта в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) (далее - Стандарт), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утвержденной приказом № 1026 Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г., адаптированной основной образовательной программы ГКОУ «МОЦО № 2»
и ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся с
интеллектуальными нарушениями и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы начального образования. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на
уроке, но и за его пределами.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы общего образования;
- развитие навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
участников;
- развитие навыков совместной учебной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Цель программы – формирование представлений о себе и своем ближайшем
окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи:
-формировать элементарные трудовые навыки и умения и навыки самообслуживания,
необходимые для выполнения хозяйственно – бытовой деятельности;
- прививать навыки культуры поведения в быту;
- развивать навыки самообслуживания и независимость в быту;
- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей
младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Актуальность данной программы – это направленность не только на обучение
правилам, практическим умениям, связанным с самообслуживанием. Обучение ведется с
опорой на имеющиеся у учащихся знания, умения и навыки по самообслуживанию.
Обучающиеся знакомятся с приемами выполнения того или иного вида работ, умению
понимать и выполнять словесную инструкцию.
Содержание
программы представлено с учетом возрастных особенностей
обучающихся.
Процесс
обучения
предусматривает
поэтапность
в
плане
усложненияформирования навыковсамообслуживающеготруда.
Содержания программы
Рабочая программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Личная гигиена», «Обращение с одеждой и обувью», «Правила приём пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о
своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях,правилах здорового образа
жизни (режим дня, питание, сон,прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем иукрепляющем здоровье, полезных и
вредных привычках, возрастных изменениях.
Раздел«Личная гигиена»включает задачи по формированию навыков личной гигиены
и самообслуживающего труда: умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть
голову, стричь ногти, причесываться, пользоваться средствами личной гигиены.
Раздел«Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию
уменийориентироваться в различных видах одежды и обуви, правилами ухода за предметами
одежды и обуви.
Раздел «Правила приёма пищи» предполагает обучение использованию во время еды
столовыми приборами, воспитание культуры здорового питания.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать правильный выбор.
Предметные результаты:
1)Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
3)Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, выполнять гигиенические
процедуры.
4) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
5)Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
6)Умение следить за своим внешним видом.
Система оценки
Занятия внеурочной деятельностью проводятся безотметочно.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Календарно-тематическое планирование
Тема
Кол-во
часов
1 четверть
Представление о себе. Здоровье человека.
1
Представление о себе. Здоровье человека.
1
Представление о себе. Здоровье человека.
1
Здоровый образ жизни
1
Здоровый образ жизни
1
Полезные и вредные привычки
1
Полезные и вредные привычки
1
Личная гигиена в течении дня
1
2
Дата
9
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
Личная гигиена в течении дня
Всего
1
9
2 четверть
Гигиена рук в течение дня
Гигиена рук в течение дня
Предметы и средства личной гигиены.
Предметы и средства личной гигиены.
Предметы и средства личной гигиены.
Выбор предметов личной гигиены для
индивидуального пользования.
Выбор предметов личной гигиены для
индивидуального пользования.
Всего
3 четверть
Выбор предметов личной гигиены для
индивидуального пользования.
Правила охраны зрения, гимнастика для глаз.
Правила охраны зрения, гимнастика для глаз.
Полезные и вредные привычки
Полезные и вредные привычки
Здоровое питание
Здоровое питание
Правила приёма пищи
Правила приёма пищи
Всего
4 четверть
Обращение с одеждой и обувью
Обращение с одеждой и обувью
Обращение с одеждой и обувью
Повседневный уход за одеждой
Повседневный уход за одеждой
Повседневный уход за обувью
Повседневный уход за обувью
Правила хранения одежды и обуви
Всего
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
8
33ч
Литература:
1.
"Программы по обслуживающему труду для детей с умственной отсталостью для 5-9
классов"; авторы: А.Г.Галле, Л.Л.Кочетова, 2013г.
2.
"Программы по социально-бытовой ориентировке"; сборник программ для
специальных общеобразовательных школ для детей с ОВЗ.
3