Развитие речи 8 Г

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по развитию речи (далее –
Рабочая программа) – это образовательная программа, адаптированная для
категорииглухих (слабослышащих, позднооглохших) обучающихся с легкой умственной
отсталостью8 класса Государственного казенного образовательного учреждения для
обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной
центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – Стандарт) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы,на
основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Изучение учебного предмета «Развитие речи» имеет своей цельюсоздание основы
для развития коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков речевой
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;

развитие положительных качеств и свойств личности;

коррекция недостатков речевой деятельности.
Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе,
реализующей АООП. От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением
понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса
обучения.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем
социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо
обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными
возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Рабочая
программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через
совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных
произведений. Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровняобщеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Предмет «Развитие речи» входит в образовательную область «Язык и речевая
практика».
Программный материал представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом
индивидуальных показателей качества усвоения представлений, знаний, умений
практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и
структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального
и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Программа по развитию речи построена на коммуникативно-речевом подходе к
обучению. В связи с этим придается большое значение моделированию речевой ситуации,
развитию умения вести диалог: составление устного текста (диалогического или
несложного монологического) по теме ситуации;конструирование диалогов, участие в
диалогах по теме ситуации.
Содержание программы
Примерная тематика

Примерные темы речевых ситуаций:
«Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей);
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в образовательной
организации, в секции, в творческой студии);
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в
том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе);
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.
Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки
этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации
«Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме
ситуации.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы предмета «Чтение» за седьмойклассдолжны стать
следующие личностные результаты:

формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как
одного из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития;

совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в
процессе чтения;

развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе
знакомства с литературными произведениями;

развивать морально-этические представления, эмоционально-нравственную
отзывчивость;

развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;

развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;
2


развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений.
Предметные
результаты
освоения
образования
включают
освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Стандарт определяет два уровня овладения предметными
результатами:минимальный и достаточный.
Минимальный уровень предполагает:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагогического
работникапо их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения педагогического работника;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося
- ответы на вопросы по содержанию прослушанных и (или) просмотренных радио- и
телепередач.
Достаточный уровень предполагает:
 понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений,
ответы на вопросы;
 понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы
педагогического работника;
 выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи педагогического
работника и анализ речевой ситуации;
 активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
 высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие этикетные слова
и выражения;
 участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
 составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический
 план.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно.На основании применения
метода экспертной оценки осуществляется всесторонняя и комплексная оценка овладения
обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемойдинамики;
1 балл – минимальная динамика;
3

2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
 по способу предъявления (устные, письменные, практические);
 по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно»ставится,если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично)– свыше 65%.

Календарно-тематическое планирование
Общее количество часов – 33 часа
В неделю – 1 час
№

Тема

Кол -во
час

Дата
4

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30

31

«Я и мои товарищи»
Игры и общение со сверстниками.
Общение и его значение в жизни.
Общение секции, в творческой студии.
Мои друзья
«Я дома»
Правила общения в кругу семьи
Правила общения в кругу семьи
Досуг в семье
Праздники в семье
Праздники в семье
«Я в мире природы»
Обсуждаем правила поведения на природе. Что может
нанести вред природе?
Обсуждаем правила поведения на природе, в лесу
Обсуждаем правила поведения на природе возле водоёма
Обсуждаем правила поведения на природе возле костра
Составление устного текста «Правила безопасного и
культурного поведения в лесу»
Обсуждаем правила культурного поведения в парке
Составление устного текста на тему: «Что может нанести
вред природе?»
«Я в мире природы»
Обсуждаем правила обращения с домашними животными
Составление устного текста на тему: «Я в мире природы»
«Я и мои товарищи»
«Знакомство во дворе»
«Знакомство во дворе»
«Знакомство в гостях»
«Знакомство в гостях»
Составление устного текста «Правила вежливого
поведения»
Составление устного текста «Давайте познакомимся!»
Речевая ситуация: «Вместе нам не скучно». Ролевая игра:
«Мы идём в кино»
«Я за порогом дома»
Речевая ситуация: Моя помощь взрослым в уходе за
младшими детьми.
Мои любимые настольные и подвижные игры дома.
Составление устного текста: «Как я помогаю дома».
«Я за порогом дома»
Обсуждаем правила подготовки к поездке в гости:
внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа).
Обсуждаем правила подготовки к поездке в гости:
внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа).
Речевая ситуация: «Правила вручения и приема подарка».

4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
5
1
1

1
5

32
33

Составление устного текста: «Культура поведения в
гостях»
«Каникулы с пользой для здоровья»

1
1
33

Литература
Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Аргументы

1.
Даль В.И.
недели, 2021. – 856с.
2.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2013. – 200с.
3.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование,
2020. – 1376с.
4.
Шишкова М. И. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. — М.: Просвещение, 2020. — 200 с.
Учебно-методические и технические средства обучения:
1.
БгажноковаИ.М. Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, – М.: «Просвещение», 2013 г.
2.
Демонстрационные таблицы и печатные пособия, компьютер, интерактивная
доска.
Интернет-ресурсы:
1.
Образовательная онлайн-платформа для школьников, родителей и учителей
«Учи.ру». [Электронный доступ]. URL: https://uchi.ru/teachers/lk/main.
2.
Образовательная социальная сеть / Чтение. [Электронный доступ].
URL:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie.
3.
Образовательный портал «Инфоурок». [Электронный доступ]. URL:
https://infourok.ru.
4.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный доступ].
URL: http://festival.1september.ru.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».