Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная рабочая программа по основам социальной
жизни (далее - Рабочая программа) - это образовательная программа, адаптированная для
категории глухих (слабослышащих, позднооглохших)обучающихся 8 класса с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного
образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным
программ «Магаданский областной центр образования № 2» с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) и на основании
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом №
1026, на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой (Москва «Владос»
2020 года).
Программа рассчитана на 66 часов (2 ч. в неделю), в том числе на контрольные и
проверочные работы.
Для реализации программы используется Миронюк З.Н., Ивершина Н.А.
Социально-бытовая ориентировка.8 класс: рабочая тетрадь для учащихся спец. (коррекц.)
школ-М.; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2021г. - 56с. Субчева В.П.
Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие.7 класс.учащихся 8 класса
образовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями: - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
2021. - 55с.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую
подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном
социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в
следующем:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными
сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,
связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и
предприятий социальной направленности;
- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в
том числе с использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств
личности.
Содержание программы
Личная гигиена и здоровье. Значение личной гигиены для здоровья и жизни
человека. Гигиена подростка. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы
выполнения, значение. Уход за кожей лица, волосами. Уход за волосами. Средства для
ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в
зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос.
Предметы личной гигиены. Необходимость гигиены одежды.
Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран,
порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового
зеленого («зеленки»). Лекарственные растения и лекарственные препараты первой
необходимости в домашней аптечке. Первая помощь при ушибах и травмах. Меры по
предупреждению несчастных случаев в быту.
Жилище. Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и
меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие
средства. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств.
Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Сезонная уборка
жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету.Санитарная обработка
помещения в случае необходимости.
Одежда. Уход за одеждой. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой:
стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных
обозначений на этикетках по стирке белья. Глажение изделий из различных видов тканей.
Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Продление срока службы
одежды: штопка, наложение заплат. Правила пользования стиральными машинами.
Техника
безопасности.
Ручная
стирка
белья:
замачивание,
кипячение,
полоскание.Прачечная. Виды услуг.
Питание. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного
питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих
рацион питания.Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды,
значение.Составление меню для завтрака, обеда, ужина. Отбор необходимых продуктов
для приготовления пищи. Супы (виды, способы приготовления). Приготовление морса.
Механические и электрические приборы для приготовления пищи. Виды, назначение.
Правила безопасности при обращении с режущими инструментами, электроприборами.
Магазины. Продуктовые и промышленные. Основные отделы в продуктовых
магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности).
Специализированные магазины. Порядок приобретения товаров (с помощью продавца и
самообслуживание). Возврат товара.
Транспорт. Междугородний транспорт. Вокзалы: виды, назначение,основные
службы.Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда. Правила
поведения в самолете, поезде, автобусе.
Средства связи. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды
почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.Виды бандеролей: простая, заказная,
ценная, с уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.Посылки.
Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.
Предприятия, организации, учреждения. Местные и промышленные и
сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид деятельности, основные
виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих.
Семья. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в
семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода.
Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов.
Культура поведения. Правила приема гостей , приглашения в гости. Подготовка к
поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа).Выбор подарка.
Правила вручения и приема подарка.
Планируемые результаты
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью, конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным
результатам освоения АОП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Личностные результаты
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов
продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для
здорового образа жизни человека;различение доброкачественных
(пригодные к
употреблению) и испорченных (непригодные к употреблению) продуктов;умение
размещения продукты питания в соответствующих местах хранения;
- приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического
работника; обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу;
- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления
пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
сервировка стола к завтраку, ужину, обеду;уборка стола после еды; мыть посуду;
- соблюдение правил приёма пищи, культуры поведения и общения за столом;
- некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья,
мытье посуды);
- знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
- знание правил личной гигиены подростка и их выполнение под руководством
взрослого; гигиены одежды и нательного белья;
- знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение
покупок различных товаров под руководством взрослого; первоначальные представления о
статьях семейного бюджета; представления о различных видах средств связи;
- знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
- знание названий организаций социальной направленности и их назначения;
Достаточный уровень:
- знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление
ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление
несложных знакомых блюд; сервировка стола к завтраку, ужину, обеду;уборка стола после
еды; мыть посуду;соблюдение правил приёма пищи, культуры поведения и общения за
столом;
- самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей
рук; особенности гигиены подростка, знание средств и предметов личной гигиены,
правила смены нательного белья;
- соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о
морально-этических нормах поведения;
- некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (сезонная и регулярная уборка,
уход за окнами, правила ухода за мебелью, правила содержания домашних животных);
- навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством
взрослого); знание о вреде самолечения, составе аптечки, умение заварить травяной
настой, представление о наложении повязок;
- пользование различными средствами связи для решения практических житейских
задач; представление об отправке бандеролей, посылок;
- знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и
доходов семейного бюджета;
- составление различныхдоверенности под руководством педагогического
работника с целью обращения в различные организации.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется
всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов
- нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.Оценка достижения обучающимися с умственной
отсталостью предметных результатов
должна базироваться на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично)– свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
Общее количество часов – 66 часов
В неделю – 2 часа
Личная гигиена
4
1
Особенности личной гигиены в жизни подростка.
1
2
Особенности ухода за кожей лица.
1
3
Особенности ухода за волосами.
1
4
Гигиена одежды, нательного и постельного белья.
1
Одежда и обувь
6
5
Значение продления срока служения одежды. Виды
1
штопки.
6
Практическая работа «Наложение заплаты».
1
7
Практическая работа «Штопка разорванного места».
1
8
Стирка одежды в стиральной машине. Режимы стирки.
1
9
Правила и приемы глажения одежды.
1
10
Практическая работа «Утюжка брюк».
1
Питание
10
11
Виды питания
1
12
Значение первых блюд. Виды супов. Уха. РК.
1
13
Рецепты вторых блюд, подбор продуктов.
1
14
Приготовление теста для лапши.
1
15
Напитки. Практическая работа «Приготовление морса».
1
РК
16
Контрольное тестирование «Питание».
1
17
Механические и электрические приборы для
1
приготовления пищи. Виды, назначение.
18
Правила безопасности при обращении с режущими
1
инструментами, электроприборами.
19
Составление меню завтрака, обеда.
1
20
Составление меню на день, неделю.
1
Жилище
7
21
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.
1
22
Подготовка квартиры к зиме, к лету.
1
23
Способы и периодичность ухода за окнами.
1
24
Виды моющих средств.
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Практическая работа «Мытье окна».
Уход за полом в зависимости от покрытия.
Контрольное тестирование «Жилище»
Семья
5
Помощь взрослым в уходе за младшими детьми.
Разучивание потешек, тихих и подвижных игр.
Практическая работа «Проведение игр с младшими
школьниками».
Сочинение «Как я помогаю дома».
Помощь взрослым в соблюдении чистоты в классе, школе,
дома.
Экономика домашнего хозяйства
Бюджет семьи. Источники дохода.
Деньги. Их назначение и значение.
Расчет среднедушевого дохода.
Мелкие расходы.
Культура поведения
5
Правила приема гостей , приглашения в гости. Формы
отказа.
Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда,
обувь, украшения, прическа).
1
1
1
Выбор подарка. Правила вручения и приема подарка.
Практическая работа «Изготовление сувенира».
Контрольная работа «Культура поведения»
Транспорт
Виды междугороднего транспорта.
Правила поведения в самолете, поезде, автобусе.
Экскурсия на автовокзал. РК
Способы покупки билетов.
Правила поведения в самолете.
Проверочная работа «Транспорт»
Торговля
Назначения магазинов и специализированные
промтоварные магазины. Магазины нашего поселка. РК
Супермаркеты, их отделы.
Экскурсия в магазин.
Стоимость некоторых товаров, скидки. Порядок
приобретения товаров.
Контрольная работа «Торговля».
Возврат товара.
Медицинская помощь
Виды доврачебной помощи: измерение температуры,
обработка ран при микротравмах (неглубокий порез,
ссадины, ушибы, укусы насекомыми и др.).
Практическая работа « Измерение температуры».
Лекарственные растения в домашней аптечке. РК
Первая помощь при травмах.
Практическая работа . Наложение повязки.
Меры по предупреждению переломов.
Средства связи
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
6
60
61
62
63
64
65
66
Виды бандеролей. Порядок их отправления. Упаковка.
Экскурсия в почтовое отделение.
Практическая работа «Заполнение бланка для отправки
бандероли».
Виды посылок. Порядок их отправления. Упаковка.
Практическая работа «Заполнение бланка для отправки
посылки».
Способы отправки посылок транспортными компаниями,
Сберблогистикой.
Итоговая контрольная работа за год.
1
1
1
1
1
1
1
66
Литература
1.
Бгажнокова
И.М.
«Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы (Москва «Просвещение» 2019
года).
2.
Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для
начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др. ; стихи М.А.
Лангер] под общ.ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.
– 72 с.
3.
Введение в финансовую грамотность : учебное пособие для начальной
школы /[Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и д.р.] ; под общ.ред. Е.Л.
Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 96 с.
4.
Воронкова
В.В.
«Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДОС– 2020 г.
5.
Воронкова В.В., Казакова С.А. «Социально-бытовая ориентировка», пособие
для учителя, М.: Владос- 2020г.
6.
Комарова С.В. «Основы социальной жизни», методическое пособие, М.:
Просвещение 2023г.
7.
Ульева Е.И. «ПДД для детей», методическое пособие, М: Вакоша- 2021г.
8.
Яворская Л.М Рабочие тетради по трудовому обучению для учащихся
учреждений общего среднего образования. Минск, Аверсэв, 2022г.
9.
Шарапова В.Е., Сысоева И.А. «Трудовое обучение. Обслуживающий труд»учебное пособие для 5 класса общего среднего образования, Минск. 2017г.