Пояснительная записка
Программа разработана для глухих (слабослышащих, позднооглохших) обучающихся
7/8 «Г» класса-комплекта в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)(далее - Стандарт), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)утвержденной приказом № 1026 Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г., адаптированной основной образовательной программы
ГКОУ «МОЦО № 2» и ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся с интеллектуальными нарушениями и направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы начального образования. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не
только на уроке, но и за его пределами.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы общего образования;
- развитие навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
участников;
- развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Программа"Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю"
представляет собой дополнительный курс коммуникативной направленности. Данный
курсвходит в образовательную область «Внеурочная деятельность».
Программа внеурочной деятельности позволяет осуществлять внедрение новых
технологий, нестандартных форм работы, развивать речь учащихся, а также повысить
учебную мотивацию детей с интеллектуальными нарушениями и, самое главное, воспитать
грамотного читателя.
Цель программы: совершенствование читательской
грамотности обучающихся,
формирование текстовой деятельности с необычными формами представления информации
(туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий; объявления,
рекламы).
Задачи программы:
- развивать эмоциональное восприятие;
- формирование эмоциональной оценки текста.
-формировать умение анализировать
содержание текста: анализ сюжета,
композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их
мотивы), определение последовательности событий.
- расширять словарный запас: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с
опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
- развивать духовно-нравственные качества личности обучающего
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что онаспособствует
расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и
развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика вдумчивого читателя.
Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю,
думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и
умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет обучающимся больше общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий
(справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и
заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию
культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами
самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой
развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь
к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие,
и новые открытия, и самовоспитание.
Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение
новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь
учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать
грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий
значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Содержания программы
А. Усачёв «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения. (1ч.)
П. Синявский «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения.
(1ч.)
Ф. Тютчев «Рассвет». Готовимся к выразительному чтению стихотворения. (1ч.)
А. Пантелеев «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям рассказа. (2ч.)
Тайская сказка «Птица – болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки. (1ч.)
Китайская сказка «Олени и пёс». Готовимся к выразительному чтению сказки. (1ч.)
Научно – познавательный текст «Скорость бега животных». Составление таблицы.
(1ч.)
Н. Сладков «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа. (1ч.)
Г. Скребицкий «Любитель песни». Готовимся к чтению по ролям отрывка рассказа.
(1ч.)
Научно – познавательный текст «Тюлень». (1ч.)
Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина». Готовимся к постановке рассказа. (2ч.)
Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? (1ч.)
Н. Носов «Заплатка». Готовимся к выразительному чтению рассказа. (1ч.)
Е. Евсеева «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения. (1ч.)
Г. Скребицкий «Синица» (1ч.)
Э. Бауэр «Фламинго» (1ч.)
А. Чехов «Белолобый» (отрывок) (1ч.)
С. Михалков «Ответ» (1ч.)
Э. Шим «Живые цветы» (1ч.)
Л. Киселёва «И так бывает» (1ч.)
А. Тихонов «Клонится к закату благодатное лето» (1ч.)
И. Соколов – Микитов «Сосновый бор» (1ч.)
Л. Киселёва «Башмачки» (1ч.)
2
Э. Бауэр «Немецкая овчарка» (1ч.)
С. Михалков «Осёл и бобр» (1ч.)
В. Васильева «Оленёнок» (1ч.)
В. Осеева «На катке» (1ч.)
И. Соколов – Микитов «Калина» (1ч.)
Русская народная сказка «Сивка-бурка» (1ч.)
И. Крылов «Квартет» (1ч.)
Л. Толстой «Прыжок» (1ч.)
К. Паустовский «Растрёпанный воробей» (1ч.)
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить;
Предметные результаты:
-владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей;
-воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический
материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по
прочитанному;
- определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения
под руководством учителя;
-определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении;
- воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;
-характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная /
отрицательная и почему) его поступкам;
-объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Система оценки
Занятия внеурочной деятельностью проводятся безотметочно.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
Дата
п/п
часов
1 четверть
1
А. Усачёв «1 сентября».
1
2
П. Синявского «Родная песенка».
1
3
П. Синявского «Родная песенка».
1
4
А. Пантелеева «Главный инженер».
1
5
А. Пантелеева «Главный инженер».
1
6
А. Пантелеева «Главный инженер».
1
7
А. Пантелеева «Главный инженер».
1
8
А. Пантелеева «Главный инженер».
1
3
А. Пантелеева «Главный инженер».
1
Всего
9
2 четверть
1
Тайская сказка «Птица-болтунья».
1
2
Тайская сказка «Птица-болтунья».
1
3
Китайская сказка «Олени и пёс»
1
4
Научно-познавательный текст «Скорость бега
1
животных».
5
Научно-познавательный текст «Скорость бега
1
животных».
6
Чтение сказки «Олени и пёс»
1
7
Занятие в компьютерном классе
1
Всего
7
3 четверть
1
Н. Сладков «Домики на ножках».
1
2
Н. Сладков «Домики на ножках».
1
3
Н. Сладков «Домики на ножках».
1
4
Экскурсия в библиотеку
1
5
Скребицкий Г. «Любитель песни»
1
6
Скребицкий Г. «Любитель песни»
1
7
Скребицкий Г. «Любитель песни»
1
8
Научно-познавательный текст «Тюлень».
1
9
Научно-познавательный текст «Тюлень».
1
Всего
9
4 четверть
1
Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»
1
2
«Как определить падеж имени
1
существительного?».
3
Учебный текст «Как определить падеж имени
1
существительного?».
4
Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина
1
5
Н. Носов «Заплатка»
1
6
Н. Носов «Заплатка»
1
7
Н. Носов «Заплатка»
1
8
Е. Евсеевой «Каникулы».
1
Всего
8
Итого:
33ч
Литература:
1.
Аксёнова А.К. Методика обучения чтению в специальной (коррекционной)
образовательной школе. – М.: ВЛАДОС, 2019г.
2.
Бондаренок А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного
произношения у младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2020г.
3.
Бойко Д.И. Общение детей с проблемами развития: коммуникативная
дифференциация личности. Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2018г.
4.
4.Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический
материал, М., 2019.
5.
Ильина С.Ю.Речевое развитие умственно отсталых школьников 1-4тклассов.
Учебно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2018г.
9
4