География 8 Г класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по геграфии (далее - Рабочая
программа) - это образовательная программа, адаптированная для категории глухих
(слабослышащих, позднооглохших) обучающихся
8 класса с легкой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
государственного
казенного
образовательного учреждения
по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 2» с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее - Стандарт) и на основании Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом № 1026, на основе программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под
редакцией И.М. Бгажноковой- Москва, «Просвещение», 2010 год переиздание 2013 г.
Рабочая программа рассчитана на 66 часов, два часа в неделю в том числе на
контрольные и проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по природоведению используется учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы «География» 8 класс, Т.М. Лифановой и Е.Н.
Соломиной «География» Москва «Просвещение»2021.
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественнонаучного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии,
насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими
аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную
взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В
этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных
природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к
условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
- формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
- формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков
и отдельных стран;
- формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
- овладение основами картографической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для
получения географической информации;

- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Содержание программы
Что изучают в курсе географии материков и океанов.
Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий.
Мировой
океан.
Атлантический
океан.
Хозяйственное
значение.
Судоходство.Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан.
Хозяйственное значение. Судоходство.Современное изучение Мирового океана.
Практические работы:
 Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
Африка. Географическое положение. Очертания берегов, острова и полуострова.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.Природные зоны. Растительность
тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительность саванн. Животные
саванн. Растительность и животные пустынь. Население и государства. Египет,
Эфиопия, Танзания, ДР Конго, Нигерия, ЮАР. Обобщающий урок.
Практические работы
 Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в
номенклатуре.
 Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и
животных
Австралия. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и
озера. Растительный мир. Животный мир. Население (коренное и пришлое).
Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.
Практические работы:
 Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в
номенклатуре
 Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и
животных
Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный
мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды.
Практические работы:
 Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного
полюса.
 Зарисовка птиц и животных Антарктиды.
Северная Америка. Открытие Америки.
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир.
Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба.
Практические работы
 Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в
номенклатуре
 Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных
Южная Америка.Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера.
Растительность тропических лесов. Животные тропического леса.Растительность пустынь,
степей, саванн и горных районов. Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Население
и государства. Бразилия, Аргентина, Перу.
Практические работы:
 Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в
номенклатуре

 Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и
животных
Евразия. Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и
Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии.
Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов
Евразии. Обобщающий урок.
Практические работы:
 Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор,
рек, озер, обозначенных в номенклатуре.
 Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.
 Запись в тетради названий растений и животных
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную
программу сопровождения (далее – ИПС), что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или
отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«География»:
Минимальный уровень:
- представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных
стран;
- владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение
расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по
карте;
- выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений;
- сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
- использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:

- применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
- ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической
среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
- нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы;
- называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своего родного края.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется
всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия
2 класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично)– свыше 65%.
Календарно - тематическое планирование
Общее количество часов – 66 час.
В неделю – 2 часа
№
Разделы, темы
Кол.
час.
Раздел 1. Что изучают в курсе географии материков и
океанов.
Материки и части света на глобусе карте

1

Раздел 2. Мировой океан

5

2

Атлантический океан.

1

3

Северный Ледовитый океан.

1

4

Тихий океан

1

5

Индийский океан.

1

6

Современное изучение Мирового океана Практическая
работа «Обозначение океанов на контурной карте
полушарий».

1

Раздел 3. Африка

13
1

8

Африка.
Географическое
положение.Практическая
работа «Обозначение на контурной карте географических
объектов, указанных в номенклатуре».
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

9

Природные зоны Африки. Растительность тропических лесов

1

10

Животные тропических лесов Африки

1

11

Растительность саванн Африки

1

12

Животные саванн Африки

1

13

Растительность и животные пустынь Африки .Практическая
1
работа №3 «Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее
типичных растений и животных»

1

7

1

1

14

Население и государства Африки

1

15

Египет. Эфиопия.

1

16

Танзания.

1

17

Демократическая республика Конго.

1

18

Нигерия. Южно-Африканская республика (ЮАР)

1

19

Обобщающий урок. Тема: «Африка»

1

Раздел 4. Австралия

8

20

Австралия. Географическое положение. Практическая работа
«Обозначение на контурной карте географических объектов,
указанных в номенклатуре».

1

21

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

22

Растительный мир.

1

23

Животный мир. Практическая работа «Запись названий и
зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и
животных»

1

24

Население.

1

25

Австралийский союз

1

26

Океания. Остров Новая Гвинея

1

27

Обобщающий урок по теме «Австралия»

1

Раздел 5. Антарктида

6
1

29

Географическое положение. Антарктика. Практическая
работа «Обозначение на контурной карте океанов,
омывающих Антарктиду, Южного полюса»
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями

30

Разнообразие рельефа, климат

1

31

Растительный и животный мир. Охрана природы.
Практическая работа «Зарисовка птиц и животных
Антарктиды»

1

32

Современные исследования Антарктиды

1

33

Обобщающий урок по теме «Антарктида»

1

Раздел 6. Северная Америка

9

34

Открытие Америки

1

35

Северная Америка. Географическое положение.
Практическая работа №8 «Обозначение на контурной карте

1

28

1

географических объектов, указанных в номенклатуре».
36

Разнообразие рельефа, климат Северной Америки

1

37

Реки и озера Северной Америки

1

38

Растительный и животный мир Северной
АмерикиПрактическая работа «Запись названий и зарисовки
в тетрадях наиболее типичных растений и животных»

1

39

Население и государства Северной Америки

1

40

Соединенные Штаты Америки

1

41

Канада.

1

42

Мексика. Куба

1

Раздел 7. Южная Америка

12

43

Южная Америка. Географическое положение. Практическая
работа «Обозначение на контурной карте географических
объектов, указанных в номенклатуре».

1

44

Разнообразие рельефа, климат

1

45

Реки и озера Южной Америки

1

46

Растительность тропических лесов Южной Америки

1

47

Животные тропического леса Южной Америки

1

48

Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов
Южной Америки

1

49

Животные саванн, степей, полупустынь, гор Южной
Америки Практическая работа «Запись названий и зарисовки
в тетрадях наиболее типичных растений и животных»

1

50

Население и государства Южной Америки

1

51

Бразилия

1

52

Аргентина.

1

53

Перу

1

54

Обобщающий урок по теме «Часть света – Америка»

1

Раздел 8. Евразия

14

Евразия. Географическое положение. Практическая
работа «Обозначение на контурной карте морей, заливов,
островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в
номенклатуре».
Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и

1

55

56

1

Атлантического океанов. Острова и полуострова
57

Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов.
Острова и полуострова

1

58

Разнообразие рельефа, Полезные ископаемые Европы .
Практическая работа «Проведение на контурной карте
условной границы между Европой и Азией»

1

59

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии

1

60

Климат Евразии

1

61

Реки и озера Европы

1

62

Реки и озера Азии

1

63

Растительный и животный мир Европы

1

64

1

65

Растительный и животный мир Азии. Практическая
работа №14 «Запись в тетради названий растений и
животных»
Население Евразии

66

Культура и быт народов Евразии.

1

ВСЕГО

66

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса.
1.
«География»
8
класс
для
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных школ VIII вида под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной
М. «Просвещение» 2017г.
2.
Глобус, карта мира, карта России, карта Магаданской области, Красная
книга России.
3.
Т. М. Лифанова Рабочая тетрадь по географии. Пособие для учащихся
7класса спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся
1.
Города России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 20144.
2.
Лифанова Т.М. Уроки географии в специальной коррекционной школе.
Учебно-методическое пособие. Москва: Просвещение 2013 г.
3.
Уроки географии в 7 классе специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: Планирование и конспекты уроков. / Г.А.Бороздина/ М.: ВЛАДОС,
2014.
Интернет ресурсы и ЦОР
1.
Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps
2.
Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный
мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической
географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире
животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
3.
Путешествия и открытия http://pyty.ru/
4.
http://www.geo2000.nm.ru/

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
Глобус Земли ( 3шт.) карты, плакаты.
Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:

автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

телевизор,DVD –проигрыватели,

магнитная классная доска 2 шт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».