Биология 8 Г класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по биологии (далее - Рабочая
программа) – это образовательная программа, адаптированная для категории глухих
(слабослышащих, позднооглохших)
обучающихся 8 класса с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее - Стандарт) и на основании Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом № 1026, на основе программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы,
под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Рабочая программа рассчитана на 66 часов, в том числе на контрольные и
проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по биологии используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Биология» 8 класс, под ред. А.И. Никишов, А.В.
Теремов – Москва «Просвещение», 2021 г.
Цель –дать элементарные научные и систематические сведения об окружающем мире, о
неживой природе, растениях, животных, строении человека; способствовать правильному
поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими
нравственными ценностями.
Основные задачи изучения биологии:
-формирование элементарных научных представления о компонентах живой
природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
- практическое применение биологических знаний: приемов выращивания и ухода
за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными;
- воспитание навыковэкологически правильного поведения в природе;
-развитие и коррекция познавательной деятельности;связной речи
Изучение биологического материала в 8 классе позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового
воспитания обучающихся и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно
воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее
сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с
деятельностью человека и человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому
все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - всё это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Содержание программы
 Введение
 Беспозвоночные животные
 Позвоночные животные
 Рыбы
 Земноводные






Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Сельскохозяйственные млекопитающие

Введение
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и
домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям
жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная,
предостерегающая). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную
книгу.
Беспозвоночные животные
Общее знакомство
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
Черви
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ
передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
Насекомые
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду,
местам обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница,
куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница,
адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред.
Меры борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения,
польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие.
Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или
другие — по выбору учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи).
Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные
свойства меда, пыльцы, прополиса).
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза.
Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей
сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
Практическая работа
Зарисовка насекомых в тетрадях.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных
Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.

Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб),
дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее
охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение,
температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление
(виды корма), уход.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных
условий).
Земноводные
Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения.
Питание, дыхание, размножение (цикл развития).Знакомство с многообразием
земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни.
Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных
и их охрана.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Практические работы
Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание.
Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика:
гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки).
Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание,
размножение и развитие.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду,
образу жизни, циклу развития).
Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и
видеофильмов.
Практические работы
Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
Птицы
Дикие птицы.Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле.
Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде
обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или
другие местные представители пернатых.
Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве.
Охрана птиц.
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения,
питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за
домашними птицами.
Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.

Демонстрация скелета курицы, чучел птиц.
Прослушивание голосов птиц.
Показ видеофильмов.
Экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на
птицеферму).
Практические работы
1. Подкормка зимующих птиц.
2. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.
Млекопитающие животные
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки
млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные,
хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание, размножение.
Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности
каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности
человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные
особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства
и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на
зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось.
Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание,
места обитания. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид,
среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности,
распространение и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ
передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу
(нерпа, пятнистый тюлень и др.).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями
различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).
Практические работы
Зарисовки в тетрадях.
Игры (зоологическое лото и др.).
Сельскохозяйственные млекопитающие
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание
кроликов. Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания.
Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые
местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.

Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание.
Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и
соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание
овец в зимний и летний периоды.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая
прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном
хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к
условиям жизни. Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям
жизни. Значение для человека.
Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
Экскурсии и практические работы по уходу за животными
Заочная экскурсия в зоопарк, на звероводческую ферму
Практическая работа на животноводческой ферме: участие в раздаче кормов,
уборке помещения (для сельских школ).
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную
программу сопровождения (далее – ИПС), что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или
отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Биология»:
Минимальный уровень:
- представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма
человека;
- знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание
и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
- знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил
поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме
программы;
- выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных
программой;
- описание особенностей состояния своего организма; знание названий
специализации врачей;

- применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых
ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила
первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
- представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у человека;
- установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта
(единство формы и функции);
- знание признаков сходства и различия между группами растений и животных;
выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
- узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные
объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
- знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в
организме человека;
- знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния,
самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние
зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
- знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование
их для объяснения новых ситуаций;
- выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной) помощи педагогического работника (измерение температуры тела,
оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
- владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых
и учебно-трудовых ситуациях.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется
всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично)– свыше 65%.

№

Биология
Общее количество часов – 66 час
В неделю – 2 часа
Тем урока

1

Введение (1час)
Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана

1
2
3
4
5
6
7

8
9

Беспозвоночные животные
Черви
Общие признаки беспозвоночных животных.
Черви. Дождевой червь
Насекомые
Общие признаки насекомых.
Внешнее строение и образ жизни
Насекомые. Бабочки. Жуки
Насекомые. Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд
Обобщающий урок по теме «Насекомые»
Позвоночные животные
Рыбы
Позвоночные животные. Рыбы
Общие признаки рыб.

Кол.
час.

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

Дата

10

Внутреннее и внешнее строение рыбы.

1

11
121314
15
16

Речные рыбы.

2

Морские рыбы.

2

Рыбный промысел и рыболовство.
Охрана.
Речные рыбы.
Морские рыбы.
Охрана и увеличение рыбных богатств

1
1
1
1
1

17
18
19

23
24

Земноводные
Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее
строение земноводных
Внутреннее строение земноводных
Размножение и развитие лягушки
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее
строение
Внутреннее строение
Размножение и развитие

25

Обобщающий урок по теме «Земноводные и пресмыкающиеся»

1

26

Птицы
Общие признаки птиц. Особенности внешнего и внутреннего
строения.Особенности скелета

1

27
28

Размножение и развитие
Птицы леса. Хищные птицы

1

29
30
31
32
33

1

34

Птицы пресных водоёмов и болот
Птицы, обитающие вблизи жилья человека
Домашние птицы.
Развитие птицеводства
Обобщающий урок по теме «Птицы»
Млекопитающие
Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение

35

Внутреннее строение

1

36
37

Грызуны и их значение в природе и жизни человека
Зайцеобразные
Разведение домашних кроликов
Хищные звери

1
1

20
21

22

38

1
1

1
1

1
1
1

1

1

44
45

Морские животные. Ластоногие
Китообразные
Парнокопытные.
Непарнокопытные
Приматы
Обобщающий урок по теме «Млекопитающие»
Сельскохозяйственные млекопитающие
Корова.
Содержание коров на фермах. Выращивание телят

46
47
48
49
50

Овцы, особенности внешнего строения и питания.
Значение овец в народном хозяйстве
Содержание овец и выращивание ягнят
Верблюды.
Северные олени

1

51
52
53

Домашние свиньи.
Содержание свиней на свиноводческих фермах
Выращивание поросят. Значение свиноводства

1

54
55

Домашние лошади.
Содержание лошадей и выращивание жеребят

1

5657
5860
6163

Охрана птиц.

1

Охрана млекопитающих

3

Редкие и исчезающие виды.

3

64

Обобщающий урок по теме «Растительноядные животные»

1

6566

Повторение по теме:"Сельскохозяйственные животные"

Итого:
66час.

39
40
41
42
43

1

1
1

Литература
1.
Авторская
программа
«Биология» 8
класс
для
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва
«Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.
2.
Биология. 6-8 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный
журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) /
составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
3.
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия,
2020г.
4.
Богун А.И. Долгова А.В. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.
5.
Универсальное учебное пособие. А. Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А.
Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2019г..

6.
Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционноразвивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. –
М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
7.
Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания
//Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
8.
Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках
естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания
умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».