Адаптивная физическая культура 8 Г класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по физической культуре
(далее - Рабочая программа) - это образовательная программа, адаптированная для
категории глухих (слабослышащих, позднооглохших)обучающихся 8 класса с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного
образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным
программ «Магаданский областной центр образования № 2» с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) и на основании
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом №
1026, на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой (Москва
«Просвещение», 2013 год).
Рабочая программа рассчитана на 99 часов в год, 3 часа в неделю.
Программа по физической культуре для обучающихсяV-IXклассов является
логическим продолжением соответствующей учебной программы дополнительного
первого (I) и I-IVклассов.
Актуальность данной программы заключается в том, что одним из важнейших
направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, является физическое
развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Двигательнаяактивностьявляетсяестественнойпотребностьючеловека.Развитиедвигательныхн
авыковнеобходимодлянормальной жизнедеятельности всех систем и функцийорганов
человека. У большинства детей сумеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью,стяжелымимножественныминарушениямиразвитияимеютсятяжелыенарушен
ияопорнодвигательныхфункций,значительноограничивающиевозможностисамостоятельнойдеятель
ностиобучающихся.Поэтомуработапообогащениюсенсомоторногоопыта,поддержаниюира
звитиюспособностикдвижениюифункциональному
использованиюдвигательныхнавыковявляетсяцельюкоррекционногокурсазанятий.
Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения их к физической культуре, повышении
уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных
возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:
- воспитание интереса к физической культуре и спорту;
- овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями
обучающихся;
- коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
развитие и - совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых
форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия,
самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;
- воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военнопатриотической подготовке.
Содержание программы
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая
атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовки», «Подвижные игры», «Спортивные

игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические
сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и
психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения
некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют
самостоятельное значение.
В разделе «Гимнастика» (подраздел «Практический материал») кроме построений
и перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами
и без предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном
остается без изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка.
К упражнениям с предметами добавляется опорный прыжок, упражнения со скакалками,
гантелями и штангой, на преодоление сопротивления, упражнения для корпуса и ног;
элементы акробатики.
В раздел «Легкая атлетика» включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки,
метание, которые способствуют развитию физических качеств обучающихся (силы,
ловкости, быстроты).
Освоение раздела «Лыжная и конькобежная подготовка» направлена на
дальнейшее совершенствование навыков владения лыжами и коньками, которые
способствуют коррекции психомоторной сферы обучающихся. В тех регионах, где
климатические условия не позволяют систематически заниматься лыжной и
конькобежной подготовками, следует заменить их занятиями гимнастикой, легкой
атлетикой, играми. Но в этом случае следует проводить уроки физкультуры не только в
условиях спортивного зала, но и на свежем воздухе.
Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы
«Подвижные игры» и «Спортивные игры», которые не только способствуют укреплению
здоровья обучающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и
формируют навыки коллективного взаимодействия. Начиная с V-roкласса, обучающиеся
знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным
теннисом, хоккеем на полу (последнее может использоваться как дополнительный
материал).
Теоретические сведения.
Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений
в жизни человека.
Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической
культуры в жизни человека. Самоконтроль при выполнении физических упражнений.
Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных
сокращений.
Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.
Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания образовательной
организации.
Гимнастика. Теоретические сведения. Элементарные сведения о передвижениях по
ориентирам. Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней
гимнастики.
Практический материал: построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):
упражнения на дыхание, для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи,
расслабления мышц, укрепления голеностопных суставов и стоп, укрепления мышц
туловища, рук и ног, для формирования и укрепления правильной осанки.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; большими обручами;
малыми мячами, большим мячом, набивными мячами; со скакалками; гантелями и
штангой; лазанье и перелезание, упражнения на равновесие; опорный прыжок;
упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности

движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача
предметов.
Легкая атлетика. Теоретические сведения. Подготовка суставов и мышечносухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках
в длину. Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного
аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в
высоту.
Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной
палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практический материал:
а)
ходьба: ходьба в разном темпе, с изменением направления; ускорением и
замедлением, преодолением препятствий;
б)
бег: медленный бег с равномерной скоростью, бег с варьированием
скорости, скоростной бег; эстафетный бег, бег с преодолением препятствий, бег на
короткие, средние и длинные дистанции, кроссовый бег по слабопересеченной местности;
в)
прыжки: отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий; прыжки в
длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»); прыжки в высоту способом
«перекат»;
г)
метание: метание малого мяча на дальность, метание мяча в вертикальную
цель, метание в движущую цель.
Лыжная подготовка.
Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах
как средство закаливания организма.
Прокладка учебной лыжни, санитарно-гигиеничекие требования к занятиям на
лыжах. Виды лыжного спорта, сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал.
Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двухшажный;
одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Совершенствование разных
видов подъемов и спусков. Повороты.
Подвижные игры.
Практический материал.
Коррекционные игры.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений (игры с: бегом, прыжками;
лазанием, метанием и ловлей мяча, построениями и перестроениями, бросанием, ловлей,
метанием).
Спортивные игры.
Баскетбол. Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения
обучающихся при выполнении упражнений с мячом.Влияние занятий баскетболом на
организм обучающихся.
Практический материал.
Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад.
Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча
двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок
мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача.
Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по укреплению здоровья;
- демонстрация правильной осанки, видов стилизованной ходьбы под музыку,
комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы,
плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в
положении стоя), комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;
- понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие
физических качеств человека;
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под
руководством педагогического работника);
- выбор (под руководством педагогического работника) спортивной одежды и
обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
- знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота,
выносливость, гибкость, координация;
- демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег,
прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
- определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса
тела) (под руководством педагогического работника);
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и учебной деятельности;
- выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных
(под руководством педагогического работника);
- участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх; взаимодействие со
сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- представления об особенностях физической культуры разных народов, связи
физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и
обычаями народа;
- оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической
культуры.
Достаточный уровень:

- представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в
России, в том числе об Олимпийском, Паралимпийском движениях, Специальных
олимпийских играх;
- выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов:
упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя,
сидя, лёжа, комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета; выполнение
строевых действий в шеренге и колонне;
- знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание
температурных норм для занятий;
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация
отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и
масса тела),
- подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих
упражнений (под руководством педагогического работника);
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном
техническом - участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного
судейства, взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической
культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями
народа;
доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и
предложение способов их устранения;
- объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и
нахождение ошибок (с помощью педагогического работника), ведение подсчета при
выполнении общеразвивающих упражнений;
- использование разметки спортивной площадки при выполнении физических
упражнений;
- пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;
- правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
- правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении
подвижных и спортивных игр.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется
всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов
- нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;

3 балла - значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.Оценка достижения обучающимися с умственной
отсталостью предметных результатов
должна базироваться на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично)– свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
Общее количество часов – 68 часа
В неделю – 2 часа
Тема
Кол-во час

№
1
2
3
4-6
7-8

9-10
11-12

13-14
15-16

Общеразвивающие и коррекционноразвивающие упражнения. Инструктаж по ТБ.
Дыхательные упражнения.
Упражнения с обручем.

1

Основные положения и движения туловища, ног,
рук.
Общеразвивающие и корригирующие
упражнения: упражнения на координацию.
Ритмические упражнения. Ходьба с хлопками.
Общеразвивающие и корригирующие
упражнения: упражнения на расслабление мышц
плечевого пояса.
Упражнения для формирования правильной
осанки. Ходьба по гимнастической скамейке.
Построения и перестроения. Размыкание на
вытянутые руки в колонне по команде учителя

3

1
1

2
2
2

2
2

Дата

Построения и перестроения. Повороты направо,
налево.
Общеразвивающие
и
корригирующие
упражнения: упражнения на согласованность
работы рук и ног.
Выполнение команд «Шагом марш!», «Класс
смирно!»
Построения перестроения. Повороты направо,
налево. Расчет по порядку. Равнение по носкам.
Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе,
на голове, в стороны).
Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения,
отведение рук назад, в стороны, подъем вверх.
Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко
поднимая бедро, захлестывая голень,
Ходьба приставным шагом, широким шагом, в
полуприседе, приседе.

2

Ходьба с изменением темпа, направления
движения.
Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.

2

Чередование бега с ходьбой. Сохранение
дистанции. Переход от бега к ходьбе.
Быстрый бег парами на перегонки по
ориентирам и через препятствия.
Общеразвивающие и корригирующие
упражнения на формирование точности
движений, координацию.
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую).
Перепрыгивание с одной ноги на другую на
месте, с продвижением вперед.
Ходьба с изменением темпа, направления
движения.
Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.
ОРУ с малыми мячами
Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с
движениями рук),
Прыжки на одной ноге на месте и с
продвижением вперед. Перепрыгивание через
начерченную линию, шнур.
Метание в цель (на дальность).

2

2
2

63-64

Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге).
Броски (среднего, маленького) мяча вверх двумя
руками (о пол, о стенку).
Метание мяча в горизонтальную цель.

65-66

Перенос груза.

2

17-18
19-20

21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42

43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56

57-58
59-60
61-62

№
1

Коррекционные подвижные игры
Тема
Игра: «Займи свое место»

2

2
2
2
2
2
2

2

2
2

2
2
2
2
2
2
2

2

2
Итого:
66час.
Кол.час
2

Дата

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Игра «Догони меня», «День и ночь»
Игры с бегом: «Салки».
Игра: «Узнай чей голосок».
Игра: «Жмурки».
Игра: «Прыжки по кочкам», «Так можно, так нельзя».
Игры с бегом: «Гуси - лебеди».
Игры с мячом. «Мой веселый звонкий мяч».
Игра «Кот и мыши».
Игра: «Узнай на ощупь», «Лови, бросай, упасть не дай»
Игра: «Быстро на свои места», «Горячая картошка»
Игра: «Попади в цель», «Кто быстрей».
Игры- эстафеты с передачей мячей, бегом, прыжками.
Игры с прыжками: «По кочкам и пенечкам».
Игры с прыжками: «Волк и зайцы».

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Игра: «Кто быстрей?», «Мы веселые ребята».
2
Игры с метанием и ловлей: «Съедобное - несъедобное»,
1
Итого:
«Летает – не летает».
33час.
Специальный учебный и дидактический материал
Материально-техническое
оснащение
учебного
предмета
«Адаптивная
физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото)
спортивного, инвентаря; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи
разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли,
мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные,
волейбольные, баскетбольные мячи.
Литература:
"Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида по адаптивной физической культуре" под редакцией А.Н. Асикритова,
допущенной Министерством образования РФ; Москва, ВЛАДОС, 2013год.
16
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».