Труд 9 Г класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по труду (технология) 9 класс
(далее - Рабочая программа) адресована обучающимся 9 класса с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее - Стандарт) и на основании Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом № 1026, , (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2022г., регистрированный
№71930,) с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 1 февраля 2024г. № 67 (зарегтистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации от 28 февраля 2024г., регистрированный № 77365) на основе
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,
5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой (Москва «Просвещение» 2013 года).
Рабочая программа рассчитана на 204 часов, в том числе на контрольные и
проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по технологии используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Цветоводство и декоративное садоводство» 9класс,
под ред. Н.М. Карман, Е.А. Ковалёва, Г.Г. Зак – М.: «Просвещение», 2023 г.
АООП УО (вариант 1) адресована глухим обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он
служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей
человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на
формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем
общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель - изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)
старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 7 классе способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающая
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и
навыков , развитие мотивов , знаний м и умений правильного выбора профиля и
профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и
состояния здоровья.
задачи:
-развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважение к людям труда, общественной активности);
-обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
-формировать навыки к выполнению необходимых и доступных видов труда
дома, в семье и по месту жительства;
-расширять знания о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
-расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
-расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

-ознакомление с ролью человека- труженика и его место на современном
производстве;
-ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии
и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
- формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержание и условиях труда по
массовым профессиям, с которыми связанны профили трудового обучения в
образовательной организации;
-ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профессий
в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с
физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
-формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
-формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
-совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
-развитие регулятивной функции деятельности (включение целеполагание,
планирование, контроль и оценку деятельности и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
-формирование информационной грамотности, умение работать с различными
источниками информации;
-формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности;
Коррекционные задачи направленны на:
-коррекцию развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
-коррекцию развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
-коррекцию и развитие сенсорных процессов формирования практических
умений.
Воспитательные задачи:
-выявление и поддержка детских инициатив и самостоятельности;
-организация ранней профориентационной работы с обучающимися, расширение
знаний о современных профессиях;
-развитие
здоровьесберегающей
предметно-пространственной
и
коммуникативной среды образовательной организации и реализация ее воспитательных
возможностей;
-организация работы с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями),направленной на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся, их будущего самоопределения;
-воспитание у обучающихся
положительного отношения к труду как к
важнейшей жизненной ценности, как основному способу достижения жизненного
благополучия человека;
-воспитание трудолюбия к людям труда, к культурным традициям;
-воспитание социальной ценности трудового знания, умения согласованно и
продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы;
-воспитание
нравственных,
морально-волевых
качеств(настойчивости,
ответственности), навыков культурного поведения.
2

Содержание программы
«Цветоводство и декоративное садоводство»
В рамках данного профиля обучающихся получают знания и элементарные
практические умения, и навыки в области цветоводства, декоративного садоводства,
ландшафтного дизайна.
Обучение направленно на формирование умений и навыков обращения с
элементарным лабораторным оборудованием; сельскохозяйственным инвентарем;
обработка почвы, посев семян, выращивание рассады, уход за различными растениями,
разведения комнатных и цветочно- декоративных растений открытого грунта для
озеленения пришкольной территории. В ходе практических работ на учебно-опытном
участке обучающиеся закрепляют полученные умения и навыки, совершенствуют свои
общефизические возможности.
Вводное занятие-2ч
Задачи обучения в предстоящем году. Организация трудовой учебной группы.
Профессиональная ориентация-26ч
Выбор профессии. Возможные ошибки. Экскурсии по профориентации.
Осенняя посадка деревьев -22ч
Теоретические сведения
Каштан. Посадка саженцев каштана. Уход за посадками каштанов.
Практические работы.
Посадка саженцев каштана. Посадка кустарников в траншею
Посадка живой изгороди (20ч)
Теоретические сведения.
Посадка живой изгороди. Технология посадки кустарников для живой изгороди.
Лапчатка кустарниковая. Уход за живой изгородью.
Практические работы.
Подготовка кустарников для стрижки. Стрижка живой изгороди.
Уход за розами (10ч)
Теоретические сведения.
Осенний уход за розами. Обрезка роз. Укрытие роз.
Практические работы.
Осенний уход за розами. Обрезка роз. Укрытие роз.
Пряности (34ч)
Теоретические сведения.
Пряные растения. Использование пряных растений. Выращивание пряных
растений в домашних условиях. Посев семян пряных растений в горшки. Изготовление
мешочка для хранения пряных семян. Выгонка пряной зелени. Технология посадки
корнеплода на выгонку.
Практические работы.
Выращивание пряных растений в домашних условиях. Посев семян пряных
растений в горшки. Изготовление мешочка для хранения пряных семян. Выгонка пряной
зелени. Технология посадки корнеплода на выгонку.
Размножение комнатных растений (58ч)
Теоретические сведения.
Выбор комнатных растений для размножения. Размножение комнатных растений
дочерними розетками. Размножение комнатных растений воздушными отводками.
Технология получения воздушного отводка. Размножение комнатных растений листом.
Укоренение листа в воде. Посадка укоренённого листа в почву. Высадка молодых фиалок
3

в горшки. Выращивание комнатных растений из семян. Технология посадки семян
комнатных растений. Весенний уход за розами.
Практические работы.
.
Размножение комнатных растений дочерними розетками. Размножение
комнатных растений воздушными отводками. Технология получения воздушного отводка.
Размножение комнатных растений листом. Укоренение листа в воде. Посадка
укоренённого листа в почву. Высадка молодых фиалок в горшки. Выращивание
комнатных растений из семян. Технология посадки семян комнатных растений. Весенний
уход за розами.
Специальная одежда (26ч)
Теоретические сведения.
Спецодежда. Средства индивидуальной защиты. Маркировка средств
индивидуальной защиты. Уход за спецодеждой. Сезонная спецодежда. Пришивание
пуговиц. Трудовой кодекс.
Практические работы.
Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями. Выбор нити. Выбор иглы.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную
программу сопровождения (далее – ИПС), что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или
отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Цветоводство и декоративное садоводство»:
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- представления об основных свойствах используемых материалов; знание правил
хранения
материалов,
санитарно-гигиенических
требований
при
работе
с
производственными материалами;
- отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов,
необходимых для работы;
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов;
- чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты,
используемой в процессе изготовления изделия;
4

- представления о разных видах профильного труда, понимание значения и
ценности труда; понимание красоты труда и его результатов;
- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной
природе;
- понимание значимости организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится» и (или) «не нравится»);
- организация (под руководством педагогического работника) совместной работы
в группе;
- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
- выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное
реагирование на них;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других
обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других
обучающихся и результатам их работы;
- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков
трудового обучения;
- посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы
и окружающей среды.
Достаточный уровень:
- определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных
материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в
соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными
свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
- экономное расходование материалов;
- планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей
практической работы;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется
всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
5

3 балла - значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов Кроме того, сама учебная деятельность для
них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Содержание урока
Вводное занятие

1

Колво
часов

Дата

(2ч)

Вводное занятие.

2
Профессиональная ориентация (26ч)

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Выбор профессии.
Беседа по теме: «Выбор профессии в Магаданской области»
Перечень учреждений и программ профессиональной подготовки.
Беседа по теме : «Трудовые отношения».
Возможные ошибки при выборе профессии.
Возможные ошибки при выборе профессии.
Беседа по теме: «Рабочее время и время отдыха».
Информация о программе профессиональной подготовки.
Экскурсии по профориентации.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
6

11
12

Беседа по теме: «Заработная плата».
Экскурсии по профориентации.

2
2

13
14

Экскурсии по профориентации.
Беседа по теме : «Что такое Центр занятости и чем он
занимается?»
Осенняя посадка деревьев (22)
Каштан.
Каштан.
Беседа по теме: «Зачем человек трудится»
Посадка саженцев каштана.
Посадка саженцев каштана.
Беседа по теме: «Кем я хочу стать»

2
2

Практическая работа по теме: Посадка саженцев каштана.
Уход за посадками каштанов.
Беседа по теме: «Труд в жизни человека».
Контрольная работа по теме: «Осенняя посадка деревьев».
Уход за посадками каштанов.
Посадка живой изгороди ( 20ч)
Посадка живой изгороди.
Беседа по теме: «Трудолюбие»
Посадка живой изгороди
Технология посадки кустарников для живой изгороди.
Беседа по теме: «Дисциплина в профессии»

2
2
2
2
2

Лапчатка кустарниковая.
Уход за живой изгородью.
Беседа по теме: «Внешний вид на работе»
Практическая работа по теме: «Посадка кустарников в траншею».
Контрольная работа по теме: «Посадка живой изгороди».
Уход за розами (10ч)
Беседа по теме: «От ученика до специалиста».
Осенний уход за розами.
Обрезка роз.
Беседа по теме: «Профессии наших мам и пап».
Укрытие роз
Пряности (34ч)
Пряные растения.
Беседа по теме: «Право выбора профессии».
Использование пряных растений.
Практическая работа по теме: «Приготовление твороженных
шариков с пряностями»
Беседа по теме: «Как вести себя в конфликтных ситуациях».
Выращивание пряных трав в домашних условиях.
Посев семян пряных растений в горшки.
Беседа по теме: «Учеба- твой главный труд».
Практическая работа по теме: «Посев семян пряных растений в
горшки».
Изготовление мешочка для хранения семян.
Беседа по теме: «Темперамент и профессия».
Практическая работа по теме: «Отработка швов для изготовления

2
2
2
2
2

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
7

80
81

тканевого мешочка».
Практическая работа по теме: «Изготовление мешочка для
хранения крупных партий семян».
Беседа по теме: «Мое призвание».
Выгонка пряной зелени.
Технология посадки корнеплода на выгонку.
Беседа по теме: «Как правильно организовать свое рабочее место»
Размножение комнатных растений (58ч)
Выбор комнатных растений для размножения.
Размножение комнатных растений дочерними розетками.
Беседа по теме: «Знакомство с профессией работник зеленного
хозяйства».
Практическая работа по теме: «Размножение комнатных растений
дочерними розетками с отделением от уса».
Практическая работа по теме: «Размножение комнатных растений
дочерними розетками без отделения от уса».
Беседа по теме: «Знакомство с профессией доярки».
Размножение комнатных растений воздушными отводками.
Технология получения воздушного отводка.
Беседа по теме: «Знакомство с профессией каменщик».
Контрольная работа по теме: «Пряности»
Практическая работа по теме: «Получение воздушного отводка».
Беседа по теме: «Знакомство с профессией столяр».
Практическая работа по теме: «Посадка воздушного отводка».
Размножение комнатных растений листом.
Беседа по теме: «Знакомство с профессией маляр».
Укоренение листа в воде
Посадка укоренённого листа в почву.
Беседа по теме: «Профессия и здоровье».
Высадка молодых фиалок в горшки.
Практическая работа по теме: «Укоренение листа в воде».
Беседа по теме: «Знакомство с профессий повар».
Практическая работа по теме: «Посадка молодой фиалки в
горшок».
Выращивание комнатных растений из семян.
Беседа по теме: «Знакомство с профессией слесарь - сантехник».

82

Технология посева семян комнатных растений.

2

83

Практическая работа по теме: «Пересадка всходов кактусов в
горшки».
Беседа по теме: «Знакомство с профессией плиточник».
Весенний уход за розами.
Практическая работа по теме: «Весенний уход за розами»
Специальная одежда (26ч)
Беседа по теме: «Знакомство с профессий дворник».
Спецодежда. Средства индивидуальной защиты.
Маркировка средств индивидуальной защиты.
Беседа по теме: «Знакомство с профессией горничная».
Уход за спецодеждой. Сезонная спецодежда.
Пришивание пуговиц

2

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79

84
85
86
87
88
89
90
91
92

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
8

93
94
95

Пришивание пуговиц
2
Беседа по теме: «Знакомство с профессией тракторист».
2
Практическая работа по теме: Пришивание пуговицы со
2
сквозными отверстиями.
96 Контрольная работа по теме: «Спецодежда»
2
97 Беседа по теме: «Знакомство с профессией овощевод».
2
98 Трудовой кодекс.
2
99 Трудовой кодекс.
2
100 Повторение по теме: «Специальная одежда».
2
101 Повторение по теме: «Уход за спецодеждой. Сезонная
2
спецодежда»
102 Повторение по теме: «Техника безопасности при работе с садовым
2
инвентарем».
Итого:
204 ч
Литература
1. «Все о розах», Москва, издательство «Кладезь-букс» (русское издание), 2010 г.
2. «Все о теплицах и зимних садах», Москва, издательство «Кладезь-букс» (русское
издание), 2010 г.
3. «Все о декоративно-цветущих кустарниках», Москва, издательство «Кладезь-букс»
(русское издание), 2010 г.
4. «Легкий уход за комнатными растениями», новейшая энциклопедия, Москва,
издательство «Эскимо», 2010 г.
5. «Садовые растения», большая иллюстрированная энциклопедия, Москва,
издательство «Эскимо», 2009 г.
Учебные пособия для обучающихся:
1. Н.М. Карман, Г.Г. Зак, Технология, Цветоводство и декоративное садоводство,
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / – М.: Просвещение, 2023;
Использование учебно-методического комплекса.
1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, автора Н.М. Карман, Г.Г.
Зак, под редакцией В.В. Воронковой, 119с., «Технология. Цветоводство и декоративное
садоводство», Москва., «Просвещение» 2021.
Материально-техническое обеспечение образовательной области учебного
предмета « Труд (технология)» включает:
Дидактические материалы:
-комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и
темам профильного труда, рабочие тетради;
-фотографии, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций,
алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования;
-технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы,
иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры(образцы) народных
промыслов , презентации;
Оборудование:
-горшки, теплички;
-наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты);
Натуральные объекты:
-семена, грунт.
Интернет ресурсы и ЦОР
- образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;
- сайт Российская электронная школа;
9

- https://infourok.ru/user/danyukova-lyubov-nikolaevna1
- www.zanimatika.ru
- school-collection.edu.ru
- www.viki.rdf.ru
- raduga.rkc-74.ru
- diva.rus-all.com
- ten2x5.narod.ru/biblio.htm
- http://ru.wikipedia.org
- http://iplants.ru/
- http://www.zooclub.ru/

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».