Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по информатике (далее Рабочая программа) адресована обучающимся 9 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. №1026 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212300059),
программы факультатива “Информационная культура школьников в коррекционных
классах VIII вида” Петровой И.Е., программы по основам информатики для 5-9
коррекционных классов VIII вида Никандровой М.В.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в том числе на
контрольные и проверочные работы.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Предмет информатика входит в предметную область «Математика».
Цель: сформировать представления, знания и умения, необходимые для жизни и
работы в современном высокотехнологичном обществе.
Задачи:
•
закрепить полученные раннее знания обучающихся о приёмах работы на
компьютере и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебнопознавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач;
•
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с учётом индивидуальных возможностей.
В результате изучения курса информатики у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления,
знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном
обществе. Обучающиеся закрепят знания о приемах работы с компьютером и другими
средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач, совершенствуют полученные
умения и навыки работы в программах, обучатся выполнению операций с основными
объектами операционной системы.. Кроме того, изучение информатики будет
способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных
качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом их индивидуальных возможностей.
Содержание программы
Обучение информатике в 9 классе носит коррекционную и практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для
ввода, вывода, обработки информации, включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств, клавиатура, элементарное представление о правилах
клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств
текстового редактора.
Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное
отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок,
диаграмма): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование
небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом
редакторе. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в
компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на
электронных носителях.
Создание презентаций. Создание презентаций. Размер слайда. Создание обложки
слайда. Ввод текста к слайду. Вставка картинки или фото в слайд. Эффект перехода от
слайда к слайду.
Планируемые результаты
Освоение обучающимися ФАООП У О (вариант 1) предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам освоения ФАООП У О (вариант 1) относятся:
1)
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2)
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3)
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
7)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9)
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12)
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13)
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые
предметные
результаты
освоения
учебного
предмета
«Информатика».
Минимальный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы, выполнение компенсирующих физических
упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками).
Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы, выполнение компенсирующих физических
упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками), доступными электронными
ресурсами;
пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с
помощью инструментов ИКТ.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется всесторонняя
и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов
- нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
Кол.
№
Тема
Дата
час
I четверть Техника безопасности и организация рабочего места при
1
1
работе с компьютером
2 Освоение клавиатуры. Работа с клавиатурным тренажером.
1
3 Файлы и файловые структуры. Файл. Полное имя файла.
1
Работа с файлами
4 Работа с файловой системой ОС (перенос, копирование
1
удаление, создание папок, поиск на диске)
5 Текстовые документы и технологии их создания. Текстовый
1
документ и его структура
6 Набор (ввод) текста. Редактирование текста
1
7 Форматирование текста. Общие сведения о форматировании
1
8 Стилевое форматирование. Форматирование страниц
1
документа
9 Контрольное тестирование
1
10 Таблица (создание, сохранение).
1
11 Таблица (преобразование, сохранение).
1
12 Таблица (функции, удаление).
1
13 Работа с рисунками в графическом редакторе
1
14 Работа с рисунками в графическом редакторе
1
15 Создание почтового ящика
1
16 Создание и передача сообщений
1
17 Создание страницы (аккаунта) в социальной сети)
1
18 Практическая работа
1
19 Понятия: WWW всемирная паутина, web страница, web сайт,
1
браузер
20 Понятия: поисковая система, поисковый запрос
1
21 Просмотр презентации: "Поиск информации в сети интернет"
1
22 Правила работы в сети интернет
1
23 Подготовка мультимедийных презентаций
1
24 Слайд. Добавление на слайд текста и изображений
1
25 Презентация: анимации, гиперссылки
1
26 Практическая работа по созданию презентаций
1
27 Службы обновления программного обеспечения. Облачные
1
хранилища данных
28 Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые
1
29
30
31
32
33
34
текстовые и графические редакторы
Построение диаграмм (круговая диаграмма)
Профессии, связанные с информатикой: программист,
системный администратор
Практическая работа
Способы получения, хранения, переработки информации
Практическая работа с принтером и сканером
Практическая работа с принтером и сканером
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
34
Методическое обеспечение
Литература
1.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы :
5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
2.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
3. Н.В.Матвеева «Обучение информатики в 4 классе» методическое пособие
Бином, 2004год
4.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Электронные пособия и диски
1. «Мир информатики» 1 и 2 год обучения.
2. «Пойди туда не знаю куда» (десять игр на развитие памяти, наблюдательности,
логического мышления, пространственного воображения).
3. Программа «Babytype». Клавиатурный тренажер
4. Раскраски интерактивные.
5. Релаксационные композиции.
6. «Рисуем, учимся, играем».
7. Самоучитель "Microsoft Word для детей". 2006
Электронные образовательные ресурсы
http://school.edu.ru/catalog.asp - Российский общеобразовательный портал
http://metodist.lbz.ru/ - Методическая служба. БИНОМ. Лаборатория знаний