10 класс Психологический практикум

Государственное казенное общеобразовательное r{реждение

для обуlающрD(ся по адаптированным образовательны м программам

<Магаданский областной цеЕтр образованI4я ДЬ 2>
6859i0 Магаданская область. Ольский ]!ry,ниципальный округ, пгг. Ола, ул. Ленина, д, Ns 54 кА>
тел. (8 4|З 4|)25955, e-mail: kоr
иннкпп

4901004l74/490

Уксусова

-

l

АдаIIтиров ан ная обр азФвательýх#ýý
рабочая програ}я&ýа

Предметная область
Hчble mехн
Учебный предмет
Псuхолоzuч ескuй пýакmакул/,
/п
Класс

Учитель,-

{ Л.х.Полванова

-.

согласована
Педагогический совет
От 3 4,0Р.JЗпротокол Nч

согласована
Заместитель директора по УВР

Цlа.r,q-

.{

п.оле, 2а2З

м.ю.

уксчссва

ГIояснительяая записка
Адаптированная образовательная рабочая програм]\i{а ilо курсу кIтсихологическrтй
практику1,I> (далее - Рабочая програмlла) разработана для yчащихся ] 0 класса
ГосудцарствеI{ного казенного общеобразовательного учреждения для обучаlощлtхся 1lо
адаптирова,н}lым образовательным программ <Магадансклtfi областной цен,гр образованлtя
J\Ь 2>>, Рабочая шрограмма составлена на основе следуюших программ:
-ЭКСПериментацьноЙ прогl]аммы <<Психолtlги.rескиЙ ilрактик}ъ,l (в rпколе для детеЙ с
умственI{ой отсталостью)>, Москва, лаборатория содерiкания и методов'обу.rения детей с
нарушениеlvl интепJ{екта ИКП РАО, авт. И. ]r{. Бгажнокова;
-шрогра}t{мы коррекционного кyрса <Пслrхология общения)). автор Н.М.Грефенштейн
//КоррекrиоI{Еая педагOгика, * 2006. - J,lЪ 4;
-ПРОГраммы курса кПсихология> (чроки психOJIогиrl для старшеклассн,иков), авт.
Повереrrяая О.И. l{lетский психолог, -1995. -j\99.
При разработке 11рограммы <<Психологический практик)м)) использOваны также
след\тоIцие шрограммно-методические N,f атериLцы:
-ПРОlрамrма тр9нинговых занятирi для детеtYт с ч},1ственной отста;rостью кВо;rшебныр1
сон). автор В.Консlнович // lllкольныri психо-lог. ЛЪ 8-2006 /,
-Программа для детей L,IладrrIего подросткового возраста <Я )rчусь владеть собой>,
aiiTop Н.Рон,;нева // lLIкольный психо.пог. J\Ъ 7 -2аабl.
-<ГРаrти Lfоего Я>: программа коý{плексного взаилtодействия с подросткаL{и (группы
риска)), автор Н.Николаева ii Школьный психо.lог. Jф 8-200б/.
-кЯ + о}{ + ()НИ : МЫл: програ\{ма форrтирования толерантньж установок у
подростков /l Школьный rrсихолог. }lb 9-2006,/.
Рабочая програN,IL,{а рассчlIтана на ЗЗ часа и ориентирована на состаR 10 класоа с
ЛеГКОЙ y}IcTBeHHor.i отсталостью (lтнте-II_r]ектyа--Iьныh{и нарушенияrии), в Tol,{ LIисле на
кOтlтрольные и шрактические работы.
РаСПРеде;lение теп,{ р1 часов по KоHKDеTHоI".т те\,1е мо}кет варьироваться учителем в
ЗаВИСI,Il,{ОстIi оI степени )/своения програ\1\{ного \,IaTep}Ia,la предыдупtей те\,Iы" Учитель
ВIIраВе сОкраш{ать предлагаемьтti MaTeplta-l IL-III. наоборот" добавлять новые темы.
СОДеРхсание Рабочей програ}1-\{ы по курсу <<Псt.rхологи.lескr-тй практик}ъ{}
I{аПРаВЛеНО На освоение обучающлI}{ися знанlrЙ- 1мениЙ I-i HaBbIKoB на базовошr чровне, что
СОOТВеТСТRYет АдаптированноЙ ocHoBHoI"i обрzвовательнор1 програп,{ме и учебному плану
шко.]lы. и вкjIючает все те},Iы. пред\-с\,{отренные АOоП по K,Ypcy <<Психологический
практикул,{)).

ffаi+ная Рабочая програ\{\,{а по K\rpcv <<1-Iсихологический практикуfuI> в 10 классе
имееТ ком},fуникативнlrю направ:]енность. что яв-цяется llриоритеТны},I в обу.rении детей и
подростков с интеллектуа-Iьныl{и нар\lпениями,
L{еЛЬю преподаванI-{я к\ рса lrПсLтхологрrческий практикум) в 10 классе
образовате"цьноri органIiзаЦиlл J-Iя обr чаюrцихся по адаптI-IроВа}IныМ образовате.it}эНЫМ
программам явJ Iяе,гся
-облегчение социа-цьноit ri псtiхо,rlогической адаптаlдi,tи шlкOль}{иков с отклоненияN{и
в развитии;
-развитие нравственных понятl-tй lT представлеrrий о социацьцой хtизни человека. его
в
рOли обrцестве;
-пОДГотовка учацихся спецрiа-цьной (коррскционной) IJJKoлbi VIII вида к
самостоятельноr1 }кизни в обrцестве;
:

-ОРга,ниЗация психологической поддержки и создание реабилитационного
пространства дJuI об,ччаюrцихся;
-фОРмирование у старшIих школьников самосознания, представлеriий о себе как о
человеке, являющимся частьк) социального мира;
-расширеЕие репертуара осознания себя как л!Iчности }I сilособах самовыражения;
2

пояснитсльная записка
АдаптироваЕная образователъна"rI рабочая ilрограN{ма по курсу <Психологический
практикум> (да.lтее - Рабочая программа) разработана для ).чапIихся 10 класса
Государственного казеЕного обrцеобразовательного учрехtдения для обуrаrошдихся по
адаIIтированным образовательным прOграмм кМагаданский областной центр образования
}l"g 2>. Рабочая программа составлеяа }Ia основе следующих программ:
-экс[еримента:tьной ilрограммы <<Психологический практикум (в школе для детей с
}мственной отсталостью)>>, Москва, лаборатория содержаIrияи методоЬ обуrения детей с
нарушением интеллекта ИКП РАО, авт. И. М. Бгажнокова;
-программы коррекционЕого кураа <<Психология обrцения>, автор }1.М,Грефенштейн
/lКоррекчионная педагогика. -2а06. - ЛЬ 4;
-программы курса кПсихология> (уроки психологии для старшеклассников), авт.
Поверенная О.И. //ffетокий психолог. -i995. -Nb9.
При разработке ПрограN{мы <<Психологический практик}м> исшользова}lы также
с-цед}тощие

програмNIно_методические

материаJты:

-Программа тренинговьж занятий для детей с умственной отсталостью кВолшебный
cot{>>, автор В.Кононович ll I]Jкольньтй психолог, N9 8-2006 /.
-Программа для детей младшего подростковог0 возраста <<Я учусь владеть собой>,
автор Н.Рожнева // Школьный психолог, J\b ]-2006l.
-кГрани моего Я>: программа комплекснOго взаимодействия с подростками (группы
риска)), автор Н.Николаева // Школьный психолог, }{Ь 8-2006/.
-кЯ + оН + оНИ МЫ>: программа формирования толорантньIх установок у
подростков // [I]кольньй психолог, .}lЪ 9-20аб l.
Рабочая программа рассчитана на З4 часа и ориентирована на состав 10 класса с
легкой уъ{ствеtlной отста,тостью (интеллектуацьЕыми нарушениями), в том числе на
контрольные и практические работы.
Распрелелеt{ие тем и часов по конкретной теме ь{охtет варьироватъся }ru{ителем в
зависимости от степени усвоения прогр&vмного материала предыдущей темы. Учитель
вIIраве сокращать предлагаемъй матери€lJI или, наоборот, добавдять новые темы.

:

Содержание Рабочей программы

Ео курсу

<Психологический

практик},]и>

направлоно на освоение об1.,rающимI4ся знаний, рлений и t{авыков на базовом уровне, что
соответствует Адаптированной основной образователъной программе и ,л.rебноr.tу плаЕу
школы, и включает все темы, ilредусмотренные АООП по курсу кПсихологический
практик}м>.
,Щанная Рабочая программа по курсу <<Психологический практикум> в 10 юIacce
имеет коммуникативнlто наIIравленность, что явJuIется приоритетЕым в обуrении детей и
подростков с интеJIлектуапьными ЕарушеЕиями.
I{елью преподавания курса <Психологический практик}м)) в i0 Kjlacce
образовательной оргаЕизации для обуrающихся по адаптированным образовательным
програI4мам является:
-облегчение социыIьЕой и психопогической адаптации шIкольЕиков с отIс,IонеЕиIIý{и
в развитии;
-развитие нравственных понятий и представдений о социатъной ;кизtм че:овека" его
в
роли обIцестве:
-подготовка ччащихся специальной {коррекчионной) Iш(о_jlы VIII вида к
самостоятельной жизни в обществе;

-организацшr псЕхо-цогической полерjкки и созJаi{ие реаби-титационного
пространства дjul об,r,чаюшrтrся ;
-формированЕе у старших lш(о.пъников саliосознаниJI. представJениi1 о себе как о
человеке, явJUIющимся частью соIпlаlьЕого }fl{pa:
-расширение реперт},,ара осознания себя как jIlItIHocTlI и способах самовьrра]кения;
t

-формирование умения понимать собственные чувства, действия, ilравильно

оценивать их и соотносить с ilоведением окружающих,lподей.

-коррекциrI кошлитивньIх и

эмоциональньIх процессов, развитие приемов

саморегуjulцлlи в системе <сЯ + Окружающая среда).
Основная задача курса сводится к формированию

цозволяющего ему приобретать }мения, совпадающие

у тr0дрOстка сотрудничеств4
с требованиями социального

окружения, формирование социаJIьно одобряемого поведения.
Преподавание курса <<Психологический irрактикум>) направл€но

на

решение

важнейших психолого-педагогических задач, обеспsчивающих становление личности

:
-

:
.:

подростка:
-формирование у обучающихся общих представлений о психологии как науке;
-оказание помощи в открытии внутреннего мира человека;
-формировыlие интереса подростка к другим JIюдям и к самоь{у себе как к части
социального мира;
-развитие
интеллектуальной
сферы
обучаюцихся
с
интеллектуаJIьными
(общих
нарушениями
и специаJIьньIх способностей, познавательной направленЕости lI
пр,);
-формироваЕие чувства собственного достоинства, адекватной самооценки;
-раскрытие сущности личностной направJIенности человека (потребности, желания,
цели, смыслы, идеаJIы, ценнOстные ориентации);
-развитие эмоционыIьной сферы (чувств, переживаний, настроений и т.д.);
-тrонимание чувств, настроений, переживаний других людей, формирование чувства
сопереживания.
Во взаимообуслсвленном
решеi{ии этих задач строится содержательнаjI часть
программы.
Исхом из состава обучаюrцихся класса, наряду с исшо.шьзованием традиционIIьD(
методов обуrения таких как: рассказ 1птителя, беседа IIо теме, применяются различньiе
методы и приемы работы. направленные на активизацию }чащихся в процессе работы:
-для обl^rающихся, усваивающих программньiй материilл во II-м уровне: элементы
проблемньгх методов обуrения, драматизации, разбор и анализ жизненньD( ситуаций,
создание и решение проблемньrх ситуаций, анализ смоделирOванньD( ситуаций,
психогимнастические )шражнения, групповые треЕинги и аутотренинги, интервью,
психологические этюды, анкетирование, тестирование, рефлексия, сочинениерассуждение; моделирование поведения;
- дJш обучаrоrцегося, усваивающег0 гrрогра:rлмный материал в III-M уровне:
индивидуаJ{ьная работа шо шредмету - дифференцированные задания, карточки,
упражнения сниженного уровня сложности, тесты; вовлеч9ние обучающегося в общее
обсуждение проблемной ситуации, психогимнастические упражнеЕиrI" тренинги,
психологические, ролевые и имитащиоЕны9 игры, анкетирование: моделирование
поведения.
Форма обуrения: юIассЕо-урочнаl{.
Виды и формьi контроля: текущий, црактическая работа" тестирование по
пройденнол.lу \{атериа"п,ч- контропьные зацания. практиtiеская работа в коIlце четверти.
Реализация данной програ1{}rы создает усj]овия дJul ос}.lдествJеЕия 1fежпред\,{етного
взаимодействи-rI с др}тими дисциil-.IиЕами 1-чебного плаlrа: че-]овек и его среда (ОБЖ),
социальЕо бьrговая ориентироtsка. трудовое обl^rение- этика и психOлогия ceMeliHoli
жизЕи.
Солер;*tанЕе IIрограм]rrы
Введение. Значение c--Iotsa (психо-:Iогия)). что оно из\чает. Психология. Психика.
Человек и его поведение. Ч\ъства- эl{оции. \{ысjIи..]ействия- речъ- настроеЁие. страхи.
Формы поведения.
J

самопознание.
Я как личЕость. Кто Я? {Я в социальнt}м мире). Какой Я? Внеrпний облик,
физические (биологические) характеристики. Особентrости психической деятельности:
РеЧЬ, мышленрlе, эмоции, чувства, желания) потребности, привычки, взглядь1, интересы,
убеждения, особенности поведенияи поступков, Индивидуальность и неповторимость
каждого человека. Психологические особенности каждог0 человека.
Отношение к самому себе. 0тноrшение и оценка че.повека другими людьми.
АДеКватное восIIриятие критических за.тrде.ланий в свой адрес. Самооценка. Адекватная
СаМООЦеНКа. Неадекватная еа]\,{ооценка (заниженная, завышенная). МоЙ характер.
flредставление о ценных качествах характер*. llоложительньiе и отрицательные
качества характера. Значение социальньш условий в формировании характера.
Я и моё будущее. ГIредставления о будущей самостоятельной жизни (образы
бУЛУЩеГО, Ожидания, самопринятие). Значение самоопределеция в жизни человека.
ЖИЗНеННЫе Еланы, цели и перспективы. Личностное и профеосиональЕое
самоопредеJ]ение. Выбор партнера. IIрофессиональное самOOпределение.
Обrцение. Коммуникативные умения. Коммуникативное взаимодействие между
ЛЮДЬМи. Обrцение. ГIравила поведения в0 время обrцения (разговора, беседы).
ПРОяВление внимания, интереса к собеседнику (умение выслушать человека, умение
ВЫСКаЗаТЬ просьбу, поддержать собеседника). Способы реагирования на слова
СОбеСедника. Установление визуального, зрительного контакта, Использование жестов и
миI4ики во время разговора"

ПОнимание другOгс чел{}века. Посryпки

:

ц

поведение

как

проявление

ИНДИВИДУальных качеств человека. Понимание особенностей поведения, настроения
ДРУГОГО ЧелоВека. ВзаимодеЙствие с окружающими, адекватное выражение своих чувств
(мимика, жесты, поза, интоIIация голоса).
Товарlrщеские отнOшения. ВозникновеЕия дружеских {)вязей. Тишы дружеских
ОТНОШеНиЙ (дружба, привязаннOсть, соперничество, сотрудничество, взаимопоi\,lощь,
ПаРТНеРСТВО). Выбор друга. Эплоциональная и деловая привязанттOсть к человеку. Согласие
ИНТеРеСОВ. ВЗГ-цяДов, убеждениЙ. Возникновение конфликтов в отношgниях друзей и
способьi их разрешения.
Реryляция поведения в социу-ме
МОё НаСтРоение. Наетроение человека. Влияние твоего наетроения Еа других
людей. Управление настроением, саморегуляция.

терпение Il сдер}Itанность кsк свойства личности. Значение терпения и
сдержаннОсти В отношеЕ}lfl( между людьNIи. Несдержаrrность как причина конф:пактов.
Толерантное отношение к мнению, убеждениям, взгJUIдам и привычкам др}тих людей.
реагирование на критик1. и замечания. Приемлемые способы выражения недовопьства и
несогласия.
Вынос.цrrвость и cToilKocTb как свойства личЕости. Выносливость и стойкостъ как
ЦеННЫе КаЧеСТВа jIичЕости. ){tизненньЙ (сочиа_гrьньЙ) опыт человека. Правила поведения в
ТРУЛНОЙ ЖизненноЙ сI-{,r}-аци}l. Обратцение за помощью, советом к близким людям.
Гlл*нлrруемые результаты
процессе занятrтрi по преJýет.ч- обуrаrоrчиеся. усваивающие програпtмный
материа,ч во l1-rl },ровне. на \-роке.]о_I;кны:
-РаССУЖДать о постlтках.]р\тях -тrо:ей и своих собственньIх пост}пках;
-находитЬ }{отивЫ того ,tjllt fiЕогО своегО посчтiка }l поведениJI окружающих,
опираясь на собственьшi ;кизненкъй опыт и знания. поjт\-ченные на занrIтиях:
-Еаходитъ правипьное решение в проблеrtной ситr.ацци:
-аДеКватно оценивать свои пoJoJiI.ITejIbHb]e Е отрицате.Iъные стороны _rIичности ;
-участвовать в обсу-;кдении той rд;и лrноЁт проб-rеrы:
-внимательно сл},-шать всех участников дискуссии:

В

4

L}

-высказывать свою точку зрениlI, доказывать и отстаивать свою позицию;
-иЗМенять овою пOзицшо с учетом убедительньDr аргументOв других )дIастников
обсуждения.
В процессе занятий шо предмету )^{ащиеся, усваивающие программный материал в
Iii-M уровне, ца уроке должны:
-IIРиниМаТЬ Учаетие в обсуждении ilоступков других лrодеЙ, проблемных ситуациЙ;
-ОЦеЕИВаТЬ Свои соботвенные поступки, с направляющеЙ шомошью r{ителя находить
мотивы того иJти иЕIого своего поступка и поведения окружающих;
-р{еть находить пужное решение из предлагаемых вариаIIтов действий в сложной
жизненвой ситуации;
-}метъ

внимательно

сл}iшать

всех

участЕиков

диалога;

_стараться высказыватъ свою точку зрения,
В ходе реаJIизации курса <<Психологический rrрактикум> в t0 классе обучающиеся,
усваивающие ЕрOграil{мньй материал во Ii-M уровне, должны:
-знать понятие (психология>, понимать9 что оно означает;
-Знать основные родственные связи в семье, называть близкие связи в социуме;

Ё

-ЗНаТЬ Об ИНдивидуаJIьности и непоЕторимости каждог0 человека, }меть понять
особенности IIоведения и настроения другого человека;
-}МеТЬ ОЦениВать собственнOе пOведение, оценивать поведеЕие других людеЙ;
-уметь ilлаЕировать будущую собственн}то жизilь;
-ЗНаТЬ ОСНОВIIые пРавила общения, поведения во вреI\{я разговора, владеть навыками
коммуникации,,
-ПОНИМаТЬ И УМеТь объяснять) какие услOвия необходимы для формирования
дружеских отношений;
-знать основЕые IIара]ч{етры пов9дения человека в социуме;
_владеть основами саL{орегуJшции поведения в соци}ме.
В хоДе реаJтизации курса <Психологический практикум> в 10 кJIассе обуlаюrциеся,
усваивающие программный материал в III-M уровне, должны:
-ИМеТЬ пРедставление об индивидуалъности и неповторимости каждого человека
(психологические особенности) ;
-ЗНаТЪ ОСновные родственные связи в семье, называть близкие связи в социуrле;
-уметь оценивать собственное поведение;
-rrредставJulтъ будущую собственн}то жизнь;
-ЗНаТЬ ОСНОВНЫе пРавила общения, поведеЕия во время разговора, владеть навыками
коммуникации;
*ПОнимаТь, какие
условия необходимы дJб{ формирования дружеских отЕошений
-знать осЕовные rIравила поведеЕиll человека в социуме.

система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения АООП

ОЦеНКа знаний )iry{аrrцхся осуществляется
по результатам
групповой
и
индивидуальной работЫ на уроке, по итогап,{ тестирования, въшолнениlI практической
работы.
ПРаКтические работы могут состоять из заданий по разбору проблемньж сиryаций,
отработке практических действий в заданной педагогом ситуацб{х.
Практические работьi, тесты оцениваются с }.четом индивид}.аJIьных особенностей
усвоениЯ 1^rебного материаJта каждым обl.rаюrцимся класса, его образовательЕьD(
возможностей.
При оценке письменЕьuс работ следует руководствоваться следуюrцими нормами:
ОЦенка <<5>> ставится r{енику за активЕ1то работу, умение вьiразить свое мнение
по теме работы, правильные ответы по пройденному материалу.
5

0ценка

ставится за работу обl^rаюrцемуся в сл)л{ае, 9сли о}1 смог частично
ПРаВИДЬно {2,З ошибки) лать ответы по пройдеýнOму материалу, смог сформулировать
свое мЕение при ilомощи наводящих вопросов педагOга.
ОЦенка <<3r> ставится за работу обlчающемуся в случае, если он омаr Yz часть
0ТВеТОВ по проЙденному материалу правильные, смог воспользоваться направляюrцеЙ
помощью r{ителя,
Оценка <<2>> не ставится.
Календарtлое планирование
<<4>>

лъ

Т'ема урФка

лlп
1

a
л:t
J

4

:
-

)

Значеrтие слова ((психология), чтl) оFIо из}л{ает
Человек и его поведение
Человек и его поведеЕие
ЛщJ? (Я в ооциуме)
Кто Я? (Я в соulлlме)

6

Какой Я?

1

tr4ндлтвидуальность

а

о

i0
11

tl

12

iз

1+

количество
часов
t

Щата
цроведения

l

]
1

1

i
1

и Еег{овторимость каждого

человека
Отношение и оценка человека другими людьми
уважение и сап,!очва}кение
са,мооценка
ГilЗ: Самооценка.
Самооценка
ГУЗ: Самооценка.
представление о ценньгх качествах характера.
Значение социальньD( условий в формировании
харацтера.
Представления о будущей самостоятельной

1

l

l

1
1

1

l

1
-l

I

i

,{^.]{]HIi.

15
1a

1о

ll

lБ
19

20
21

22

2з
1А

L,+

25

26
27
aа

Значение са\{оопределения в жизни человека.
Зцачение са\{оошределения в жизни человека.
ПрофессионаIъное самоопределеЕие
ГVЗ: Вьiбор профессии.
Профессионаlъное самоопределение
ПiЗ: Выбор профессчи.
Комму:rикативньiе }мения
Правила поведения во Bpeмli общения
фазговорЕ беседы )
Способы реагирования на слова собеседника.
Посlrтlки и поведение как проявление
индивидуальньгх цачеств челоБека
Понилтание особенностей повед ения,
настроения др}того человека.
возникновение дрркеских связей. Тишы
друже9цих отношений
Выбор дрЕа.
Возникновение конфликтов в отношениях
друзей и способы их разрешения
Настроение человека.
Вдияние твоего настроеЕия на др}тих людей

1
-]

1

i
1
1

1
]

1

1

1
1

1

1

6

29

Зна.iеrlие терпения и сдержанЕости в

1

!rцо].r]е1{!Iях futежду JIюдьN{и.

з0
21

Jl

эl

Толеранr,ное отноIпение к N{нению, убехtдениям,
взглядам и привычкаN{ других дюдей
Реагирование на KplITrIKy и заN,{ечания.
ilрием;rеп,rые способ ы выра}кения неловольства
и несOгласия..
ВьшrосливOсть рI стойкость как ценные Kal{ecTBa

1

1

1

че"цOвека
JJ

Правила поведеЕия в трудной жизненной
ситуации.
Фактическуl: ЗЗ часа

1

Литераryра
Атоян А.Щ. Конфликтология (конспект лекций), - М.. 2005.
Бадмаев Б.L\. Методика шреподаваЕия психологии. - М., 1999. - З06с.
Бьюдженташь fiхс. tr4скуgglв.Iтсихотерап[lи. - СПб.: Питер, 2а02.
Выготский Л.С, Вопросы детской гrсихолог}lи. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
5.
Гаджиева Н.М. и др. Основы са}dосOвершенствования. - Екатеринбург, 1998.
6" Греuов А.Г. Тренинг обrцения для rrодростков. - СПб.:Речь, 2005.
7. Зеньковский В"В. Психсlлогия детства. - М.: Акадеlrия. 199б,
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Pe.Ib, 2000.
9. Ковалъ В.В. КоррекцлrоЕные игры во вспомогательной пIколе ll
ýефектология, 1991, Лч 5.
10, Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, лtли Практическая психоjIогия
на каiкдый день. - М., 199З.
11. Козлов Э., Петрова В.. Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В.
Петрова, И. Хомякова //Воспитание шi(ольник ов. -2а0 4 -2007. - ЛЪ 1 - 9.
12. Кречмер Э. Строение тела и характер" - М., 1995.
1З. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционаJIьного мира детей, - Ярославль: Академия

1.
2"
З.
4.

развития, 1996.
Леопова А.Б.. Кузнецова д.С. Психопрофилактика стрессов. - М,, 1993.
15. Майерс ý. Социальнаll психOлOгия. - СПб., 199б"
16. Общие 0сновы психологии.- М., Просвещение: ВЛАЩОС. 1995.
|7. 11из А. Язык телодврIжений. Как читать мысjти других людей rrо их жестам. -

|4.

м.,

1995"

18.

Платонов К.К, Занимат,еJIьная психология - СПб. Питер-Пресс,1991.
ПОверенная О.И, ПрограмN{а курса <<Псттхология> (уроки психолOгии для
старш,еклассников)//ffетский лсихолог. - 1995. -ЛЪ9. - С. 77-85.
ПОrкар Л. ПсихологI-{я анома-{ьных детеt1 и подростков - патопсихология. Воронеж, 1996.
2|.
Понаморенко Л.П., Белоусова Р.В. Психологиl1 д"lIя старшеклассников. М.,
2001.
22. Практическая психоJIогия для педагогов и родителей / Под ред. М, К.
ТУтУrпкиноЙ, д-ра психол,наук, профессора, академика БПА, Санкт*Петербlрг,
Издательство к!идактика Плюс>>, 2000.
ГIсихотерапия, / Под ред, Б. Щ, Карвасарского. - СПб.: Питер, 2000.
Рогов Е.И. .Азбука шсихологии: Психология обrцения. - М,, Гуманитарrrый
издательский центр ВJ]АДОС, 2аW.

19,

Z0,

2З24.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».