Литературное чтение 11 класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению (далее - Рабочая
программа) разработана для учащихся 11 класса Государственного казенного
образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным
программам «Магаданский областной центр образования № 2». Рабочая программа
составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2005
года), а также программы «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника
«Программно – методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой
подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия коррекционная
педагогика. Издательство «Владос». 2015 г.
Учебно-методический комплект по курсу «Литературное чтение» для учащихся 11
класса отсутствует. Реализация программы по учебному предмету осуществляется с
использованием дидактического материала для учащихся начальной школы и школы
основной ступени за 5-8 классы по изучению литературы, а также учебно-методических
пособий по литературе для учителей.
Рабочая программа рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю), в том числе на
контрольные и проверочные работы.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне, что соответствует Адаптированной основной
образовательной программе и учебному плану школы, и включает все темы,
предусмотренные АООП по чтению.
Адаптированная программа по чтению предназначена для развития речи учащихся
и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания
художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся
достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для
социальной адаптации.
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Язык и
речевая практика».
Чтение в 11 классе школы, обучающей детей с интеллектуальными нарушениями,
имеет целью подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни на основе
усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов. Подчиняясь
общей цели образования умственно отсталых учащихся, такой предмет имеет и свою
собственную цель: развитие у учащихся умения осмысленного чтения литературных,
публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности.
Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является
одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной
интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах,
полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании
собственных детей.
В ходе преподавания данного предмета решаются такие задачи:

совершенствование техники чтения;

повышение способности понимать прочитанное;

формирование интереса к чтению;

понимание значения навыка чтения;

развитие устной речи.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится
коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование двигательных функций и сенсомоторного развития:
 развитие мелкой моторики пальцев рук;




развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция и развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция и развитие памяти; коррекция и
развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать
по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности в принятии решения;
формирование адекватности чувств; формирование умения анализировать свою
деятельность; формирование устойчивой и адекватной самооценки; воспитание
правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Содержание программы учитывает необходимость следования принципу
практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении
произведения, содержащие описание жизненных ситуаций, интересных для учащихся 11
класса. С этой целью используются как фрагменты классических произведений
отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из журналов и газет. Важно
помнить, что умственно отсталые учащиеся значительно успешнее воспринимают
тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к
переживаниям за героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты
сюжета. Учителю следует помочь учащимся установить соответствия между событиями
своей личной жизни и теми событиями, которые являются предметом литературного
изложения. Учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении
причинно-следственных зависимостей. Поэтому учителю следует на первом этапе
знакомства с произведением кратко пересказать его содержание целиком или до того
фрагмента, с которого начинается самостоятельное чтение учащихся, чтобы прочитанные
эпизоды понимались ими исходя из общего смыслового контекста.
Для лучшей организации обсуждения прочитанного текста, характеристик образов,
необходимо привлекать личный опыт старшеклассников, использовать средства
наглядности (иллюстрации, фотографии, ТСО, ИКТ), обращаться к приёму драматизации.
Знакомясь с доступными литературными текстами, вызывающими эмоциональный отклик
и интерес, учащиеся получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской
деятельности – самостоятельному чтению.
Большое внимание на уроках важно уделять развитию устной речи. Этому
процессу должно способствовать:

обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы
над литературным произведением;

умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью
толкового или фразеологического словаря;

участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающее у
учащихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;



участие в обсуждении произведения, которые совершенствует умение вести
диалог (не перебивая собеседника, продумывая свой ответ и выстраивая его в зависимости
от сказанного собеседником);

заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков;

использование приёма «обмен информацией» на уроках внеклассного
чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных
статей и др.
Структура программы по чтению в 11 классе сохраняет основные подходы,
заложенные в программе по чтению в 5-9 классах: работа над техникой чтения и
пониманием прочитанного произведения.
Основными принципами построения программы являются:
Монографический принцип: основан на изучении произведений в хронологической
последовательности. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтов, писателей, ранее не
изучавшихся в школе, а также читают произведения уже известных авторов. Для
предотвращения повторов в изучении биографий писателей и поэтов, с которыми
учащиеся познакомились в 7-9 классах, следует уделять более пристальное внимание
изучению тех эпизодов жизни и творчества писателей, которые имеют непосредственное
отношение к истории создания изучаемого произведения. С этой целью рекомендуется
знакомить учащихся с отрывками из мемуарной художественной литературы.
Художественно-эстетический принцип: связан с изучением художественных
произведений, являющихся произведениями словесного искусства, которые раскрывают
перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, формируют у
учеников эстетические вкусы, развивают у них собственное отношение к
действительности. Круг чтения художественных произведений расширен за счет
включения произведений зарубежной литературы, что позволит учащимся воспринимать
отечественную литературу в контексте мирового литературного процесса.
Литературоведческий принцип: основан на анализе словесно-художественного
образа произведения, через который автор выражает свои мысли, чувства, настроения. В
связи с этим необходимо познакомить учащихся с изобразительными и выразительными
возможностями словесного искусства (гиперболой, метафорой, сравнением и т. д.).
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа знакомит
детей с основными жанровыми признаками художественных произведений. Жанровое
разнообразие читаемых произведений обеспечивается изучением не только прозы и
поэзии, как это было в 5-9 классах, но и ознакомлением с драматическими
произведениями.
Программа по чтению построена на основе коммуникативно-речевого подхода к
обучению. В 11 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому в
программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В
сравнении с содержанием программы средних классов, рекомендуемые произведения
становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт
предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности
является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придаётся большое
значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения
не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по
ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст
полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя
лексику и образные выражения текста.
С учётом того, что подростковый период характеризуется более осознанным
восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает
комплексное решение задач нравственно-этического и гражданского воспитания

школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание
позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Содержание программы
Устное народное творчество.
Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки как отражение культурных и
этических ценностей.
Художественные особенности народной сказки. Виды сказок. Русский героический
эпос. Художественное своеобразие былин. Социально-бытовой эпос. Сказания.
Русская литература XIX века.
Биографические справки и творчество И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,
А.И. Куприна, И.А. Бунина.
Русская литература XX века.
Биографические справки и творчество С.А. Есенина, К.Г. Паустовского, А.А.
Ахматовой, М.М. Зощенко, В.В. Набокова.
Современные писатели.
Биографические справки и творчество Н.А. Заболоцкого, В.Ф. Тендрякова, В.М.
Шукшина, В.В. Быкова, А.И. Приставкина, В.П. Астафьева, Ф.П. Искандера.
Теория литературы
Сюжет произведения. Герой (персонаж) произведения. Роль пейзажа и интерьера в
рассказе. Эпитет, метафора, олицетворение, фразеологический оборот в художественном
произведении. Проза как вид художественного произведения. Признаки прозаических
произведений: сюжет, фабула, система образов. Поэзия как вид художественного
произведения. Признаки поэтических произведений: рифма, ритм. Драма как вид
художественного произведения. Основные признаки пьесы: диалоги героев, пояснения
авторов (ремарки), структурные части.
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование навыков правильного, беглого, сознательного и
выразительного чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Осознанное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно
проанализированного
текста.
Умение
правильно
пользоваться
средствами
выразительности устной речи: тон, темп речи, сила голоса, логические ударения,
интонация.
Работа с текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи между событиями (в
пределах одной части) и между частями произведения. Работа над образом героя
произведения, составление характеристик действующих лиц на основе анализа и
сопоставления поступков и мотивов поведения. Выявление авторского отношения к
персонажу (с помощью учителя). Выражение собственного отношения к поступкам героя
с обязательной аргументацией. Выявление особенностей речи действующих лиц. Развитие
умения формулировать эмоционально – оценочные суждения при характеристике героев
(с помощью учителя). Самостоятельное деление текста на законченные смысловые части
и озаглавливание частей. Составление (с помощью учителя) цитатного плана.
Составление пересказов: выборочного, краткого, творческого, с опорой на план.
Формирование умения аргументировать свой ответ на поставленный вопрос примерами из
с текста. Формирование умения отбирать в произведении материал, необходимый для
составления рассказа на заданную тему. Самостоятельное нахождение в тексте
незнакомых слов, объяснение их значения. Выделение в тексте описаний и рассуждений.
Внеклассное чтение доступных произведений отечественных и зарубежных авторов,
статей из периодической печати.

Формы организации учебного процесса.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить,
описать, приводить примеры.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля
знаний:

открытые и закрытые тесты;

задания на установление соответствия;

ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных
произведений на уроках, их осмысление, пересказ.
Виды работ по развитию устной и письменной речи:

составление планов текста;

краткие и подробные пересказы текста по плану и без плана;

устные сочинения - характеристики героев;

упражнения на развитие художественной фантазии у детей: продолжение
текста, придумывания финала, опираясь на развитие событий;

пересказ текста по предполагаемым вопросам;

выразительное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям.
Типы уроков:

урок изучения нового материала (урок первоначального изучения
материала);

урок совершенствования знаний, умений, навыков;

уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков (контрольные);

уроки повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления
умений (практический урок);

урок обучения умениям и навыкам (уроки развития речи);

урок применения знаний на практике (практический урок);

урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий
урок);

комбинированный урок;

нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и
др.)
Чаще урок строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется
тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями.
Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в
деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы
пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление
возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт
учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с
личными впечатлениями.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные,
коллективные (фронтальные).
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к
классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым
словом к чтению словосочетанием и коротким предложением, в связи с чем меняются и
формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения
школьников обучают приёмам, способствующим выделению фразового ударения,
установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Контингент
класса специальной (коррекционной) школы неоднороден по характеру и степени
сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения

чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, и это создаёт
дополнительные трудности для организации фронтальной работы.
Планируемые результаты
Учащиеся, усваивающие учебный материал во втором уровне, должны знать:

основные жанры устного народного и литературного творчества;

роды и виды литературы.
Учащиеся, усваивающие учебный материал во втором уровне, должны уметь:

читать вслух правильно и бегло;

осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;

принимать участие в коллективном обсуждении и анализе
прочитанных произведений;

дифференцировать главных и второстепенных действующих лиц,
находить в тексте отрывки с описанием внешности героя, высказывать собственное
отношение к герою и его поступкам;

пересказывать по плану отдельные части произведения;

находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их
значения с помощью учителя;

заучивать наизусть небольшие по объёму стихотворения;

участвовать в уроках внеклассного чтения.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно. На основании применения
метода экспертной оценки осуществляется всесторонняя и комплексная оценка овладения
обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутстви е изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.

Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
 по способу предъявления (устные, письменные, практические);
 по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
№
п/п
1
2-3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13-14
15-20
11-22
23
24
25
26-30
31

Календарно – тематическое планирование
Кол-во
Тема урока
часов
Устное народное творчество.
8
Что такое литературное чтение?
1
Русская народная сказка «Садко в подводном
2
царстве». Поэтика.
Пословицы и поговорки.
1
Русский героический эпос. Былина «Алёша Попович
1
и Тугарин Змеевич».
Былина «Первый бой Ильи Муромца».
1
Социально-бытовой эпос. «Садко» (в обработке А.
1
Толстого).
Обобщающий урок по теме «Устное народное
1
творчество».
Произведения русских писателей XIX века.
И.А. Крылов. Особенности творчества баснописца.
И.А. Крылов. Басня «Волк и ягнёночек».
И.А. Крылов. Басня «Волк и Кот».
А.С. Пушкин. Судьба поэта.
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
А.С. Пушкин. Повесть «Дубровский» (отрывки).
Внеклассное чтение по теме «А.С. Пушкин
Повести».
Контрольное чтение. Отрывки из повести А.С.
Пушкина «Дубровский».
М.Ю. Лермонтов. Биография.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы».
М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» (отрывки)
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя.

53
1
1
1
1
2
6
2
1
1
1
5
1

Дата
проведения

32-35
36
37
38-39
40-41
42
43
44
45
46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57
58
59
60-61
62-64
65
66
67
68
69
70
71
72-73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83-84
85-87
88-90

Н.В. Гоголь. Повесть «Нос» (в сокращении)
И.С. Тургенев. Биография.
Стихотворение в прозе «Русский язык».
И.С. Тургенев. Рассказ «Воробей».
И.С. Тургенев. Сказка «Капля жизни».
И.С. Тургенев. Стихотворение «Весенний вечер»,
Внеклассное чтение. Творчество И.С. Тургенева.
Н.А. Некрасов. Народный поэт.
Н.А. Некрасов «Мать» (отрывок из поэмы).
Контрольное чтение. И.С. Тургенев. Рассказ
«Перепёлка».
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»
(отрывок)
Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Глава «Мать».
Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Глава «Детство».
Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Глава «Бедные
люди».
А.П. Чехов. Рассказ «Переполох» (в сокращении)
А.П. Чехов. Рассказ «Радость».
Внеклассное чтение. Творчество А.П. Чехова.
А.И. Куприн. Жизненный путь писателя.
А.И. Куприн. Рассказ «Тапер».
Произведения русских писателей XX века.
И.А. Бунин. Рассказ «Танька» (в сокращении).
И.А. Бунин. Стихотворение «Нет солнца, но светлы
пруды…».
И.А. Бунин. Стихотворение «Вечер».
Внеклассное чтение. «Из произведений русской
литературы XIX века».
С.А. Есенин. Судьба поэта.
С.А. Есенин. Стихотворение «Ночь».
С.А. Есенин. Стихотворение «Разгулялась вьюга».
С.А. Есенин. Стихотворение «Письмо матери» (в
сокращении)
К.Г. Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб».
Контрольное чтение. К.Г. Паустовский. Сказка
«Тёплый хлеб».
А.А. Ахматова. Биографические сведения.
А.А. Ахматова. Стихотворение «Мужество».
А.А. Ахматова. Стихотворение «Щели в саду
вырыты…».
М.М. Зощенко. Жизнь и творчество писателя.
М.М. Зощенко. Рассказ «Любовь».
В.В. Набоков Стихотворение «России».
В.В. Набоков Стихотворение «Простая песня, грусть
простая».
Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Журавли».
В.Ф. Тендряков. Рассказ «Хлеб для собаки»
(отрывки).
В.М. Шукшин. Рассказ «Стёпка Разин».
В.В. Быков «Альпийская баллада» (отрывок).

4
1
1
2
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
2
41
3
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
3

91-93
94-96
97
98-99

А.И. Приставкин. Рассказ «Рогожский рынок» (в
сокращении).
Внеклассное чтение. Ф.П. Искандер «Сердце».
Глава из повести «Стоянка человека».
Контрольное чтение. В. П. Астафьев. Рассказ из
сборника «Затеси».
В. П. Астафьев. Рассказ из сборника «Затеси».

3
3
1
2

Литература
1.
Ахматова А. Сочинения в двух томах. Москва: Правда, 1990 г. – 432 с.
2.
Боголепов Т.К., Н.П. Верховская.» Тропа к Гоголю» - книга справочник о
жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Москва, «Детская литература», 1976 г. – 352 с.
3.
Бунин И.А. Стихотворения и переводы. Москва: Современник, 1986 г. – 527
с.
4.
Громов М.П. Книга о Чехове. Москва, 1999 г.
5.
Дональд Рейфилд. Жизнь Антона Чехова. Москва: Колибри, Азбука –
Аттикус, 2015 г. -896 с.
6.
Есенин С.А. «Синь упавшая в росу». Поэзия. Проза. – Москва, «Правда»,
1985 г . – 736 с.
7.
Ефимова И.В. Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений Москва. «Эксмо», 2013-272 с.
8.
Клюхина И.В. Словарь литературных терминов – Москва. «Вако», 2015 г.-96
с.
9.
Кулешов В.И. Жизнь и творчество Чехова. Москва, «Детская литература»,
1982 г. – 175 с.
10.
Лермонтов
М.Ю.
в
воспоминаниях
современников.
Москва,
«Художественное литература», 1989 г.
11.
Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. – Москва, «Художественная
литература», 1972 г. – 383 с.
12.
Лотман Ю.М, А.С. Пушкин: Биография писателя. Ленинград, 1982 г.
13.
Манн Ю. «Смелость изобретения». Москва, «Детская литература, 1975 г. –
144 с.
14.
Некрасов Н.А. Стихотворения. Москва, «Художественная литература». 1985
г. – 270 с.
15.
Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебнометодическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная
педагогика»)
16.
Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти, т.-Л., 1997 г.
17.
Пущин И.И. Записки о А.С. Пушкине. Москва, «Художественная
литература», 1988 г. – 559 с.
18.
Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка
для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.
19.
Русская лирика XIX в. – Москва «Художественная литература», 1997 г. –
430 с.
20.
Серена Витале. Тайна Дантеса. Пуговица Пушкина. Масква: Алгоритм, 2015
г. – 384 с.
21.
Скатов Н., Пушкин А.С. Очерк жизни и творчества. Ленинград, «Детская
литература», 1990 г. – 239 с.
22.
Тургенев И.С. Записки охотника. Москва: Художественная литература, 1985
г. – 254 с.
Медиатека:
1. Художественный фильм «Пушкин».

2. Художественный фильм «Дубровский».
3. Мультипликационный фильм «Ночь перед рождеством».
4. Художественный фильм «Альпийская баллада».
5. Романсы на стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
6. Песни на стихи С.А. Есенина.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».