Литературное чтение 10 класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению (далее - Рабочая
программа) разработана для учащихся 10 класса Государственного казенного
образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным
программам «Магаданский областной центр образования № 2». Рабочая программа
составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2005
года), а также программы «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника
«Программно – методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой
подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида» под редакцией А.М Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия коррекционная
педагогика. Издательство «Владос». 2015 г.
Рабочая программа рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю), в том числе на
контрольные и проверочные работы.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне, что соответствует Адаптированной основной
образовательной программе и учебному плану школы, и включает все темы,
предусмотренные АООП по чтению.
Адаптированная программа по чтению предназначена для развития речи учащихся
и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания
художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся
достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для
социальной адаптации.
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Язык и
речевая практика».
Чтение в 10 классе школы VIII вида имеет целью подготовку умственно отсталых
детей к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных
общеобразовательных предметов. Подчиняясь общей цели образования умственно
отсталых учащихся, такой предмет имеет и свою собственную цель: развитие у учащихся
умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов
доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление учащихся с
программными литературными произведениями является одним из факторов социально бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество.
Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на
уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.
В ходе преподавания данного предмета решаются такие задачи:

совершенствование техники чтения;

повышение способности понимать прочитанное;

формирование интереса к чтению;

понимание значения навыка чтения;

развитие устной речи.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится
коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование двигательных функций и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция и развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция и развитие памяти; коррекция и
развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов

(цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать
по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности в принятии решения;
формирование адекватности чувств; формирование умения анализировать свою
деятельность; формирование устойчивой и адекватной самооценки; воспитание
правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Содержание программы учитывает необходимость следования принципу
практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении
произведения, содержащие описание жизненных ситуаций, интересных для учащихся 10
класса. С этой целью используются как фрагменты классических произведений
отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из журналов и газет. Важно
помнить, что умственно отсталые учащиеся значительно успешнее воспринимают тот
материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за
героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Учителю
следует помочь учащимся установить соответствия между событиями своей личной жизни
и теми событиями, которые являются предметом литературного изложения. Учащиеся
затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных
зависимостей. Поэтому учителю следует на первом этапе знакомства с произведением
кратко пересказать его содержание целиком или до того фрагмента, с которого начинается
самостоятельное чтение учащихся, чтобы прочитанные эпизоды понимались ими исходя
из общего смыслового контекста.
Для лучшей организации обсуждения прочитанного текста, характеристик образов,
необходимо привлекать личный опыт старшеклассников, использовать средства
наглядности (иллюстрации, фотографии, ТСО, ИКТ), обращаться к приёму драматизации.
Знакомясь с доступными литературными текстами, вызывающими эмоциональный отклик
и интерес, учащиеся получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской
деятельности – самостоятельному чтению.
Большое внимание на уроках важно уделять развитию устной речи. Этому
процессу должно способствовать:

обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы
над литературным произведением;

умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью
толкового или фразеологического словаря;

участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающее у
учащихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;

участие в обсуждении произведения, которые совершенствует умение вести
диалог (не перебивая собеседника, продумывая свой ответ и выстраивая его в зависимости
от сказанного собеседником);

заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков;
2


использование приёма «обмен информацией» на уроках внеклассного
чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных
статей и др.
Структура программы по чтению в 10 классе сохраняет основные подходы,
заложенные в программе по чтению в 5-9 классах: работа над техникой чтения и
пониманием прочитанного произведения.
Место предмета в образовательном процессе:
Программа по чтению построена на основе коммуникативно-речевого подхода к
обучению. В 10 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому в
программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В
сравнении с содержанием программы средних классов, рекомендуемые произведения
становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт
предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности
является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придаётся большое
значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения
не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по
ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст
полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя
лексику и образные выражения текста.
С учётом того, что подростковый период характеризуется более осознанным
восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает
комплексное решение задач нравственно - этического и гражданского воспитания
школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание
позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Обучение построено на принципах:

принцип коррекционной направленности в обучении;

принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;

принцип научности и доступности обучения;

принцип систематичности и последовательности в обучении;

принцип наглядности в обучении;

принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и
т.д.
Содержание программы
Введение
Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы.
Устное народное творчество
Жанровое многообразие устного народного творчества. Отражение культурных и
этических ценностей в народном творчестве. Юмор частушек. Народная мудрость
пословиц и поговорок. Народные сказки, их виды. Сказки народов Севера. Уральские
народные сказы в литературной обработке П. Бажова.
Русская литература XIX века
Биографические справки и творчество И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова – Щедрина, А.П. Чехова.
Русская литература XX века
Биографические справки и творчество В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А.
Ахматовой, Н.А. Заболоцкого, М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, К.М. Симонова.
Современные писатели
Биографические справки и творчество В.Г. Распутина, В.М. Шукшина, В.П.
Астафьева, В.С. Высоцкого.
3

Зарубежная литература
Биографические справки и творчество Ф. Купера, Дж. Лондона, Р. Брэдбери и др.
Теория литературы.
Понятие о гиперболе. Приём образного сравнения, определения. Использование
переносного значения слов в описании явлений, событий. Ритм и рифма в стихотворении.
Автобиографические произведения. Мемуары.
Навыки чтения.
Дальнейшее совершенствование навыков правильного, беглого, сознательного и
выразительного чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Осознанное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Выразительное чтение прозаического или поэтического произведения после
предварительного разбора текста.
Работа с текстом.
Самостоятельное определение темы произведения. Выделение (с помощью
учителя) основной мысли произведения. Соотнесение заглавия с темой и основной
мыслью произведения. Совершенствование умения устанавливать смысловые связи
между событиями (в пределах одной части) произведения. Работа над образом героя
произведения, составление характеристик действующих лиц на основе осмысления их
поступков. Выявление авторского отношения к персонажу (с помощью учителя).
Выражение собственного отношения к поступкам героя. Деление текста на законченные
смысловые части (с помощью учителя) и озаглавливание частей. Составление пересказов:
выборочного, краткого, творческого, с опорой на план. Формирование умения
аргументировать свой ответ на поставленный вопрос примерами и с текста. Нахождение в
тексте незнакомых слов, объяснение их значения. Выделение в тексте описаний и
рассуждений. Внеклассное чтение доступных произведений отечественных и зарубежных
авторов, статей из периодической печати.
Формы организации учебного процесса.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить,
описать, приводить примеры.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и
контроля знаний:

открытые и закрытые тесты;

задания на установление соответствия;

ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных
произведений на уроках, их осмысление, пересказ.
Виды работ по развитию устной и письменной речи:

составление планов текста;

краткие и подробные пересказы текста по плану и без плана;

устные сочинения - характеристики героев;

упражнения на развитие художественной фантазии у детей: продолжение
текста, придумывания финала, опираясь на развитие событий;

пересказ текста по предполагаемым вопросам;

выразительное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям.
Типы уроков:

урок изучения нового материала (урок первоначального изучения
материала);
4


урок совершенствования знаний, умений, навыков;

уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков (контрольные);

уроки повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления
умений (практический урок);

урок обучения умениям и навыкам (уроки развития речи);

урок применения знаний на практике (практический урок);

урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий
урок);

комбинированный урок;

нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и
др.)
Чаще урок строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется
тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями.
Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в
деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы
пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление
возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт
учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с
личными впечатлениями.
Формы
организации
познавательной
деятельности
обучающихся:
индивидуальные, коллективные (фронтальные).
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к
классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым
словом к чтению словосочетанием и коротким предложением, в связи с чем меняются и
формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения
школьников обучают приёмам, способствующим выделению фразового ударения,
установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Контингент
класса специальной (коррекционной) школы неоднороден по характеру и степени
сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения
чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, и это создаёт
дополнительные трудности для организации фронтальной работы.
Планируемые результаты
Учащиеся, усваивающие учебный материал во втором уровне, должны знать:

основные жанры устного народного и литературного творчества;

наизусть пять стихотворений изученных авторов и один прозаический
отрывок.
Учащиеся, усваивающие учебный материал во втором уровне, должны уметь:

читать вслух правильно и бегло;

читать про себя доступные по содержанию тексты;

принимать участие в коллективном обсуждении и анализе прочитанных
произведений;

называть главных и второстепенных действующих лиц, находить в тексте
отрывки с описанием внешности героя, высказывать собственное отношение к герою и его
поступкам;

пересказывать по плану отдельные части произведения;

объяснять значение некоторых слов и выражений с помощью учителя;

заучивать наизусть небольшие по объёму стихотворения;

участвовать в уроках внеклассного чтения.
5

Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно. На основании применения
метода экспертной оценки осуществляется всесторонняя и комплексная оценка овладения
обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
 по способу предъявления (устные, письменные, практические);
 по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
6

Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7-8
9
10
11
12
13
14

15-23

24
25
26-30

31
32-35

36
37-40

41
42-44
45
46

Календарно – тематическое планирование
КолТема урока
во
часов
Введение. Образное отражение жизни в
1
литературе. Жанры литературы.
Жанры УНТ.
1
Юмор частушек.
1
Пословицы и поговорки. Прямой и переносный
1
смысл.
Народные сказки.
1
Виды народных сказок.
1
Литературные сказки. П. Бажов.
2
Сказки народов Севера.
1
Обобщающий урок по теме «Устное народное
1
творчество».
И.А. Крылов. Басни.
1
Мастерство диалога в басне И.А. Крылова
1
«Собачья дружба».
А.С. Пушкин. Жизненный путь.
1
Проза А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
1
Знакомство с фабулой.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»:
- комментированное чтение глав;
10
- идейный смысл произведения;
- контрольное чтение произведения.
Контрольное чтение.
1
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
1
5
М.Ю. Лермонтов «Герои нашего времени»:
- комментированное чтение главы «Княжна Мери»;
- осмысление сторон частной жизни: любовь –
дружба.
Н.В. Гоголь. Великий сатирик о себе.
1
4
Н.В. гоголь «Ревизор»:
- комментированное чтение глав;
- историко-бытовой комментарий к пьесе.
И.С. Тургенев. Певец русской природы.
1
4
И.С. Тургенев «Бежин луг»:
- комментированное чтение глав;
- характеристика героев.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.
1
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один
3
мужик двух генералов прокормил».
А.П. Чехов – великий гуманист. Гражданский
1
подвиг писателя.
Зачёт по темам, пройденным во II четверти.
1

Дата
проведения

7

47-48
49
50-51
52

53-54
55-58
59
60-62

63-65
66-69
70-72
73
74-77

78-81

82-85

86-89

90
91
92
93
94-98
99

А.П. Чехов «Смерть чиновника»:
- знакомство с текстом;
- историко-бытовой комментарий.
В.В. Маяковский. Основные этапы жизни.
В.В. Маяковский. Стихотворения:
- «Стихи о советском паспорте»;
- «Товарищу Нетте – пароходу и человеку».
С.А. Есенин. Воспоминания современников о
поэте.
Лирика С.А. Есенина:
- «Собаке Качалова»;
- «Не жалею, не зову, не плачу…».
Тема Родины и русской природы в творчестве С.А.
Есенина.
А.А. Ахматова. Жизнь и судьба.
Тема Родины в лирики А.А. Ахматовой:
- «Ветер Войны»;
- «Мужество».
Н.А. Заболоцкий. Стихи:
- «Я воспитан природой суровой»;
- Не позволяй душе лениться».
М.А. Шолохов. Выборочное чтение рассказов.
А.Т. Твардовский «Дом у дороги».
Контрольное чтение.
К.М. Симонов «Солдатами не рождаются»:
- знакомство с текстом;
- герои и характеры;
- смысл названия.
В.Ф. Распутин «Уроки французского»:
- знакомство с текстом;
- тема военного детства (нравственная стойкость
героя);
- духовная щедрость учительницы.
В.М. Шукшин. Рассказы:
- «Жатва»;
- «Обида».
В.П. Астафьев «Последний поклон»:
- выборочное чтение глав;
- главная мысль произведения.
В.С. Высоцкий. Судьба поэта.
Стихи В.С. Высоцкого – жизненная правда о
человеке.
Песни на стихи В.С. Высоцкого.
Зарубежная литература. Обзор.
Джек Лондон «Любовь к жизни».
Контрольное чтение.

1.

2
1
2
1

2
4
1
3

3
4
3
1
4

4

4

4

1
1
1
1
5
1

Литература
Ахматова А. Сочинения в двух томах. Москва: Правда, 1990 г. – 432 с.
8

2.
Боголепов Т.К., Верховская Н.П. «Тропа к Гоголю» - книга справочник о
жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Москва, «Детская литература», 1976 г. – 352 с.
3.
Бунин И.А. Стихотворения и переводы. Москва: Современник, 1986 г. – 527
с.
4.
Громов М.П. Книга о Чехове. Москва, 1999 г.
5.
Дональд Рейфилд. Жизнь Антона Чехова. Москва: Колибри, Азбука –
Аттикус, 2015 г. -896 с.
6.
Есенин С.А. «Синь упавшая в росу». Поэзия. Проза. – Москва, «Правда»,
1985 г . – 736 с.
7.
Ефимова И.В. Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений Москва. «Эксмо», 2013-272 с.
8.
Клюхина И.В. Словарь литературных терминов – Москва. «Вако», 2015 г.-96
с.
9.
Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. Санкт – Петербург:
Издательский дом «Литера», 2008 г. – 95с.
10.
Кулешов В.И. Жизнь и творчество Чехова. Москва, «Детская литература»,
1982 г. – 175 с.
11.
Лермонтов
М.Ю.
в
воспоминаниях
современников.
Москва,
«Художественное литература», 1989 г.
12.
Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. – Москва, «Художественная
литература», 1972 г. – 383 с.
13.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.
Книга для учителя. Москва: Просвещение, 1988 г. – 353 с.
14.
Лотман Ю.М., Пушкин А.С.: Биография писателя. Ленинград, 1982 г.
15.
Манн Ю. «Смелость изобретения». Москва, «Детская литература, 1975 г. –
144 с.
16.
Медведев В.П. Изучение лирики в школе. Книга для учителя. Москва:
Просвещение, 1985 г. – 208 с.
17.
Мелик – Нубаров С.О. Я знаю слов на бат. Творчество Владимира
Маяковского. Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 1980 г. – 175 с.
18.
Некрасов Н.А. Стихотворения. Москва, «Художественная литература». 1985
г. – 270 с.
19.
Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебнометодическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная
педагогика»)
20.
Пушкин А.С., Полное собрание сочинений в 10-ти, т.-Л., 1997 г.
21.
Пущин И.И. Записки о А.С. Пушкине. Москва, «Художественная
литература», 1988 г. – 559 с.
22.
Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка
для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.
23.
Русская лирика XIX в. – Москва «Художественная литература», 1997 г. –
430 с.
24. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для
учителя. Москва: Просвещение, 1985 г. – 288 с.
25. Сборник: Анализ художественного произведения. Книга для учителя/ под
редакцией М.Н. Семановой. Москва: Просвещение, 1987 г. – 178 с.
26. Серена Витале. Тайна Дантеса. Пуговица Пушкина. Масква: Алгоритм, 2015 г. –
384 с.
27. Скатов Н., Пушкин А.С. Очерк жизни и творчества. Ленинград, «Детская
литература», 1990 г. – 239 с.
9

28. Снежневская М.А. Теория литературы в 4-6 классах средней школы. Москва:
Просвещение, 1978 г. – 176 с.
29. Тургенев И.С. Записки охотника. Москва: Художественная литература, 1985 г. –
254 с.
30. Урок литературы. Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 1983 г. – 160 с.
31. Чехов А.П. Собрание сочинений в 12-ти томах – Москва, «Правда», 1985 г. – 462
с.
32. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – Москва, «Детгиз», 1960 г.
33. Шолохов М.А. Рассказы. Москва: Художественная литература, 1975 г. – 356 с.
Медиатека.
1.Художественный фильм «Пушкин».
2.Художественный фильм «Капитанская дочка».
3.Документальный фильм «Н.В. Гоголь».
4.Художественный фильм «Они сражались за Родину».
5.Романсы на стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Ахматовой.
6.Песни на стихи С.А. Есенина, В.С. Высоцкого.
7. Художественный фильм «Белый клык».
8. Художественный фильм «Три мушкетёра».
9. Художественный фильм «Граф Монтекристо».
10. Художественный фильм «Сердца трёх».

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».