Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по русскому языку (далее –
Рабочая программа) адресована обучающимся 7 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее – Стандарт) и на основании Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом № 1026, на основе программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы,
под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Рабочая программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю), в том числе на
контрольные и проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по русскому языку используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Русский язык» 7 класс, под ред. Н.Г. Галунчиковой,
Э.В., Якубовской – М.: «Просвещение», 2019 г.
Изучение учебного предмета «Русский язык» в седьмом классе имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование
на этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая
практика».
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому
особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Уроки русского языка в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении имеют коммуникативно-речевую направленность,
делают более
продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:
познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и
мышления у школьников с ОВЗ;
познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции речи;
воспитательную направленность как средство адаптации к жизни.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является
нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому
программа обучения построена на основе концентрического принципа размещения
материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с
постепенным наращиванием сведений. Расположение материала даёт возможность
разделять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и
отрабатывать их отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей,
лежащих в основе любого понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки
умений и навыков. Концентрическое построение программы создаёт условия для
постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Так как обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) недоступны абстрактные понятия, в которых отражены многоаспектные
языковые признаки (берутся в ознакомительной форме), то программа включает только те
грамматические сведения, которые обладают малой научной дифференцированностью. Не
по всем темам курса грамматики даются теоретические обобщения и соответствующая
терминология.
Содержание программы
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 7 классе представлено в виде
пяти разделов, целью изучения которых является не только запоминание грамматической
теории и орфографических правил, но и умение применять изученный грамматикоорфографический материал в устной и письменной речевой практике.
В области фонетики продолжается работа над освоением детьми разницы
произношения и написания слов, сопоставления звучания и их графического отображения
путем повторения материала за предыдущие годы. Основной упор в области фонетики в 7
классе сделан на приучении ребенка к орфоэпическим нормам русского языка.
В 7 классе заканчивается планомерное изучение раздела «Состав слова. Текст»,
цель изучения которого – сформированное представление у ребенка о слове как о системе
языковых значений.
Фундаментом в формировании правописных и речевых умений и навыков служит
морфология, поэтому основной задачей раздела «Части речи. Текст» становится
систематизация частей речи и их зависимость друг от друга для обогащения и
активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. В 7 классе ведется
работа по обогащению знаний о наиболее важных для дальнейшего развития навыков
речи и письма. Основная работа ведется в направлении следующих частей речи: «Имя
существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»; ключевым материалом является
изучение темы «Имя прилагательное». При изучении грамматики характерно
концентрическое введение грамматических категорий.
В 7 классе учащиеся знакомятся с построением сложных предложений. Улучшают
навыки работы с простыми синтаксическими конструкций с разным видом
распространенности. Поскольку их изучение имеет большое значение в воспитании
ребенка с психическим недоразвитием, его приобщения к самостоятельной жизни,
изучение синтаксического раздела русского языка включено в программу всех лет
обучения.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и АООП школы
по данной дисциплине и состоит из ряда тем:
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
глухие и звонкие. Разделительный «ь». Алфавит.
Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без
соединительных гласных.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слова. Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок.
Приставка и предлог. Разделительный «ъ».
Части речи.
Различение частей речи по вопросам и значению.
2
Имя существительное: общее значение. Род имен существительных. Написание
мягкого знака
(ь)
после шипящих в конце слов у существительных женского
рода. Число имен существительных. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен
существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном
числе.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа
имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование
имени прилагательного
с
существительным в роде, числе и падеже. Спряжение
имен прилагательных. Правописание родовых и падежных окончаний имен
прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Правописание глаголов с -ться, -тся. Правописание частицы
«не» с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные
местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Синтаксис.
Предложение Простые и сложные предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте.
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки
препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное
предложение.
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Работа с деформированным текстом. Распространение
текста.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам,
материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по
коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с
привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в
стенгазету, объявление, заявление.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по
памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения
или сочинения и т.д.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида ра бот (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта
и грамматического разбора и т.д.).В числе видов грамматического разбора следует
использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов,
членов предложения на основе установление связей слов в предложении,
конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматикоорфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
3
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы «Русского языка» за седьмой класс должны стать
следующие личностные результаты:
осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Стандарт определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень предполагает:
знание алфавита;
знание согласных и гласных звуков;
умение списывать слова в тексте по слогам, отдельные слова целыми
словами;
умение ставить ударение в словах;
построение простого распространенного предложения;
умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами с
предварительным анализом;
решать орфографические задачи с помощью учителя;
подбирать однокоренные слова с помощью вопроса;
различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя;
участвовать в составлении поздравительной открытки;
4
Достаточный уровень предполагает:
умение подбирать группы родственных слов, разбирать их по составу;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
оформлять деловые бумаги;
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
(45-50 слов);
находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся
словах;
пользоваться школьным орфографическим словарем;
умение составлять пересказ текста по вопросам и записывать его под
руководством учителя (до 45 слов);
умение писать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами (35-40 слов);
умение списывать текст целыми словами, структурно сложные слова – по
слогам;
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
участвовать в составлении плана к тексту;
писать и правильно оформлять поздравительную открытку;
восстанавливать текст, по опорным словам, словосочетаниям.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется
всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
5
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
№
6
7
8
9
10
11
12
13
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
Разделительный мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки в словах.
Правописание безударных гласных в словах.
Правописание звонких и глухих согласных в словах.
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Предложение. Текст.
Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения.
Распространение предложений однородными членами.
Составление предложений с однородными членами.
Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.
Деловое письмо. Написание адреса.
Обращение. Его место в предложении.
Употребление обращения в диалоге.
Кол.
часов
5
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
14
Предложение. Закрепление знаний.
1
15
Контрольная работа по теме «Предложение».
Состав слова. Текст.
1
4
16
Корень. Однокоренные слова.
1
17
Приставка.
1
1
2
3
4
5
Тема
Дата
6
18
Суффикс.
1
19
Окончание.
1
Правописание гласных и согласных в корне.
3
20
Безударные гласные в корне.
1
21
Звонкие и глухие согласные в корне.
1
22
Правописание в корне. Закрепление знаний.
1
Правописание приставок.
4
23
Гласные и согласные в приставках.
1
24
Разделительный твердый знак (ъ) после приставок.
1
25
Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний.
1
26
Изложение «Друзья и враги растений».
1
Сложные слова.
6
27
Знакомство со сложными словами.
1
28
Правописание сложных слов.
1
29
Образование сложных слов.
1
30
Состав слова. Закрепление знаний.
1
31
32
Контрольный диктант за I четверть «Состав слова».
Работа над ошибками.
Части речи. Текст.
Различение частей речи.
Образование одних частей от других.
Существительное.
Значение существительных в речи.
Использование существительных для сравнения одного
предмета с другим.
Род и число существительных.
Различение существительных мужского и женского рода с
шипящей на конце (ж, ш, ч, щ).
Правописание существительных с шипящей на конце.
Деловое письмо. Объявление.
Три склонения существительных в единственном числе.
Существительные 1-го склонения.
Определение склонения существительных по начальной форме.
Существительные 2-го склонения.
Существительные 3-го склонения.
Различение существительных 1, 2 и 3-го склонений.
1-е склонение существительных в единственном числе.
Ударные и безударные окончания существительных 1-го
склонения.
Замена существительных с ударным окончанием
существительными с безударным окончанием.
Правописание безударных падежных окончаний
1
1
2
1
1
6
1
1
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
7
существительных 1-го склонения.
Изложение «Дрессированная кошка» (стр. 100).
1
2-е склонение существительных в единственном числе.
2
Ударные и безударные окончания существительных 2-го
склонения.
Правописание безударных падежных окончаний
существительных 2-го склонения.
3-е склонение существительных в единственном числе.
1
Ударные и безударные окончания существительных 3-го
склонения.
Правописание безударных падежных окончаний
существительных 3-го склонения.
Текст. Установление последовательности фактов в тексте.
1
2
57
Склонение существительных в единственном числе.
Закрепление знаний.
Существительное. Закрепление знаний.
58
Существительное. Объяснительный диктант.
1
59
Диктант по теме «Склонение существительных».
1
60
Работа над ошибками.
1
61-62
Деловое письмо. Написание объяснительной.
2
Прилагательное.
Значение прилагательных в речи.
Описание предмета и его частей.
Использование прилагательных для сравнения предметов.
Словосочетания с прилагательными.
Согласование прилагательного с существительным в роде и
числе.
Различение окончаний прилагательных в единственном и
множественном числе.
Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
Постановка вопросов от существительного к прилагательному
в разных падежах.
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями
прилагательных.
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского
и среднего рода.
Связная речь. Сочинение по картине М. Врубеля «Царевналебедь» по опорным вопросам.
Склонение прилагательных женского рода.
Изменение прилагательных женского рода по падежам.
Постановка вопросов от существительных к прилагательным в
разных падежах.
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями
прилагательных.
Правописание падежных окончаний прилагательных женского
6
1
1
1
1
1
49
50
51
52
53
54
55-56
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
1
11
1
1
1
1
4
1
1
1
1
9
1
1
1
1
8
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
рода.
Правописание падежных окончаний прилагательных в
единственном числе.
Правописание падежных окончаний прилагательных в
единственном числе.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Изложение «Угольки» (стр. 154).
Контрольная работа по теме «Прилагательное».
Глагол.
Значение глаголов в речи.
Использование глаголов для сравнения предметов.
Время и число глаголов.
Различение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Различение глаголов по числам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.
Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в
прошедшем времени.
Время и число глаголов. Закрепление знаний.
Текст. Составной план текста.
1
1
1
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Неопределенная форма глагола.
3
92
Понятие о неопределенной форме глагола.
1
93
Правописание глаголов в неопределенной форме.
1
94
Постановка глаголов в неопределенную форму.
1
Частица «не» с глаголами.
5
95
Использование частицы «не» в значении отрицания.
1
96
Наблюдение за правописанием частицы «не» с глаголами.
1
97
Правописание частицы «не» с глаголами.
1
98
Глагол. Закрепление знаний.
1
99
Контрольный диктант за III четверть: «Правописание
глаголов».
Местоимение.
Личные местоимения.
Значение личных местоимений в речи.
Лицо и число местоимений.
Местоимения 1-го лица.
Местоимения 2-го лица.
Местоимения 3-го лица.
Связная речь. Сочинение по личным наблюдениям «Погода
сегодня».
Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по
родам.
Различение местоимений по лицам и числам.
Личные местоимения. Закрепление знаний.
1
Самостоятельная работа по теме: «Местоимение».
1
100
101
101
102
103
104
105
106
107108
109
2
1
1
12
1
1
1
1
1
1
2
9
110
111112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Написание письма.
1
2
Предложение. Текст. Простое предложение.
Однородные члены предложения без союза и с союзом «и».
Однородные члены предложения с союзами «а», «но».
Однородные члены предложения с союзами «и», «а», «но».
Обращение.
Знаки препинания при обращении.
Простое предложение. Закрепление знаний.
Сложное предложение.
Части сложного предложения.
Знаки препинания в сложном предложении.
Составление сложных предложений.
Простое и сложное предложения. Закрепление знаний.
Проверочная работа по теме «Предложение».
Повторение.
Деловое письмо. Заметка.
Состав слова.
Правописание в приставке и корне.
Существительное.
Прилагательное.
Изложение «На краю родной земли» (стр. 249).
Глагол.
Местоимение.
Контрольная работа за год по теме «Части речи».
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Литература
1.
Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для
детей с нарушениями интеллекта: учебник для студентов пед. Вузов. – М.: Просвещение,
2011. – 335с.
2.
Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М., Морковкин В.В. Большой универсальный
словарь русского языка. – М.: Грамота, АСТ-Пресс Школа, 2023. – 1468с
3.
Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический
словарь русского языка. – М.: Грамота, АСТ-Пресс Школа, 2023. – 1014с.
4.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя. – М.: Гуманитарн. изд.
Центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.
5.
Якубовская Э. В. Русский язык. Методические рекомендации. 5–9 классы
(ФГОС ОВЗ): учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2020. –
264с.
Учебно-методические и технические средства обучения:
1.
Бгажнокова
И.М. Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, – М.: «Просвещение», 2013 г.
2.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Учебник «Русский язык» 7 класс, – М.:
«Просвещение», 2019 г.
3.
Демонстрационные таблицы и печатные пособия, компьютер, интерактивная
доска.
10
Интернет-ресурсы:
1.
Образовательная онлайн-платформа для школьников, родителей и учителей
«Учи.ру». [Электронный доступ]. URL: https://uchi.ru/teachers/lk/main.
2.
Образовательная социальная сеть / Русский язык. [Электронный доступ].
URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk.
3.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный доступ].
URL: http://festival.1september.ru.
4.
Образовательный портал «Инфоурок». [Электронный доступ]. URL:
https://infourok.ru.
11