Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по русскому языку (далее –
Рабочая программа) адресована обучающимся 6 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее – Стандарт) и на основании Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. приказом № 1026, на основе программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы,
под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Рабочая программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю), в том числе на
контрольные и проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по русскому языку используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Русский язык» 6 класс, под ред. Н.Г. Галунчиковой,
Э.В., Якубовской – М.: «Просвещение», 2019 г.
Изучение учебного предмета «Русский язык» в шестом классе имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование
на этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она содержит
материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая
практика».
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому
особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Уроки русского языка в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении имеют коммуникативно-речевую направленность, делают более
продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:
познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и
мышления у школьников с ОВЗ;
познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции речи;
воспитательную направленность как средство адаптации к жизни.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является
нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому
программа обучения построена на основе концентрического принципа размещения
материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с
постепенным наращиванием сведений. Расположение материала даёт возможность
разделять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и
отрабатывать их отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей,
лежащих в основе любого понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки
умений и навыков. Концентрическое построение программы создаёт условия для
постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Так как обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) недоступны абстрактные понятия, в которых отражены многоаспектные
языковые признаки (берутся в ознакомительной форме), то программа включает только те
грамматические сведения, которые обладают малой научной дифференцированностью. Не
по всем темам курса грамматики даются теоретические обобщения и соответствующая
терминология.
Содержание программы
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 6 классе представлено в виде
пяти разделов, целью изучения которых является не только запоминание грамматической
теории и орфографических правил, но и умение применять изученный грамматикоорфографический материал в устной и письменной речевой практике.
В области фонетики закрепляется информация об уже изученных понятиях, также
актуализируется словарный запас по этим правилам. Повторение раздела «Звуки и буквы.
Текст» основано на возврате к наиболее важным и тяжело усвояемым темам с большей
сложностью и глубиной. К уже имеющимся знаниям о типологии звуков
(гласные/согласные), а также их подтипов (твердые и мягкие согласные, глухие и
звонкие), добавляется понимание слабой и сильной позиции звука, а также способов
работы с ними без теоретического обобщения этих терминов.
Изучение морфемных составляющих слова ограничивается повторением
прошлогоднего материала, а именно, закрепление знаний о компонентах строения слова
(корень, окончание, приставка, суффикс). Основной упор идет на заучивание детьми
орфографических правил, посредством обращения к уже изученному материалу. Благодаря
дифференцированному подходу в усвоении более сложных орфограмм, информация
раздела «Состав слова. Текст» помогает ребенку облегчить процесс ее усвоения. Большое
значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ
слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных
слов) и др.
Основной задачей раздела «Части речи. Текст» становится изучение
морфологических признаков существительного (род, число, падеж), прилагательного
(род, число, падеж) и глагола (время, число). Для формирования понимания у учащихся
лексико-грамматических средств в программу постепенно вводится изучение синонимии
и антонимии без теоретического обоснования понятий.
В 6 классе, наряду с повышением навыка построения простых синтаксических
конструкций с разным видом распространенности, закрепляются орфографические и
пунктуационные навыки. Поскольку изучение единиц языка с интонационной и
смысловой законченностью имеет большое значение в воспитании ребенка с психическим
недоразвитием, его приобщения к самостоятельной жизни, изучение синтаксического
раздела русского языка включено в программу всех лет обучения.
Большое внимание в 6 классе уделяется формированию навыков связной
письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать
свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная
работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения.
Подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы,
подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом – создают основу,
позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 6 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение
осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в
оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается
2
формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого
изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении объявления, записки и
др.).
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и АООП школы
по данной дисциплине и состоит из ряда тем:
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
парные и непарные по звонкости - глухости. Гласные ударные и безударные. Проверка
написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов.
Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне
слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и
предлог. Разделительный «ъ».
Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное. Различение частей речи по
вопросам.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и
нарицательные. Род имен существительных. Число имен существительных. Понятие о 1,
2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в
единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам.
Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа
имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование
имени прилагательного
с
существительным в роде, числе и падеже. Спряжение
имен прилагательных. Правописание родовых и падежных окончаний имен
прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее). Изменение глагола по лицам и числам.
Синтаксис.
Словосочетание.
Предложение
Простые
и
сложные
предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания
в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте.
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки
препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении.
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Работа с
деформированным текстом. Распространение текста.
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Сочинение творческого
характера по личным наблюдениям.
Деловое письмо.
Адрес на конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые.
Заметка в стенгазету, объявление. Письмо с элементами творческой деятельности.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
3
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по
памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения
или сочинения и т.д.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта
и грамматического разбора и т.д.). В числе видов грамматического разбора следует
использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов,
членов предложения на основе установление связей слов в предложении,
конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматикоорфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы «Русского языка» за шестой класс должны стать
следующие личностные результаты:
осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Стандарт определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень предполагает:
знание алфавита;
4
знание согласных и гласных звуков;
умение списывать слова в тексте по слогам, отдельные слова целыми
словами;
умение ставить ударение в словах;
построение простого распространенного предложения;
умение различать и обозначать на письме гласные и согласные звуки;
умение писать под диктовку отдельные слова и короткие предложения с
предварительным разбором изученных орфограмм;
участвовать в обсуждении темы текста;
правильно записывать свой домашний адрес.
писать под диктовку отдельные слова и короткие предложения с
предварительным разбором изученных орфограмм.
Достаточный уровень предполагает:
умение подбирать группы родственных слов, разбирать их по составу;
умение решать орографические задачи: проверять написание безударных
гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
определение некоторых грамматических признаков существительного,
глагола, прилагательного;
умение строить простое распространенное предложение;
умение различать и обозначать на письме гласные и согласные звуки;
умение пользоваться школьным орфографическим словарем;
знание способа проверки написания гласных и согласных (путем изменения
формы слова);
умение составлять пересказ текста по вопросам и записывать его под
руководством учителя (до 45 слов);
умение писать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами (40-45 слов);
списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные
слова по слогам, соблюдать красную строку при списывании текста;
доказывать принадлежность слов к определенным частям речи,
ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется
всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
5
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол.
Дата
часов
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
10
1
Гласные и согласные. Их различие.
1
2
Безударные гласные в словах.
1
3
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.
1
4
Сомнительные гласные и согласные в словах.
1
5
Текст. Части текста. Красная строка.
1
6
Непроверяемые гласные и согласные в словах.
1
7
Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме.
1
8
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы».
1
9-10
Деловое письмо. Адрес. Заполнение конверта по образцу.
2
Предложение. Текст.
11
11
Деление текста на предложения.
1
12
Выделение главных и второстепенных членов предложения.
1
6
13
Нераспространенные и распространенные предложения.
1
14
1
15
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным
планом.
Распространение предложений с помощью рисунков.
16
17
Распространение предложений с помощью вопросов.
Однородные члены предложения.
1
1
18
Предложение. Закрепление знаний по теме.
1
19
Самостоятельная работа по теме «Предложение».
1
20-21
Деловое письмо. Поздравление. Виды поздравлений.
Составление поздравлений в соответствии с правилами
речевого этикета.
Состав слова. Текст.
2
22
Корень и однокоренные слова.
1
23
Окончание как изменяемая часть слова.
1
24
1
25
Образование смысловой связи между словами с помощью
окончания.
Приставка как часть слова.
26
Изменение значения слова в зависимости от приставки.
1
27
Суффикс как часть слова.
1
28
Разбор слова по составу.
1
Правописание безударных гласных в корне.
4
29
Написание гласных в корне однокоренных слов.
1
30
Проверяемые и проверочные слова.
1
31
Проверка безударных гласных в корне
1
32
Контрольная работа за I четверть.
Правописание звонких и глухих согласных в корне.
Написание согласных в корне однокоренных слов.
Проверяемые и проверочные слова.
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных
в корне.
Правописание приставок.
Приставка и предлог.
Различение приставки и предлога.
Наблюдение за правописанием гласных в приставках.
Правописание гласных в приставках.
Правописание безударных гласных в корне и приставке.
Текст. Деление текста на части по данному плану.
Наблюдение за правописанием согласных в приставках.
Правописание приставок на согласную.
Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.
1
3
1
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
1
7
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
Различение написания слов с разделительным твердым знаком
(ъ) и без него.
Состав слова. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме «Состав слова».
Части речи. Текст.
Существительное, прилагательное, глагол.
1
Различение существительных, прилагательных, глаголов в
предложении.
Имя существительное.
1
50
Значение существительных в речи.
1
51
Существительные, обозначающие явления природы.
1
52
Существительные, называющие один и тот же предмет поразному.
Существительные, противоположные по значению.
1
45
46
47
48
49
53
1
1
2
1
13
1
55
Род и число существительных. Различение существительных по 1
родам.
Изменение существительных по числам.
1
56
Существительные собственные и нарицательные.
1
57
Большая буква в именах собственных.
1
58
Кавычки в именах собственных.
1
59
1
60
Различение написания существительных собственных и
нарицательных.
Имя существительное. Закрепление знаний.
61
Контрольная работа за II четверть.
1
62
Деловое письмо. Поздравление с днем рождения.
1
Изменение существительных по падежам.
Понятие о склонении.
Определение падежей существительных по вопросу.
Именительный падеж – Кто? Что?
Родительный падеж – Кого? Чего?
Дательный падеж – Кому? Чему?
Винительный падеж – Кого? Что?
Творительный падеж – Кем? Чем?
Предложный падеж – О ком? О чем?
Текст. Подтверждение основной мысли текста
дополнительными фактами.
Понятие о начальной форме.
Постановка существительных в начальную форму.
Изменение существительных по падежам. Закрепление
полученных знаний.
Контрольная работа по теме «Имя существительное».
Деловое письмо. Письмо. Составление текста письма по
образцу.
Имя прилагательное.
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
54
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76-77
1
1
1
1
1
2
4
8
82
83
84
85
Значение прилагательных в речи.
Описание явлений природы с помощью прилагательных.
Описание человека, животных с помощью прилагательных.
Прилагательные, противоположные по значению.
Изменение прилагательных по родам и числам.
Изменение прилагательных по родам.
Окончания прилагательных мужского рода.
Окончания прилагательных женского рода.
Окончания прилагательных среднего рода.
1
1
1
1
7
1
1
1
1
86
Определение родовых окончаний прилагательных.
1
87
Изменение прилагательных по числам.
1
88
Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний.
1
Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
12
89
Понятие о склонении прилагательных.
1
90
Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.
1
91
92
Именительный падеж прилагательных мужского и среднего
1
рода.
Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. 1
93
Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
1
94
Винительный падеж прилагательных мужского и среднего
рода.
Творительный падеж прилагательных мужского и среднего
рода.
Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
1
1
98
Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
Закрепление знаний по теме.
Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное».
99
Повторение изученного в III четверти.
1
100
Контрольная работа за III четверть.
1
Глагол.
Значение глагола в речи.
Глаголы, противоположные по значению.
Различение существительных, прилагательных, глаголов.
Изменение глаголов по временам.
Настоящее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различение глаголов по временам.
Деловое письмо. Сочинение коллективного письма на
заданную тему, ответа на полученное письмо.
Изменение глаголов по числам.
Единственное и множественное число глаголов настоящего
времени.
Единственное и множественное число глаголов прошедшего
времени.
Единственное и множественное число глаголов будущего
3
1
1
1
4
1
1
1
1
2
78
79
80
81
95
96
97
101
102
103
104
105
106
107
108109
110
111
112
1
1
1
7
1
1
1
9
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131132
времени.
Текст. Связь частей в тексте.
Глагол. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме «Глагол».
Деловое письмо. Объявление.
Предложение. Текст.
Различение повествовательных, вопросительных,
восклицательных предложений.
Однородные члены предложения.
Определение однородных членов предложения.
Однородные члены предложения без союзов.
Однородные члены предложения с союзом «и».
Однородные члены предложения без союзов и с союзом «и».
Обращение.
Знакомство с обращением.
Место обращения в предложении.
Предложение. Закрепление знаний.
Самостоятельная работа по теме «Предложение».
Деловое письмо. Записка. Просьба. Приглашение.
Повторение.
Состав слова.
Правописание гласных и согласных в приставках и корне.
Части речи.
Контрольная работа за год.
Деловое письмо. Заметка в стенгазету.
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
2
Литература
1.
Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для
детей с нарушениями интеллекта: учебник для студентов пед. Вузов. – М.: Просвещение,
2011. – 335с.
2.
Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М., Морковкин В.В. Большой универсальный
словарь русского языка. – М.: Грамота, АСТ-Пресс Школа, 2023. – 1468с
3.
Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический
словарь русского языка. – М.: Грамота, АСТ-Пресс Школа, 2023. – 1014с.
4.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя. – М.: Гуманитарн. изд.
Центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.
5.
Якубовская Э. В. Русский язык. Методические рекомендации. 5–9 классы
(ФГОС ОВЗ): учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2020. –
264с.
Учебно-методические и технические средства обучения:
1.
Бгажнокова
И.М. Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, – М.: «Просвещение», 2013 г.
2.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Учебник «Русский язык» 6 класс, – М.:
«Просвещение», 2019 г.
3.
Демонстрационные таблицы и печатные пособия, компьютер, интерактивная
доска.
Интернет-ресурсы:
1.
Образовательная онлайн-платформа для школьников, родителей и учителей
«Учи.ру». [Электронный доступ]. URL: https://uchi.ru/teachers/lk/main.
10
2.
Образовательная социальная сеть / Русский язык. [Электронный доступ].
URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk.
3.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный доступ].
URL: http://festival.1september.ru.
4.
Образовательный портал «Инфоурок». [Электронный доступ]. URL:
https://infourok.ru.
11