Чтение 8 класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению (далее – Рабочая
программа) – это образовательная программа, адаптированная для категории
обучающихся 8 класса Государственного казенного образовательного учреждения для
обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной
центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – Стандарт) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы, на
основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе на контрольные
и проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по чтению используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Чтение» 8 класс под ред. З.Ф. Малышевой – М.:
«Просвещение», 2019 г.
Изучение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;

развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;

развитие положительных качеств и свойств личности;
Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе,
реализующей АООП. От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением
понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса
обучения.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем
социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо
обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными
возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Рабочая
программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через
совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных
произведений. Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая
практика».
Программный материал представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом
индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний,
умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности
и
структуры
дефекта
обучающихся,
что
предусматривает
необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый

диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы
к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных
героев произведения. Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
материала, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать
им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
С 8 класса вводится чтение статей периодической печати. По мере перехода
учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и
аннотаций на читаемые произведения. Вместе с тем (с учетом сложности контингента
учащихся) творческие работы по освоению литературных текстов могут выполняться
коллективно.
Содержание программы
Примерная тематика чтения
Устное народное творчество
Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной
культуре, об исторической народной памяти.
Былины, исторические песни, предания, сказки.
Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья – учись умуразуму; не нарушай данного слова и т.д.
Народная точка зрения на добро и зло.
Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.
Русская литература XIX
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса).
Биография и творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А.
Некрасова, И.С. Тургенева, К. Пруткова, И.С. Никитина, А.П. Чехова, А.И. Куприна и др.
Русская литература XX
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса).
Биография и творчество М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, Н.А.
Островского, И.А. Бунина, А.Н. Толстого. А.А. Платонова, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова,
А.Т. Твардовского, К.М. Симонова, К.Г. Паустовского, Н.М. Рубцова, Ф.А. Абрамова,
В.М. Шукшина, Р.П. Погодина, Ю.М. Нагибина, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, К.
Булычева, Ф.А. Искандера.
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и
беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его
оценкой классом.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа над текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков
героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и
произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного
произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.
Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста
для подтверждения определенных черт характера.
2

Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям
произведения (с помощью учителя).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения
современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера,
установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.
Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение
рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли
учителя, оставлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи
действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и
словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с
помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения
выделять незнакомые слова из текста и объяснять. Их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение
прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем, специального опроса по чтению,
пересказу или комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения подбираются незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года): VIII класс — 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися
техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого
(выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы предмета «Чтение» за восьмой класс должны стать
следующие личностные результаты:

развивать творческую личность путём приобщения к литературе как
искусству слова;

развивать способности организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками;

совершенствовать духовно-нравственные качества личности (чувство
ответственности, сострадание, взаимовыручка, чувство долга и т. п.);

развивать умение грамотно, точно, ясно излагать свои мысли в устной
форме;
3


работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно;

адекватно самостоятельно оценивать свои суждения, в случае
необходимости вносить в них коррективы;

слушать одноклассников, понимать позицию другого человека;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Предметные
результаты
освоения
образования
включают
освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Стандарт определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень предполагает:

правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

определение темы произведения (под руководством педагогического
работника);

ответы на вопросы педагогического работника по фактическому
содержанию произведения своими словами;

участие в коллективном составлении словесно-логического плана
прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста;

пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с
помощью педагогического работника);

выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;

определение главных героев текста;

выражение своего отношения к поступкам героев и событиям (с помощью
учителя);

нахождение в тексте незнакомых слов и выражений (с помощью
педагогического работника);

заучивание стихотворений наизусть (объем и количество стихотворений
зависит от индивидуальных особенностей учащегося);

самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень предполагает:

правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;

ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами
автора (выборочное чтение);

определение темы художественного произведения;

определение основной мысли произведения (с помощью педагогического
работника);

самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию
текста;

формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического
работника);

различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
4


определение собственного отношения к поступкам героев (героя); пересказ
текста по коллективно составленному плану;

нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения
и смысла с опорой на контекст;

ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы
(с помощью педагогического работника); самостоятельное чтение художественной и
периодической литературы;

знание наизусть 10-12 стихотворений.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки осуществляется всесторонняя
и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
5

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
 по способу предъявления (устные, письменные, практические);
 по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1-4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18-20
21
22
23
24
25

26

Тема урока
Устное народное творчество.
Сказки. «Волшебное кольцо» (русская народная
сказка).
Пословицы и поговорки. Баллады.
«Перчатка» (баллада) В.А. Жуковский.
«Нашла коса на камень» (баллада) И.З. Суриков.
Былины.
«Садко» (былина).
Произведения русских писателей XIX века.
Жизнь и творчество А.С. Пушкина.
«Публичное испытание» М.Я. Басина.
«Записки о Пушкине» И.И. Пущин.
Лирика Пушкина. «Памятник». «Во глубине
сибирских руд…» А.С. Пушкин.
«Зимнее утро» А.С. Пушкин.
Сочинение «Солнечное зимнее утро».
Стихи о дружбе «И. И. Пущину».
Стихотворение «Няне». А.С. Пушкин.
Тема любви в лирике Пушкина.
«Сожженное письмо» (отрывок). «Я вас любил…».
«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С.
Пушкин.
Проверочная работа «Жизнь и творчество А.С.
Пушкина».
Биография и творческий путь М.Ю. Лермонтова.
«Смерть поэта» (отрывок) М.Ю. Лермонтов.
«Родина» (отрывок) М.Ю. Лермонтов.
«Парус», «Сосна» М.Ю. Лермонтов.
Мини-сочинение «Родина в творчестве М.Ю.
Лермонтова».
Внеклассное чтение.
«Светлана» В.А. Жуковский.
Произведения русских писателей XIX века.

Кол-во
часов

Дата
проведения

9
4
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1

1
1
6
6

27-30

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49-56
57
58
59-60
61
62

63
64-65
66
67-77
78
79
80-83

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю.
Лермонтов.
Проверочная работа (тест) «Биография и
творчество М.Ю. Лермонтова»
Контрольное чтение.
Произведения русских писателей XIX века.
Творческий путь И.А. Крылова.
«Волк на псарне» И.А. Крылов.
«Осел и Соловей» И.А. Крылов.
«Муха и Пчела» И.А. Крылов.
Урок-драматизация басен Крылова по ролям.
Внеклассное чтение.
Газеты Магаданской области.
Произведения русских писателей XIX века.
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.
«Размышление у парадного подъезда» (отрывок)
Н.А. Некрасов.
«В полном разгаре страда деревенская…» Н.А.
Некрасов.
«Мороз, Красный нос» (наизусть четыре первые
строфы) Н.А. Некрасов.
«Русские женщины» (отрывок) Н.А. Некрасов.
Описание русской женщины по плану (по
творчеству Н.А. Некрасова).
Жизнь и творчество И.С. Никитина.
«Русь» (отрывок) И.С. Никитин.
«Утро на берегу озера» И.С. Никитин.
Биография И.С. Тургенева.
«Муму» (в сокращении) И.С. Тургенев.
Сочинение-описание главных героев «Муму».
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
«После бала» Л.Н. Толстой.
Контрольная работа (тест) по произведениям
русских писателей XIX века.
Контрольное чтение.
Произведения писателей первой половины XX
века.
Биография А.П. Чехова.
«Лошадиная фамилия» А. П. Чехов.
Жизнь и творчество В.Г. Короленко.
«Слепой музыкант» В.Г. Короленко.
Сочинение-отзыв на «Слепой музыкант» В.Г.
Короленко.
Биография М. Горького.
«Макар Чудра» М. Горький.

4

1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
2
1
1
26
1
2
1
11
1

.

1
4
7

84
85
86
87
88
89

90
91
92-93
94

95
96-98
99
100
101

102
103
104105
106110
111112
113
114115
116
117
118
119
120122

Письменный пересказ «Истории Лойко и Радды» с
предварительным разбором.
Жизнь и творчество С. Есенина.
«Спит ковыль» С. Есенин.
«Пороша» С. Есенин.
«Отговорила роща золотая» С. Есенин.
Внеклассное чтение.
Поэзия С. Есенина.
Произведения писателей первой половины XX
века.
Коллективное сочинение «Описание русской
природы в творчестве С. Есенина».
Знакомство с жизнью и творчеством А.П.
Платонова.
«Разноцветная бабочка» А.П. Платонов.
Внеклассное чтение.
Журналы. Экскурсия в детскую библиотеку.
Произведения писателей первой половины XX
века.
Творчество А.Н. Толстого.
«Русский характер» А.Н. Толстой.
Проверочная работа по теме «Произведения
русских писателей первой половины XX века».
Контрольное чтение.
Внеклассное чтение.
Районная газета «Рассвет Севера».
Произведения писателей второй половины XX
века.
«Некрасивая девочка». Н. А. Заболоцкий.
Биография. К.Г. Паустовского.
«Телеграмма» К.Г. Паустовский.

1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
2
1
1
6
1
3
1
1
1
1
22
1
1
2

«Дикая собака Динго или повесть о первой любви»
Р.И. Фраерман.
«Пекины бутсы» Л.А. Кассиль.

5

Биография. А.Т. Твардовского.
«Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»)
А.Т. Твардовский.
«Кто стрелял?» (отрывок из поэмы «Василий
Теркин») А.Т. Твардовский.
«В наступление» (отрывок из поэмы «Василий
Теркин») А.Т. Твардовский.
Написание письма В. Теркину «Письмо из
будущего».
Биография В.М. Шукшина.
«Гринька Малюгин» В. М. Шукшин.

1
2

2

1
1
1
1
3
8

123

124

125
126128
129
130
131
132

Написание заметки «Мужественный поступок» по
произведению
«Гринька
Малюгин»
В.М.
Шукшина.
Внеклассное чтение.
Просмотр и обсуждение кинофильма «Повесть о
настоящем человеке».
Произведения писателей второй половины XX
века.
«Далекая и близкая сказка» (из повести
«Последний поклон» В.П. Астафьева).
«Алфред» Р.П. Погодин.

1

Стих «Родина» А.А. Суриков.
Обобщающий урок по теме «Произведения
русских писателей второй половины XX века».
Проверочная работа по теме «Произведения
русских писателей второй половины XX века».
Контрольное чтение.

1
1

1
1
8
1
3

1
1

Литература
Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Аргументы

1.
Даль В.И.
недели, 2021. – 856с.
2.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2013. – 200с.
3.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование,
2020. – 1376с.
4.
Шишкова М. И. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. — М.: Просвещение, 2020. — 200 с.
Учебно-методические и технические средства обучения:
1.
Бгажнокова
И.М. Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, – М.: «Просвещение», 2013 г.
2.
Малышева З.Ф. Учебник «Чтение» 8 класс, – М.: «Просвещение», 2019 г.
3.
Демонстрационные таблицы и печатные пособия, компьютер, интерактивная
доска.
Интернет-ресурсы:
1.
Образовательная онлайн-платформа для школьников, родителей и учителей
«Учи.ру». [Электронный доступ]. URL: https://uchi.ru/teachers/lk/main.
2.
Образовательная социальная сеть / Чтение. [Электронный доступ]. URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie.
3.
Образовательный портал «Инфоурок». [Электронный доступ]. URL:
https://infourok.ru.
4.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный доступ].
URL: http://festival.1september.ru.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».