Чтение 7 класс

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению (далее – Рабочая
программа) – это образовательная программа, адаптированная для категории
обучающихся 7 класса Государственного казенного образовательного учреждения для
обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной
центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – Стандарт) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы, на
основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю), в том числе на контрольные и
проверочные работы.
Для реализации рабочей программы по чтению используется учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы «Чтение» 7 класс под ред. А.К. Аксеновой – М.:
«Просвещение», 2019 г.
Изучение учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;

развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;

развитие положительных качеств и свойств личности;
Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе,
реализующей АООП. От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением
понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса
обучения.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем
социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо
обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными
возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Рабочая
программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через
совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных
произведений. Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая
практика».
Программный материал представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом
индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний,
умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности
и
структуры
дефекта
обучающихся,
что
предусматривает
необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый

диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы
к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных
героев произведения. Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
материала, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать
им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
Начиная с 7 класса учащиеся включаются в круг литературного чтения.
Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются
монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов,
творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным
положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с
биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие
понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Учащиеся учатся
различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя,
понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами
выразительности чтения.
Содержание программы
Примерная тематика
Устное народное творчество как отражение жизни человеческого общества
Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты —
внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное
повторение событий, концовка. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и
поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений
устного народного творчества.
Русская литература XIX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов.)
Биография
и
творчество
А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова,
И. А. Крылова,
Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.
Русская литература XX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов, их общественной
значимости для времени.)
Биография и творчество М. Горького, К. Г. Паустовского, А. Т. Твардовского,
К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, М.В. Исаковского, М.М.
Зощенко, К.Я. Ваншенкина, А.Г. Алексина, В.П. Катаева.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с
нормами литературного произношения.
Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в
остальных случаях — после анализа.
Умение
самостоятельно
подготовиться
к
выразительному
чтению
проанализированного
в
классе
произведения
или
отрывка
из
него.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом
Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять
главную мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев,
определять их мотивы. Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с
позиции его нравственной ценности.
2

Составление характеристики героя (с помощью учителя).
Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление
воображаемых диалогов главных действующих лиц.
Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста
Различение частей текста описательного и повествовательного характера.
Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.
Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с незнакомыми
словами, развитие умения правильно объяснять их. Выделение образных средств языка,
их использование в пересказе.
Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с
помощью авторских слов характера героя, событий, отношения к ним автора
Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение произведений для
юношества. Чтение отдельных статей из газет и журналов. Обсуждение прочитанных
книг. Составление отзывов. Ведение коллективных дневников внеклассного чтения (с
помощью учителя).
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения подбираются незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года): VII класс — 90-100 слов.
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Итогом усвоения программы предмета «Чтение» за седьмой класс должны стать
следующие личностные результаты:

формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как
одного из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития;

совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в
процессе чтения;

развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе
знакомства с литературными произведениями;

развивать морально-этические представления, эмоционально-нравственную
отзывчивость;

развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;

развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;

развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений.
Предметные
результаты
освоения
образования
включают
освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Стандарт определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
3

Минимальный уровень предполагает:

правильное, осознанное чтение целым словом, доступных по содержанию
текстов;

чтение про себя проанализированных ранее текстов;

определение темы произведения (под руководством педагогического
работника);

ответы на вопросы педагогического работника по фактическому
содержанию произведения своими словами;

участие в коллективном составлении словесно-логического плана
прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста;

пересказ близко к тексту отдельно взятых частей произведения;

установление последовательности событий в произведении; определение
главных героев текста;

составление элементарной характеристики героя на основе предложенного
плана и по вопросам педагогического работника;

нахождение в тексте незнакомых слов и выражений с помощью
педагогического работника;

заучивание стихотворений наизусть (объем текста и количество
стихотворений с учетом особенностей учащегося);

участи в уроках внеклассного чтения с выполнением посильных заданий.
Достаточный уровень предполагает:

правильное, осознанное чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных
норм орфоэпии;

чтение про себя с предварительным заданием легких по содержанию
текстов;

ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами
автора (выборочное чтение);

определение темы художественного произведения;

определение основной мысли произведения (с помощью педагогического
работника);

формулировка вопросов к тексту (с помощью педагогического работника);

различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;

деление текста на части с присвоением заглавия к каждой из них (с
помощью педагогического работника);

соотнесение читаемого произведения с определенным жанром (с помощью
педагогического работника);

определение собственного отношения к поступкам героев (героя); пересказ
текста по коллективно составленному плану;

нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения
и смысла с опорой на контекст;

выбор интересующей литературы, составление отзывов на прочитанную
литературу (с помощью педагогического работника);

знание наизусть 10-11 стихотворений.
Система оценки
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
4

задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений,
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые личностные
результаты могут быть оценены исключительно качественно. На основании применения
метода экспертной оценки осуществляется всесторонняя и комплексная оценка овладения
обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Результаты анализа должны быть представлены в следующей форме:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики
развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки
личностных достижений заносятся в Индивидуальную программу сопровождения
обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
 по способу предъявления (устные, письменные, практические);
 по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше к общему объему заданий, выполненных верно, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка 4 «хорошо» – от 51% до 65% заданий;
Оценка 5 «очень хорошо» (отлично) – свыше 65%.

Календарно-тематическое планирование
5

№
п/п
1
2-4
5
6
7-8
9
10
11
12
13
14
15-23
24
25
26
27
28-29
30
31
32
33
34
35
36
37
38-39
40
41-52
53
54
55-56
57
58
59-61

Тема урока
Устное народное творчество.
Устное народное творчество.
«Сивка-бурка» (cказка).
«Журавль и Цапля» (cказка).
«Умный мужик» (сказка).
«Три поездки Ильи Муромца» (былина).
Народные песни.
Пословицы. Загадки.
Обобщение по теме «Устное народное творчество».
Контрольное чтение.
Внеклассное чтение.
Русские народные сказки.
Из произведений русской литературы XIX века.
А. Пушкин. Биография.
«Сказка о царе Салтане» А. Пушкин.
«Зимний вечер» А. Пушкин.
«У Лукоморья» А. Пушкин.
Проверочная работа «Произведения А. Пушкина».
М. Лермонтов. Биография.
«Бородино» М. Лермонтов.
И. Крылов. Биография.
«Кукушка и Петух» И. Крылов.
Контрольное чтение.
Внеклассное чтение.
Сказки А. Пушкина
Из произведений русской литературы XIX века.
«Волк и журавль» И. Крылов.
«Слон и Моська» И. Крылов.
Н. Некрасов. Биография.
«Несжатая полоса» Н. Некрасов.
«Генерал Топтыгин» Н. Некрасов.
Л. Толстой. Биография.
«Кавказский пленник» Л. Толстой.
Проверочная работа «Кавказский пленник».
А. Чехов. Биография.
«Хамелеон». А. Чехов.
Внеклассное чтение.
«Иду по тайге» С. Олефир.
Из произведений русской литературы XIX века.
В. Короленко. Биография.
«Дети подземелья» В. Короленко.

Кол-во
часов
12
1
3
1
1
2
1
1
1
1
1
1
23
1
9
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
23
1
1
1
1
2
1
12
1
1
2
1
1
5
1
3

Дата
проведения

6

62
63
64-70
71
72

73
74-78
79-83
84
85-87
88
89
90-93
94
95-98
99
100
101-103
104
105
106
107
108-110
111-113
114-115
116-120
121-124
125
126
127
128

Контрольное чтение.
Внеклассное чтение.
А. Чехов. Рассказы
Из произведений русской литературы XIX века.
«Дети подземелья» В. Короленко.
Сочинение «Дети подземелья» по образцу.
Проверочная работа «Русские произведения XIX
века».
Из произведений русской литературы XX века.
М. Горький. Биография.
«Детство» М. Горький.
«В людях» М. Горький.
Проверочная работа «Творчество М. Горького».
«Детство» М. Исаковский.
«Ветер» М. Исаковский.
«Весна» М. Исаковский.
«Последний черт» К. Паустовский.
Внеклассное чтение.
«Емеля-охотник» (Ч.1) Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Из произведений русской литературы XX века.
«Великие путешественники» М. Зощенко.
Контрольное чтение.
Внеклассное чтение.
«Флаг» В. Катаев.
Из произведений русской литературы XX века.
«Сын артиллериста» М. Симонов.
«Деревья» Н. Рыленков
«Весна» Н. Рыленков
«Холмы, перелески...» Н. Рыленков.
Обобщающий урок по теме «Творчество Н.
Рыленкова».
«Капитан Клюквин» Ю. Коваль.
«Картофельная собака» Ю. Коваль.
Внеклассное чтение.
Стихотворения из цикла «Победители» А. Сурков.
Из произведений русской литературы XX века.
«Багульник» Ю. Яковлев.
«Время говорит пора» Р. Погодин.
«Двадцать девятое февраля» А. Алексин.
«Мальчишка» К. Ваншенкин.
«Снежки» К. Ваншенкин.
Внеклассное чтение.
«Емеля-охотник» (Ч.2) Д.Н. Мамин-Сибиряк.

1
1
1
9
7
1
1
21
1
5
5
1
3
1
1
4
1
1
5
4
1
1
1
13
3
1
1
1
1
3
3
2
2
12
5
4
1
1
1
1
1
7

129
130-131
132

Из произведений русской литературы XX века.
Проверочная работа «Из произведений русской
литературы XX века».
Повторение изученного за год «Произведения XIXXX веков».
Контрольное чтение

4
1
2
1

Литература
Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Аргументы

1.
Даль В.И.
недели, 2021. – 856с.
2.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2013. – 200с.
3.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование,
2020. – 1376с.
4.
Шишкова М. И. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. — М.: Просвещение, 2020. — 200 с.
Учебно-методические и технические средства обучения:
1.
Бгажнокова
И.М. Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, – М.: «Просвещение», 2013 г.
2.
Демонстрационные таблицы и печатные пособия, компьютер, интерактивная
доска.
3.
Малышева З.Ф. Учебник «Чтение» 5 класс, – М.: «Просвещение», 2019 г.
Литература для внеклассного чтения:
1.
Бирюков Ю.С. «Сборник военных песен».
2.
Давыдова Л.С., Труфанова Л.А. Хрестоматия к региональной программе
«Северячок».
3.
Есенин С.А. «Стихотворения».
4.
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Емеля-охотник.
5.
Олефир С. «Дай руку, пошли…», «Иду по тайге».
6.
Осеева В. «Динка», рассказы.
7.
Пушкин А.С. «Сказки».
8.
Русские народные сказки.
9.
Чехов А.П. «Лошадиная фамилия».
Интернет-ресурсы:
1.
Образовательная онлайн-платформа для школьников, родителей и учителей
«Учи.ру». [Электронный доступ]. URL: https://uchi.ru/teachers/lk/main.
2.
Образовательная социальная сеть / Чтение. [Электронный доступ]. URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie.
3.
Образовательный портал «Инфоурок». [Электронный доступ]. URL:
https://infourok.ru.
4.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный доступ].
URL: http://festival.1september.ru.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».