Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по логопедической коррекции
(далее - Рабочая программа) – это образовательная программа, адаптированная для
категории обучающихся
4 класса Государственного казенного образовательного
учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 2», разработанная с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии: с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(вариант
1),
предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам
освоения; с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012
г.; учебного плана
ГКОУ «МОЦО № 2»; с адаптированной основной
общеобразовательной программой ГКОУ «МОЦО № 2»; с учебником для ВУЗов
«Логопедия» под. редакцией Л.С. Волковой, М.: Просвещение», 1989г.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции
нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной
деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого
себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование
полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне
развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств
языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и
навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Данный предмет «Логопедические занятия» входит в корркционно-развивающую
область.
Основная цель: коррекция и развитие всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной речи.
Задачи программы:
развивать
артикуляционную
моторику,
фонематические
процессы,
грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи;
- создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности
учащихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного
восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений,
мелкой моторики;
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и
закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей
воспитанников;
- обучать практическому усвоению лексических и грамматических средств языка;
- способствовать овладению фонетическим строем языка, воспитывать
артикуляционные навыки, коррекция звукопроизношения, способствовать овладению
звука- слоговой структурой, формированию фонематического восприятия;
Данная программа ориентирована на состав 4-го класса ГКОУ «МОЦО №2».
Распределение учебного материала представлено с учётом познавательных
возможностей учащихся и с опорой на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего
развития» каждого ученика класса. Нарушения речи у большинства учащихся 4 класса
носят характер системного недоразвития речи различной степени тяжести, для которого
характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются
нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Индивидуальная работа
Кроме фронтальных логопедических занятий программой предусмотрена и
индивидуальная работа с учащимися. Состав учащихся для индивидуальных занятий
определяется сложностью речевого дефекта, особенностями и нарушением развития.
Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только
на один изолированный дефект. Индивидуальная работа в 4 классе предусмотрена для
всех учащихся:
1)
Учащаяся, имеющая системное недоразвитие речи лёгкой степени
(нарушение фонетико-фонематического строя, лексики, грамматического строя; нарушено
звукопроизношение). Кроме речевых нарушений имеет диагноз ПМПК: легкая
умственная отсталость.
2)
Учащийся, имеющий системное недоразвитие речи лёгкой степени
(нарушение фонетико-фонематического строя, лексики, грамматического строя; нарушено
звукопроизношение). Кроме речевых нарушений имеет диагноз ПМПК: легкая
умственная отсталость.
Третий ученик, получает логопедическую помощь в МОГКУ «Детский дом №1» п.
Ола
Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия
составляет 20-30 минут.
Индивидуальная работа с учащимися 4-го класса осуществляется по следующим
направлениям:
Направлени
Виды работы / цели и задачи
Ф.И.
Виды занятий
я
обучения
учащегося
Работа
над массаж,
направленный
на
звукопроизно укрепление мышц губ и языка;
шением
- артикуляционная и дыхательная
гимнастика;
- постановка звуков С, З, Ц, Щ, Ч, Ш,
Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ;
- автоматизация звуков в слоге, слове,
фразе
и
свободной
речи
дифференциация звуков близких по
звучанию, по глухости -звонкости,
твёрдости-мягкости (С-Ш, Ш-Ж, ЛЛЬ, Ч-Щ, Р-Л и пр.)
Развитие
- нахождение места звука в слове
фонематичес (начало, середина, конец);
кого слуха и - определение наличия или отсутствия
восприятия
звука в слове;
- дифференцирование слогов и слов
близких по звучанию;
- определение последовательности
звуков в слогах
дифференцирование
гласных
согласных звуков
Формировани подбор
слов-антонимов
Индивидуальные
Подгрупповые,
индивидуальные
Подгрупповые,
е
лексико- существительных и прилагательных;
грамматическ - обогащение словаря прилагательных
их категорий и глаголов;
- работа над образованием и
изменением слов;
- согласование слов в словосочетании
и предложении
Работа
над - отработка изолированных стечений
слоговой
согласных, введение в слово
структурой
отработка слов сложной слоговой
слова
структуры
Формировани - пересказ текста со зрительной
е
связной опорой (картинному плану) и без;
речи
работе
с
текстами
цепной
организации (по Воробьёвой);
- составление описательных рассказов
(приём описания);
- составление рассказов по серии
картин и по одной сюжетной
работа с деформированными текстами
Развитие
- учить ориентироваться относительно
графомотори другого, на листе бумаги;
ки
и - правильное использование в речи
ориентировка предлогов
закрепление правильного образа букв
Обучение
- звукобуквенный анализ слогов и
элементам
простых слов;
грамоты
- деление слов на слоги, соотнесение
со схемой;
- составление схем предложений,
подбор предложения к схеме;
- анализ предложения с помощью
картинок и символов
Развитие
- учить понимать многоступенчатые
понимания
словесные инструкции;
речи
- учить понимать значения глаголов
близких по значению;
- учить понимать и объяснять
значения некоторых слов
Развитие
- развивать потребность в общении;
коммуникати - стимулировать речевую активность;
вной
- формировать навыки общения;
функции речи формировать связное высказывание
Социализаци - закрепить у обучающихся умения
я
выражать свои желания и потребности
в
процессе
продуктивного
взаимодействия со сверстником;
обогатить
опыт
разрешения
значимых для детей жизненных
ситуаций с помощью альтернативных
средств коммуникации (графических
изображений,
пиктограмм,
индивидуальные
Подгрупповые,
индивидуальные
Подгрупповые,
индивидуальные
Индивидуальные
Подгрупповые
Индивидуальные
Групповые
Индивидуальные
напечатанных
устройств)
слов,
электронных
Общая характеристика предмета
Программа предусматривает следующую логопедическую работу:
Предварительный этап. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие
дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики,
развитие слухового восприятия и внимания.
Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушенном произношениипостановка и автоматизация): гласных А, У, Ы, О, И, Э, губных согласных П, Б, М,
переднеязычных согласных Т, Д, Н, губно-зубных согласных В, Ф.
Коррекция произношения заднеязычных звуков:
- постановка и автоматизация звуков К, Г, Х;
- слухопроизносительная дифференциация звуков Г-К-Х.
Коррекция произношения свистящих звуков:
- постановка и автоматизация звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц;
- слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, З-ЗЬ, С-Ц.
Коррекция произношения шипящих звуков:
- постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч, Щ;
- слухопроизносительная дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ.
Коррекция произношения соноров:
- постановка и автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ;
- слухопроизносительная дифференциация звуков Л-ЛЬ, Р-РЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ.
Коррекция произношения звука Й:
- постановка и автоматизация звука Й;
- слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ-Й.
Устранение фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений
языкового анализа и синтеза.
Развитие языкового анализа и синтеза.
Развитие анализа структуры предложения.
Развитие слогового анализа и синтеза: органы речи. Звуки и буквы. Гласные и
согласные звуки. Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука в слове.
Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговой анализ и синтез слов.
Развитие фонематического анализа и синтеза:
Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука
из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в
слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной
структуры.
Дифференциация М-МЬ, Н-НЬ, Б-БЬ, П-ПЬ, В-ВЬ, Ф-ФЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, Т-ТЬ, З-ЗЬ,
С-СЬ, Х-ХЬ, Л-ЛЬ, Р-РЬ:
Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда. Буквы А-Я, О-Ё,
У-Ю, Ы-И.
Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.
Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем):
- развитие анализа структуры предложения. Развитие слогового анализа и синтеза.
Развитие фонематического анализа и синтеза. Дифференциация твёрдых и мягких
согласных.
Дифференциация звонких и парных согласных.
Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации смешиваемых
звуков включает два этапа:
- предварительный этап работы над каждым из звуков;
- этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Звуки буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф.
Звук и буква П. Звук и буква Б. Дифференциация Б-П.
Звук и буква Т. Звук и буква Д. Дифференциация Т-Д.
Звук и буква С. Звук и буква З. Дифференциация С-З.
Звук и буква К. Звуки буква Г. Дифференциация К-Г.
Звук и буква Ш. Звук и буква Ж.Дифференциация Ш-Ж.
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Дифференциация С-Ш, З-Ж, Ь-Щ, С-Ц, Ч-Т, Ч-Ш, Ц-Ч, Ш-Щ, Ц-Т.
Приёмы работы над дифференциацией смешиваемых звуков:
- определить звуки по беззвучной артикуляции;
- повторение, записывание слогов с одинаковыми гласными, с разными гласными;
- чтение слов, запись слов под диктовку;
- преобразовать слоги, заменяя один звук другим;
- определить место звуков в словах;
- подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова;
- сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия;
- игра в лото;
- вставить пропущенные буквы в тексте;
- дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком;
- составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.
Коррекция нарушения чтения и письма:
Развитие анализа структуры предложения. Развитие слогового анализа и синтеза.
Развитие фонематического анализа и синтеза. Дифференциация твёрдых и мягких
согласных. Дифференциация звонких и глухих согласных. Дифференциация фонем,
имеющих акустико - артикуляционное сходство:
- звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.
- звуки буква К. Звуки буква Х. Дифференциация К-Х.
- звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х.
- звук и буква О. Звук и буква У. Дифференциация О-У.
- обозначение мягкости согласных на письме.
- устранение оптической дисграфии и дислексии:
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А. Развитие
зрительного восприятия и зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса.
Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия,
пространственных представлений, зрительно - пространственного анализа и синтеза.
Коррекционная работа на лексическом уровне:
Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные.
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и
адекватного их применения, образование имён существительных, и прилагательных,
дифференциация возвратных и невозвратных глаголов, дифференциация глаголов,
противоположных по значению. Практическое овладение навыками образования слов при
помощи приставок и адекватного их применения. Приставки: В, ВЫ, НА, НАД, ПОД, ЗА,
ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ. Понятие о родственных словах. Корень слов. Образование
родственных слов. Образование сложных слов. Морфемный анализ и синтез слов
различной структуры.
Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведётся в
контексте определённых тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные и т. Д.), и в
русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях,
динамической структуры слов. Восполнение пробелов в области лексических средств,
следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На
каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Дифференциация предлогов и приставок. Практическое усвоение словосочетаний.
Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словосочетания, образованные по способу управления. Закрепление применения
падежных форм.
Совершенствование связной речи:
Расчленение сложных предложений на простые. Составление сложных
предложений из простых. Переконструирование простых предложений в сложные.
Конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному,
главному предложению и т.д.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи обучающихся с умственной отсталостью требует
организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане ГКОУ
«МОЦО № 2» предусмотрены часы логопедических занятий.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся
часы в первую и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия
– уроки, на которые отводится 40 минут. На индивидуальные занятия отводится 20-30
минут.
Занятия с учащимися 4 класса проводятся 3 раза в неделю.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных
особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта учащихся.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную
обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в
соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Содержание рабочей программы
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение
тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал,
формы звукового анализа и синтеза.
Программа включает в себя следующие направления:
- коррекция звуковой стороны речи;
- формирование лексико-грамматического строя.
Звуковая сторона речи
- развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания;
- постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структур;
- последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика
(параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте);
- развитие фонематических процессов;
- формирование прочных звукобуквенных связей;
- понятия «звук» и «буква». Алфавит;
- звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных;
- различение шипящих ч, щ, ж, ш;
- дифференциация звонких и глухих согласных, твердых и мягких;
- различение ударных и безударных гласных;
- различение букв по кинестетическому сходству и оптическому (б-д, р-п, х-ж, т-п,
л-м).
Лексика- грамматическая сторона речи.
- название предметов и явлений;
- расширение круга собственных имён;
- сравнение предметов, их классификация;
- слова, обозначающие действие предметов;
- умение находить в тексте слова, обозначающие действия предметов;
- практическое усвоение согласование прилагательных с существительными;
- обогащение словаря (согласно развитию детей);
-употребление в речи простых предлогов;
-простое распространённое предложение. Установление связи между словами в
предложениях по вопросам.
Программа для учащихся 4-го класса включает в себя следующие разделы:
- обследование.
- дифференциация звонких и глухих согласных;
- дифференциация твёрдых и мягких согласных;
- дифференциация согласных;
- ударение. Ударные и безударные гласные;
- слоговая структура слова;
- слова, обозначающие предметы;
- слова, обозначающие признак предмета;
- работа с предлогами;
- предложение;
- текст;
- обследование.
Обследование учащихся:
- развитие языкового анализа и синтеза;
- развитие анализа структуры предложения;
- развитие слогового анализа и синтеза.
Звукобуквенный анализ и синтез слов. Совершенствование навыка определения
первого и последнего звука в слове; количества звуков в слове.
Слоговой анализ и синтез слов. Определение порядка слогов в слове; деление
двусложных и трёхсложных слов на слоги; закрепление знаний о частях слова, тренировка
в морфологическом разборе слов.
Ударение. Закрепление у учащихся знаний об ударении, ударной гласной и
ударном слоге; умения ставить ударение в односложных, двусложных, трёхсложных
словах.
Обозначение мягкости согласных на письме. Тренировка навыка обозначения
твёрдых и мягких согласных на письме посредством гласных букв; твёрдые и мягкие
согласные звуки перед гласными А-Я, У-Ю, Ы-И, Е; знакомство с непарными твёрдыми
согласными звуками Ж, Ш, Ц и непарными мягкими согласными звуками Ч, Щ, Й.
Разделительный
мягкий
знак.
Мягкий
знак
в
середине
слова;
смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова.
Твёрдые и мягкие согласные. Развитие навыков словообразования; закрепление
навыков слогового анализа; знаний о твёрдых и мягких согласных.
Звонкие и глухие согласные. Учить дифференцировать свистящие и шипящие в
слогах, словах, предложениях и тексте; выделение звонких и глухих согласных из ряда
звуков; Дифференциация Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, Л-Р, -С, Ч-Т, Ш-Щ, С-Ш, Ч-Щ, ЗЖ, Ч-Ц в устной и письменной речи.
Предложение. Обучение пересказу по опорным словам; по предметным
картинкам; учащиеся закрепляют знания о повествовательном, вопросительном,
восклицательном предложениях; закрепляют знания о начале и конце предложения.
Предлоги. Учащиеся упражняются в раздельном написании предлогов со словами;
в составлении предложений из заданных слов с предлогами; употреблении предлогов в
связной речи.
Вся работа ведётся на лексическом материале:
Времена года, сад, осень, овощи, фрукты, ягоды, село, поле, огород, инвентарь,
комната, мебель, посуда, одежда, обувь, комнатные растения, деревья, дикие птицы,
птицы перелётные, птицы зимующие, насекомые, домашние птицы, зима, зимние забавы,
зимняя обувь, зимний лес, дикие животные, домашние животные, семья, профессии,
орудия труда, транспорт, школа, класс, школьные мастерские, инструменты, весна,
праздники.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии
разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.
Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля:
индивидуальный, подгрупповой, групповой. Контроль в свою очередь делится на типы:
внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль
учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Планируемые результаты
Личностные:
- самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в
туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и
т.п.);
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик,
одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в
ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
- проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием
полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений,
использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
- положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление
интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям,
результатам своего труда и труда окружающих;
- готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;
- сформированность мотивации на коррекционных занятиях;
- ценностно-смысловые установки на занятии.
Предметные:
Учащиеся должны уметь:
- различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
- различать буквы, имеющие кинетическое сходство,
- ставить ударение;
- строить слого-ритмическую схему слова.
Система оценки
Так как предмет «Логопедическая коррекция» является коррекционным курсом и
входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область», он не
подразумевает отметочного оценивания учащихся. Показателем эффективности
логопедической работы и усвоения обучающимися материала 4 класса является динамика
становления коммуникативных и речевых умений, речевой активности.
При реализации данной программы используется три формы контроля:
индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы:
внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль
учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных условных
единицах:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа для 4 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость
102 часа в год, количество часов в неделю – 3
№
Количество
Тема
Дата
п/п
часов
1 четверть
1-2
Обследование речи учащихся
2
Звуковой анализ
3-4
Гласные звуки и буквы
2
5-6
Согласные звуки и буквы
2
Слоговая структура слова
7-8
Словообразующая роль гласных
2
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными
9-10
Твердые и мягкие согласные
гласными Ы-И в слогах
перед
2
11-12
Твердые и мягкие согласные
гласными Ы-И в словах
перед
2
13-14
Твердые и мягкие согласные
гласными А-Я в слогах
перед
2
15-16
Твердые и мягкие согласные
гласными А-Я в словах
перед
2
17-18
Твердые и мягкие согласные
гласными У-Ю в слогах
перед
2
19-20
Твердые и мягкие согласные
гласными У-Ю в словах
перед
2
21-22
Твердые
перед
2
и
мягкие
согласные
гласными О-Е в слогах
23-24
Твердые и мягкие согласные
гласными О-Е в словах
перед
2
25-26
Обозначение мягкости
помощи буквы Е
согласных
при
2
27-28
Обозначение мягкости
помощи буквы Ь
согласных
при
2
29
Разделительный Ь перед гласными Е, Е,
Ю, Я, И
1
30
Дифференциация
разделительного Ь
1
смягчающего
и
Дифференциация звонких и глухих парных согласных
31
Звонкие и глухие согласные
1
32
Дифференциация В-Ф в слогах и словах
1
33
Дифференциация В-Ф в предложениях
1
34
Дифференциация Г-К в слогах и словах
1
35-36
Дифференциация Г-К в предложениях
2
37
Дифференциация Д-Т в слогах и словах
1
38-39
Дифференциация Д-Т в предложениях
2
40-41
Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах
2
42-43
Дифференциация Ж-Ш в предложениях
2
44-45
Дифференциация З-С в слогах и словах
2
46-47
Дифференциация З-С в предложениях
2
Ударение
48
Выделение ударных гласных
1
49
Выделение безударной гласной в корне
1
Слова, обозначающие предметы
50
Слова, обозначающие предметы
1
51
Одушевленные
предметы
1
52
Слова, обозначающие
предметов
53
Существительные мужского рода
1
54
Существительные женского рода
1
55-56
Существительные среднего рода
2
и
неодушевленные
один,
много
1
Слова, обозначающие действие предмета
57-58
59-60
61-62
63-64
65
Слова, обозначающие действие предмета
Изменение слов, обозначающих действие
по родам
Изменение слов, обозначающих действие
по числам
Употребление глаголов с различными
приставками
Слова- действия, имеющие
противоположное значение
2
2
2
2
1
66-67
2
Слова-действия близкие по значению
Слова, обозначающие признак предмета
68-69
Слова, обозначающие признак предмета
Выделение ведущих признаков предмета
(цвет, величина)
Выделение ведущих признаков предмета
(форма, вкус)
Образование прилагательных с
уменьшительно-ласкательным значением
Образование относительных
прилагательных
Образование притяжательных
прилагательных
Предлоги-приставки
2
78
Предлог БЕЗ
1
79
Предлог ПОД
1
70
71
72-73
74-75
76-77
1
2
2
2
2
Предлоги-приставки
80-81
Предлог НАД
2
82-83
Предлог ОКОЛО
Дифференциация понятий предлогприставка
Родственные слова
2
Подбор родственных слов
2
84-85
86-87
2
Предложение
88
Словосочетание и предложение
1
89
Выделение предложений в тексте
1
90
Работа с деформированным предложением
1
91
Повествовательное предложение
1
92
Вопросительное предложение
1
93
Восклицательное предложение
1
94-95
2
Сложное предложение
Текст
96
97-98
99100
101102
Восстановление деформированного текста
Восстановления текста с пропущенными
словами
1
2
2
Пересказ текста по вопросам
2
Обследование речи учащихся
Всего:
102
Литература:
1.
А.В.
Ястребова.
Коррекция
нарушений
речи
у
учащихся
общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 2021г.
2.
А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского
языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 2019.
3.
В.П. Невская. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей –
логопедов. – М.: ТЦ Сфера, 2018 г.
4.
Г.А. Каше, Р.И. Шуйфер, Н.А. Никашина, Э.А. Евлахова. Исправление
недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 2019.
5.
Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий
для логопедов. – М., 2020.
6.
Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2021.
7.
Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа
и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2021.
8.
Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2022.
9.
Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у
школьников. – М.: «Просвещение», 2021.
10.
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М.: «Просвещение», 2018.
11.
Л.С. Волкова. Логопедия – М.: «Просвещение», 2019.