Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по
логопедической
коррекции (далее - Рабочая программа) - это образовательная программа, адаптированная
для категории обучающихся 3 класса Государственного казенного образовательного
учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 2», разработанная с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(вариант
1),
предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам
освоения; с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012
г.; учебного плана
ГКОУ «МОЦО № 2»; с адаптированной основной
общеобразовательной программой ГКОУ «МОЦО № 2»; с учебником для ВУЗов
«Логопедия» под. Редакцией Л.С. Волковой, М.: Просвещение», 1989г.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции
нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной
деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого
себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование
полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне
развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств
языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и
навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Данный предмет «Логопедические занятия» входит в коррекционно-развивающую
область.
Основная цель: коррекция и развитие всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной реи; формирование
навыков вербальной коммуникации.
В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание
коррекции нарушений речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи программы:
развивать
артикуляционную
моторику,
фонематические
процессы,
грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи;
- создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности
учащихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного
восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений,
мелкой моторики;
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и
закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей
воспитанников;
- создать коррекционные условия для развития познавательных функций и
личностных особенностей;
Данная программа ориентирована на состав 3-го класса ГКОУ «МОЦО №2». В
классе обучаются 2 человека.
Распределение учебного материала представлено с учетом познавательных
возможностей учащихся и с опорой на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего
развития» каждого ученика класса. Нарушения речи у большинства учащихся 3 класса
носят характер системного недоразвития речи различной степени тяжести, для которого
характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются
нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Индивидуальная работа
Кроме фронтальных логопедических занятий программой предусмотрена и
индивидуальная работа с учащимися. Состав учащихся для индивидуальных занятий
определяется сложностью речевого дефекта, особенностями и нарушением развития.
Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только
на один изолированный дефект. Индивидуальная работа в 3 классе предусмотрена для
четырех учащихся:
Учащийся, имеющий системное недоразвитие речи лёгкой степени (нарушение
фонетико-фонематического строя, лексики, грамматического строя; нарушено
звукопроизношение). Кроме речевых нарушений имеет диагноз ПМПК: умственная
отсталость лёгкой степени.
Учащийся, имеющий системное недоразвитие речи легкой степени (нарушение
фонетико-фонематического строя, лексики, грамматического строя; нарушено
звукопроизношение). Кроме речевых нарушений имеет диагноз ПМПК: легкая
умственная отсталость.
Данная программа учитывает специфику работы с детьми, имеющими другие
нарушения развития, а именно нарушение слуха. Работа с такими детьми имеет свою
специфику.
Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия
составляет 20-30 минут.
Индивидуальная работа с учащимися 3-го класса осуществляется по следующим
направлениям:
Направления
Виды работы / цели и
Виды занятий
Ф.И.
задачи обучения
Работа
над - массаж, направленный индивидуальные
звукопроизношением на укрепление мышц губ
и языка;
артикуляционная и
дыхательная гимнастика;
- постановка звуков С, З,
Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р,
РЬ;
- автоматизация звуков в
слоге, слове, фразе и
свободной речи;
- дифференциация звуков
близких по звучанию, по
глухости
-звонкости,
твёрдости-мягкости (СШ, Ш-Ж, Л-ЛЬ, Ч-Щ, Р-Л
и пр.)
Развитие
- нахождение места звука Подгрупповые,
фонематического
в слове (начало, середина, индивидуальные
слуха и восприятия
конец);
- определение наличия
или отсутствия звука в
слове;
- дифференцирование
слогов и слов близких по
звучанию;
- определение
последовательности
звуков в слоге;
- дифференцирование
гласных - согласных
звуков
Формирование
- подбор слов-антонимов
лексикосуществительных и
грамматических
прилагательных;
категорий
- обогащение словаря
прилагательных и
глаголов;
- работа над
образованием и
изменением слов
согласование слов в
словосочетании и
предложении
Работа над слоговой - отработка
структурой слова
изолированных стечений
согласных, введение в
слово
отработка слов сложной
слоговой структуры
Формирование
- пересказ текста со
связной речи
зрительной опорой
(картинному плану) и без;
- работе с текстами
цепной организации (по
Воробьёвой);
- составление
описательных рассказов
(приём описания);
- составление рассказов
по серии картин и по
одной сюжетной
работа с
деформированными
текстами
Развитие
Задачи:
графомоторики
и - учить ориентироваться
ориентировки
относительно другого, на
листе бумаги;
- правильное
использование в речи
предлогов
Подгрупповые
индивидуальные
Подгрупповые,
индивидуальные
Подгрупповые,
индивидуальные
Индивидуальные
закрепление правильного
образа букв
Развитие понимания Задачи:
Индивидуальные
речи
- учить понимать
многоступенчатые
словесные инструкции;
- учить понимать
значения глаголов
близких по значению
учить понимать и
объяснять значения
некоторых слов
Развитие
Задачи:
Групповые
коммуникативной
- развивать потребность в
функции речи
общении;
- стимулировать речевую
активность;
- формировать навыки
общения
формировать связное
высказывание
Социализация
Задачи:
Индивидуальные
- закрепить у
обучающихся умения
выражать свои желания и
потребности в процессе
продуктивного
взаимодействия со
сверстником;
- обогатить опыт
разрешения значимых для
детей жизненных
ситуаций с помощью
альтернативных средств
коммуникации
(графических
изображений,
пиктограмм,
напечатанных слов,
электронных устройств.
Общая характеристика предмета
Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья
встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного
развития.
Нарушения речи у детей с умственной отсталостью носят системный характер т.е.
затрагивают
фонетико-фонематическую
сторону
речи
(звукопроизношение,
звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь,
монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи).
Детям с системным недоразвитием речи или с нарушениями речи свойственны
нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или
высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы). Расстройства речи
у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности,
аномального психического развития в целом.
У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в
речевом общении, часто отказываются от общения со взрослыми, сверстниками проявляя
речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).В
связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области
речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не
разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко
воспринимает речь окружающих.
Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре
ребенка очень редко. Появление фраз в речи также значительно запаздывает. В 6-8лет
ответы ребенка чаще односложные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ
текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла
прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание
упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали,
которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют
перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи.
Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого
целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.
Поэтому в основе системы занятий по данной программе лежит комплексный
подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развитию
фонематического, лексического, грамматического строя речи как основы связанного
высказывания. Ведущим принципом планирования занятий является взаимосвязь
собственно речевых задач с коррекционными и воспитательными.
Коррекция звукопроизношения состоит из предварительного этапа, задачей
которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороны речи, и этапа
постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и
слухопроизносительные дифференцировки гласных, переднеязычных, заднеязычных,
свистящих, шипящих звуков, соноров.
Задачей коррекционной работы на фонетическом уровне является устранение
фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и
дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового
анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих,
свистящих и шипящих согласных, сонорных, заднеязычных, а также букв, имеющих
оптическое сходство.
Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного
запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно важной
является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно
усваиваются. В тоже время введение в речь обобщающих слов способствует развитию
операции обобщения. В работе по обогащению словарного запаса большое внимание
уделяется предикативному словарю (глаголы, прилагательные, числительные).
Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на коррекцию
аграмматической дислексии и дисграфии.
На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над
синтаксической стороной речи.
Совершенствование связной речи предполагает работу над текстом, контекстной
речью.
Формирование
грамматического
строя
речи
осуществляется
в
следующих направлениях:
- формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;
- совершенствование навыков словоизменения и словообразования;
- совершенствование связной речи.
В процессе работы по развитию навыков словоизменения и словообразования
обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на
употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и
прилагательного. Порядок работы определяется последовательностью появления форм
слова в онтогенезе.
Развитие связной речи осуществляется в процессе и на основе всех перечисленных
выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование
грамматического строя речи. Система логопедической работы по формированию связной
речи предусматривает постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие
связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию
сюжетно-ролевых картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на
картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке,
самостоятельный пересказ.
Программа составлена с учётом умственных и возрастных возможностей
обучающихся воспитанников. Частая повторяемость тем, но с включением элементов
новизны. Это связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью учащихся. Темы,
включённые в программу, рассчитаны на более длительные сроки, т.к. нарушения речи у
таких воспитанников носят стойкий характер.
Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению,
развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует
подготовке детей к усвоению учебного материала.
Специфика логопедической работы в коррекционной школе ГКОУ «МОЦО №2» п.
Ола обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности,
психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями
речевого развития и структурой речевого дефекта.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи обучающихся с умственной отсталостью требует
организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане ГКОУ
«МОЦО № 2» предусмотрены часы логопедических занятий.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся
часы в первую и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия
– уроки, на которые отводится 40 минут. На индивидуальные занятия отводится 20-30
минут.
Занятия с учащимися 3 класса проводятся 3 раза в неделю.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных
особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта учащихся.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную
обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в
соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Содержание рабочей программы
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение
тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал,
формы звукового анализа и синтеза.
Программа включает в себя 2 основных раздела:
- коррекция звуковой стороны речи;
- формирование лексико-грамматического строя.
Звуковая сторона речи
- развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания;
- постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структур;
- последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика
(параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте);
- развитие фонематических процессов;
- формирование прочных звукобуквенных связей;
- понятия «звук» и «буква». Алфавит;
- звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных;
- различение шипящих ч, щ, ж, ш;
- дифференциация звонких и глухих согласных, твердых и мягких;
- различение ударных и безударных гласных;
- различение букв по кинестетическому сходству и оптическому (б-д, р-п, х-ж, т-п,
л-м).
Лексика- грамматическая сторона речи.
- название предметов и явлений;
- расширение круга собственных имён;
- сравнение предметов, их классификация;
- слова, обозначающие действие предметов;
- умение находить в тексте слова, обозначающие действия предметов;
- практическое усвоение согласования прилагательных с существительными;
- обогащение словаря (согласно развитию детей);
- употребление в речи простых предлогов;
- простое распространённое предложение. Установление связи между словами в
предложениях по вопросам.
Программа для учащихся 3-го класса включает в себя следующие разделы:
- обследование;
- дифференциация звонких и глухих согласных;
- дифференциация твёрдых и мягких согласных;
- дифференциация согласных;
- ударение, ударные и безударные гласные;
- слоговая структура слова;
- слова, обозначающие предметы;
- слова, обозначающие признак предмета;
- работа с предлогами;
- предложение;
- текст;
- обследование.
Обследование учащихся:
- развитие языкового анализа и синтеза;
- развитие анализа структуры предложения;
- развитие слогового анализа и синтеза.
Звукобуквенный анализ и синтез слов. Систематизация у учащихся знаний
гласных и согласных звуках; умение определять место звука в слове.
Слоговой анализ и синтез слов. Уточнение понятий «слово» и «слог»; закрепление
умения выделять первый слог в слове; определять количество слогов в слове;
слогообразующая роль гласных букв; составление слов из слогов; деление слов на слоги.
Ударение. Обучение выделению ударного слога в слове; его ударной гласной;
соотношение слова с его ритмическим рисунком; место ударения в слове.
Обозначение мягкости согласных на письме. Закрепление знаний о гласных,
обучение сравнению согласных по твёрдости-мягкости на уровне звука, слога и слова;
обучение различению твёрдых и мягких согласных при произношении на слух.
Разделительный
мягкий
знак.
Мягкий
знак
на
конце
слова.
Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.
Твёрдые и мягкие согласные. Учит дифференцировать Б-БЬ, П-ПЬ, В-ВЬ, Ф-ФЬ, ГГЬ, К-КЬ, Д-ДЬ, Т-ТЬ, З-ЗЬ, С-СЬ изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Звонкие и глухие согласные. Уточнение артикуляции и акустических признаков
звонких и глухих согласных; учащиеся учатся различать звонкие и глухие согласные на
слух и в произношении на материале слогов, слов и предложений.
Предложение. Учащиеся учатся последовательному пересказу по вопросам; с
опорой на действие; с опорой на предметные картинки; на серию картинок; на сюжетную
картинку; по вопросам.
Предлоги. Учащиеся продолжат знакомство с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗПОД, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ; упражняются в раздельном написании предлогов со словами.
Вся работа ведётся на лексическом материале:
Времена года, сад, осень, овощи, фрукты, ягоды, село, поле, огород, инвентарь,
комната, мебель, посуда, одежда, обувь, комнатные растения, деревья, дикие птицы,
птицы перелётные, птицы зимующие, насекомые, домашние птицы, зима, зимние забавы,
зимняя обувь, зимний лес, дикие животные, домашние животные, семья, профессии,
орудия труда, транспорт, школа, класс, школьные мастерские, инструменты, весна,
праздники.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии
разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.
Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля:
индивидуальный, подгрупповой, групповой. Контроль в свою очередь делится на типы:
внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль
учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Планируемые результаты
Личностные:
- самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в
туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.);
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик,
одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в
ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
- проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием
полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений,
использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
- положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление
интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам
своего труда и труда окружающих;
- готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;
- сформированность мотивации на коррекционных занятиях;
- ценностно-смысловые установки на занятии.
Предметные:
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и
последовательность звуков, место звука в слове;
- различать звонкие и глухие согласные, различать свистящие и шипящие
согласные.
Система оценки
Так как предмет «Логопедическая коррекция» является коррекционным курсом и
входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область», он не
подразумевает отметочного оценивания учащихся. Показателем эффективности
логопедической работы и усвоения обучающимися материала 3 класса является динамика
становления коммуникативных и речевых умений, речевой активности.
При реализации данной программы используется три формы контроля:
индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы:
внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль
учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы.
Результаты анализа должны быть представлены в е удобных условных единицах:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Рабочая программа для 3 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 102 часа
в год, количество часов в неделю – 3.
№
Количество
Тема
Дата
п/п
часов
1 четверть
1-2
Обследование речи учащихся
2
Предложение
3
Предложение. Слово
1
4
Звуки речи
1
5-6
Звуки и буквы
2
7-8
Согласные звуки и буквы
2
Слоговая структура слова
9-10
Анализ односложных слов
2
11-12
Анализ двусложных слов
2
13-14
Слогообразующая роль гласных
2
Ударение
15-16
Ударение
2
17-18
Ударные и безударные гласные
2
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными
19-21
Дифференциация твердых и мягких
согласных перед гласными И-Ы в слогах и
в словах
3
22-24
Дифференциация твердых и мягких
согласных перед гласными А-Я в слогах и
в словах
3
25-26
Дифференциация твердых и мягких
согласных перед гласными У-Ю в слогах
и в словах
2
27-28
Дифференциация твердых и мягких
согласных перед гласными О-Е в слогах и
в словах
2
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными
29
Обозначение мягкости согласных
помощи буквы Е в словах и в слогах.
при
1
30
Обозначение мягкости согласных
помощи буквы Ь в словах.
при
1
31
Разделительный Ь перед буквами Е, Ё, Ю,
Я, И
1
32
Дифференциация
разделительного Ь
1
Мягкий знак в слове
смягчающего
и
Дифференциация звонких и глухих парных согласных
33
Дифференциация Б-П в слогах и словах
1
34-35
Дифференциация Б-П в предложениях
2
36
Дифференциация В-Ф в слогах и словах
1
37-38
Дифференциация В-Ф в предложениях
2
39-40
Дифференциация Г-К в слогах и словах
2
41-42
Дифференциация Г-К в предложениях
2
43-44
Дифференциация Д-Т в слогах и словах
2
45-46
Дифференциация Д-Т в предложениях
2
47-48
Дифференциация Ж-Ш в предложениях
2
49
Дифференциация З-С в словах и слогах
1
Дифференциация согласных
50
Дифференциация С-Ц в словах и слогах.
1
51
Дифференциация С-Ц в предложениях.
1
52
Дифференциация Ч-Ц в слогах и словах.
1
53
Дифференциация Ч-Ц в предложениях.
1
Слова, обозначающие предметы
Слова, обозначающие одушевленные и
неодушевленные предметы.
Слова, обозначающие один и много
предметов.
2
58-59
Существительные в Р.п.ед. и мн. числа.
2
60-61
Существительные мужского рода.
2
62-63
Существительные женского рода.
2
64-65
Существительные среднего рода.
Слова, обозначающие большой и
маленький предмет.
2
Сравнение двух предметов.
Сопоставление форм одного и того же
глагола.
Употребление глаголов с различными
приставками (-в, -вы)
Употребление глаголов с различными
приставками (-при, -у)
2
74-75
Изменение глаголов по числам.
2
76-77
2
Изменение глаголов по родам.
Побор слов, обозначающих действия к
1
словам, обозначающим предметы.
Слова, обозначающие признак предмета
54-55
56-57
66
67-68
69-70
71-72
73
78
79
80
81-82
83-84
85-86
87
88
2
1
2
2
1
Образование относительных
1
прилагательных.
Образование прилагательных с
1
уменьшительно-ласкательным значением.
Слова, обозначающие признак предмета
Подбор прилагательных с
противоположным значением.
Подбор прилагательных, близких по
значению.
Выделение ведущих признаков предметов
(качество характера)
Выделение ведущих признаков предметов
(материал)
Предложение
2
Обозначение границ предложения
1
2
2
1
Составление предложений с
употреблением различных падежей (Р.п.)
Составление предложений с
употреблением различных падежей (Д.п.)
Составление предложений с
употреблением различных падежей (В.п.)
Составление предложений с
употреблением различных падежей (Т.п.)
Составление предложений с
употреблением различных падежей (П.п.)
1
94
Дополнение предложений по вопросам
1
95
Работа с деформированным предложением
1
96
Повествовательное предложение
1
97
Вопросительное предложение
1
98
Восклицательное предложение
1
89
90
91
92
93
1
1
1
1
Текст
99
Восстановление деформированного текста
1
100
Пересказ текста по вопросам
1
101102
Составление рассказов по серии сюжетных
картинок.
Всего:
2
102
Литература:
1.
А.В.
Ястребова.
Коррекция
нарушений
речи
у
учащихся
общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2022г.
2.
А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского
языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 2021.
3.
В.П. Невская. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей –
логопедов. – М.: ТЦ Сфера, 2022 г.
4.
Г.А. Каше, Р.И. Шуйфер, Н.А. Никашина, Э.А. Евлахова. Исправление
недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 2020.
5.
Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий
для логопедов. – М., 2020.
6.
Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2021.
7.
Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа
и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2022.
8.
Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2021.
9.
Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у
школьников. – М.: «Просвещение», 2019.
10.
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. – М.: «Просвещение», 2019.
11.
Л.С. Волкова. Логопедия – М.: «Просвещение», 2020.